тропа общения с природой
методическая разработка (окружающий мир) по теме
экологическое воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa_aktualnost.docx | 65.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
«Тропа общения с природой»
Актуальность. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
Экологическое образование детей дошкольного возраста занимает большое значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и насекомых, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Экологическая тропинка, созданная в ГБДОУ №67, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Задачи организации экологической тропы:
- Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
- Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
- Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления
Формы реализации
- Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы.
- Занятия на экологической тропе.
- Использование сказочных персонажей.
- Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
- Практическая деятельность.
- Наблюдение за живой и неживой природой.
- Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.
- Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).
- Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.
Гипотеза: Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней.
Что такое экологическая тропинка? Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов.
При организации экологической тропы детского сада мы обследовали территорию детского сада и вместе с ребятами выделили разнообразные и наиболее интересные объекты. Путешествие по тропе начинается непосредственно со здания детского сада, где находится
Объект № 1 «Лесной островок» (ель, сосна заморская)
Ели, сосны на опушке - до небес макушки - слушают, молчат,
смотрят на внучат. А внучата — елочки, тонкие иголочки —
У лесных ворот водят хоровод.
Цель:
- Знакомство с экосистемой «Лес», формировать знания о хвойных деревьях (что у них общего и в чем отличия), взаимосвязи растений с окружающей средой (солнце – свет, вода, тепло, почва, птицы).
- Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы все нужны друг другу на земле».
- Воспитывать эмоционально – положительное бережное отношение к растительному миру, научить видеть их красоту и неповторимость.
- Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе.
Далее тропинка ведет ребят по территории садика. Здесь были выделены следующие разнообразные объекты растительного мира.
Объект № 2 «Вазоны с цветами» (петунья, герань, настурция, бархатцы)
У петуньи – хлопотуньи
Дел всегда невпроворот.
Ведь подруг у лепетуньи –
Развесёлый хоровод.
И со всеми поделиться
Она планами спешит,
Хочет знать, в какое платье
Нарядиться надлежит.
Выбор платьев у петуньи –
Всех цветов не перечесть:
Белый цвет и цвет вишнёвый,
И лиловый даже есть!
Но какой из них по нраву
Ей придётся, не узнать,
И горда она по праву
Тем, что может выбирать!
Ярким солнечным букетом
Предо мною – бархатцы.
Расцветают ранним летом.
Я смеюсь от радости!
Пусть просты, зато нарядны.
Пышным кустиком горят.
Запах горький, но приятный,
И лучистый добрый взгляд.
Даже осенью дождливой
Будут тешить нас они.
Но особенно игривы,
Утром, в солнечные дни.
Цель:
- Развитие эстетического восприятия природы, закрепления и обобщения знаний, полученных воспитанниками в процессе общения с цветами;
- Продолжать знакомить детей с цветами, растущими в вазонах;
- Закреплять представления о строение цветка: стебель, листья, цветки, корни;
- Уточнять знания детей о том, какие условия необходимы для роста и развития растений (земля, тепло, вода);
- Учить детей правилам ухода за растениями;
- Воспитывать любовь к природе, заботливому отношению ко всему живому
Объект № 3 « Ориентировка»
Есть компас и можно за кладом идти.
Но нет, не спеши, погоди!
Без знаний дорога длинна и трудна.
Как компас работает, не знаю — беда.
Друзья, помогите, скорей подскажите,
Дорогу по компасу мне объясните.
Годовые кольца шире
С южной стороны берёз.
Это знают во всем мире —
Говорю я вам всерьёз.
(Верно.)
Удалой молодец на тропинке стоит,
Но куда же пойти, он никак не решит.
Посредине тропы серый камень лежит,
Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.
(Неверно.)
Рядом с камнем дубы на поляне шумят,
И прохожим они свою речь говорят:
«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,
Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.
С юга много ветвей, и длинней, и пышней,
В ту сторонку иди, будь смелей и умней».
(Верно.)
Полдень летний, полдень жаркий,
Солнце светит за спиной.
Лето дарит нам подарки,
Справа — запад, юг — за мной.
(Неверно, слева — запад
Цель:
- Познакомить детей с компасом.
- Формировать представление об ориентировании на карте и местности.
- Познакомить детей с природными ориентирами: солнце, звезды, мох на деревьях.
- Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города. Закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый); о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора. Продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
Объект № 4 «Хвойная дорожка» (ели и сосны)
На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ... . (Сосна)
Сосны до неба хотят дорасти. Небо ветвями хотят подмести. Чтобы в течение года Ясной стояла погода.
Цель:
- Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
- Закреплять умение детей узнавать сосну по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
- Формировать представления о значении хвойных деревьев в жизни человека.
Объект № 5 «Огород « Витаминка »» (лук, морковь, свекла, помидор, огурец, капуста, картошка, кабачок, тыква, перец)
Огород наш, огород, всё на нем всегда растёт,
Если руки не ленивы, если мы трудолюбивы.
Если всё наоборот? Не растёт наш огород.
Что же нужно предпринять, чтоб засеять и убрать?
Вот, когда наоборот, нужно сделать нам обход
И немного потрудиться, чтоб чего-нибудь добиться.
Прежде чем придёт весна, заготовим семена.
«Что посеешь, то пожнёшь!» И, конечно, – соберёшь.
Проявить должны заботу, видно по труду работу.
И тогда наш огород расцветёт и оживёт.
Подрастут слегка росточки, их польём в своём садочке.
Чуть земельку распушим и корням дышать дадим.
Травку выполем везде, чтобы дать протечь воде.
Так в заботе, помощи вырастут все овощи!
Свежие огурчики, помидоры, перчики.
Фрукты, овощи свои. До чего ж вкусны они!
Есть морковка и лучок, острый перец, чесночок.
Поработаем немножко – вырастет своя картошка.
Приходите посмотреть, Вы не будете жалеть
Цель:
- Систематизировать и дополнять знания детей о культурных растениях, растительных сообществах.
- Учить проводить сравнительный анализ овощей, закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста, закреплять знания об овощах, их названии, форме, размере, цвете, поверхности, вкусе.
- Научить ребят описывать овощи, отмечая их существенные признаки; научит отличать овощи на ощупь и на вкус; закрепить в словаре детей обобщающее слово «овощи» и познакомить с понятием «похожие».
- Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
- Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.
Объект № 6 «Цветник «Альпийская горка»
Всё на горке по весне
Так свежо, чисто и просто.
А на самой вышине
Выпускает листья хоста.
Нежность розового цвета,
Камня серого суровость…
Но давно соседство это
В альпинариях - не новость.
Овсяница сизая
«снопы» свои развесила,
И петунью снизу
посадили весело.
Бархатцы, настурция,
серебро «коралла»…
На альпийской горке
места что-то мало.
Цель:
- Рассказать детям о том, что такое альпийская горка, можно рассмотреть и потрогать камни, рассказать об особенностях растений, развивать эмоциональную сферу ребёнка.
- Продолжать наблюдать за ростом и развитием цветов на горке.
- Закреплять название цветов и кустарников; познакомить с понятием однолетние и многолетние цветы; умение ухаживать за растениям, поливать их, пропалывать.
Объект № 7 «Цветочная полянка» (мать-и-мачеха, одуванчики, клевер, лютики)
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Пушистый клевер летом
Расцветает на опушке.
Пчела жужжит, летит к нему,
А с ней – её подружки.
Пушистый клевер с пчёлками
Поделится нектаром.
И пчёлки скажут радостно:
«Работаем недаром.
Нектар доставим в улей,
В мёд вкусный превратим.
И сладкую продукцию
Сластёнам отдадим!»
Цель:
- Развивать представления о первых весенних цветах, называть цветы.
- Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о первых весенних цветах.
- Рассказать детям, почему цветы получили такое название, как, например, мать-и-мачеха и др.
- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к природе, научить видеть красоту и неповторимость.
- Разучивание с детьми стихов о весенних цветах.
Объект № 8 «Аллея русских берез»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится и гнется, и не ломится
Цель:
- Продолжать знакомство с деревьями за территорией участке детского сада, их разновидностями, рассмотреть русскую березку и клен.
- Формировать знания об особенностях жизни деревьев, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.
- Воспитывать бережное отношение к деревьям как живому объекту природы.
- Разучить с детьми стихи, песенки и хороводы о березе.
Объект № 9 «Овощная грядка»
Капуста, как царица,
Любит нарядиться.
Платье пышное одела,
Как на трон на грядку села.
На грядке из-под листочка
Смотрят два дружочка,
Два зеленых молодца —
Два хрустящих огурца.
Цель:
- Рассказать детям, какие овощи выращиваем на грядке (фасоль, капуста, огурцы).
- Систематизировать и дополнять знания детей о культурных растениях.
- Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
- Формировать умения ухаживать за растениями. Выбирать способы ухода за ними.
- Разучить стихи, загадки и хороводы об овощах.
Объект № 10 «Ягодка» (смородинка красная и черная)
Красная, чёрная, белая,
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились.
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая,
Вздыхает смородина спелая:
- Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.
Смородина прекрасная,
Есть черная, есть красная.
Как правило, растет в саду
А может даже и в лесу.
Сварить варенье можно с ней,
Компот, повидло. Не жалей.
Насобираешь много ты,
Кругом растут эти кусты.
Как на кустике смородинном
Завязался урожай;
Потихоньку спеет вроде бы…
Поскорее поспевай!
Твои маленькие косточки
Смысла нету выбирать;
Наберем мы ягод в горсточку,
Будем славно пировать.
Цель:
- Продолжать знакомить с ягодным кустарником черной и красной смородины.
- Рассказать детям, как выглядят кусты смородины, чем отличаются листья черной и красной смородины; как выглядят ягоды смородины, какого цвета бывают они; какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины (витамин С)
- Помогать воспитателю в уходе за кустарниками; формировать умение и желание работать сообща.
- Разучить стихи и загадки о кустарниках.
Объект № 11 Аллея «Русские красавицы» (рябинки)
Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина- красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.
Цель:
- Расширить кругозор детей о деревьях на территории детского сада (рябинки кудрявые).
- Расширять знания о рябине: она пригодна в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью; ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятными на и слаще на вкус; как мы можем сохранить ее от морозов.
- Вспомнить, что рябинка красива во все времена года; развивать умения сравнивать ее с другими деревьями, находить отличия.
- Воспитывать бережное отношение к деревьям, понимать их пользу для человека.
- Разучить с детьми стихи, загадки, песни и хороводы о рябине.
Объект № 12 Игровая спортивная площадка ( дидактические, подвижные, хороводные игры экологического содержания)
Пастух. Гуси, гуси! Отвечают: Га-га-га!
Пастух. Есть хотите? Да! Да! Да!
Пастух. Так летите! Гуси: Нам нельзя!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух. Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Цель:
- Обогащение чувственно-эмоционального опыта освоения детьми знаний и развитие на этой основе интереса к миру и процессу познания.
- Создание основы практического владения речью в разных ситуациях (в пределах конкретных сфер общения, в познавательной, игровой деятельности и т. д.)
- Развитие мышления в плане осознания себя, своего места в природе, в мире людей (семья, детский сад, город, страна, мир…)
- Развитие общей культуры, включающей языковую, а также культуру общения в разных условиях.
- Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений.
- Воспитывать у детей интерес к соревнованиям как форме максимального проявления их физических и психических возможностей.
- Развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве.
Объект № 13 Тропа здоровья (ходьба босиком по участку травы, морским камушкам, по массажным коврикам, игровые физичекие и оздоровительные упражнения)
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья. С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.
По зеленой травке
Босыми ногами
Мы бегаем все –
И ты бегай с нами.
Цель:
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Улучшение их эмоционально-психического состояния.
- Повышение сопротивляемости детского организма инфекционным заболеваниям.
- Профилактика плоскостопия у детей.
- Улучшение координации движеня у детей.
- Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Объект № 14 «Зеленая аптека» (лекарственные травы: ромашка, подорожник, крапива, лопух, одуванчик).
Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она,
Вам здоровья даст,
Силушки сполна!
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (одуванчик)
Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)
Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: "Беда, беда!"
Что в огороде? (Лебеда)
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная... (душица)
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (зверобой)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом... (медуница)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
Цель:
- Закрепить знания детей о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада, об их целебных свойствах;
- Познакомить детей с целебными кустарниками;
- Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);
- Формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Объект № 15 «Рябина заморская» (деревья рябины)
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод для души,
Из рябины бусы очень хороши!
Цель:
- Воспитывать умение видеть красоту природы.
- Расширить и уточнить знания детей о рябине заморской.
- Развивать любознательность, интерес к природы.
Объект № 16 «Пернатые друзья» (воробьи, синички, трясогузки, снегири, стрижи, скворцы, ласточки)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы выжили!
-Мы живы, живы мы!
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил —
Не скворечник, а дворец!
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
На берёзе возле дома
Строила гнездо ворона.
Охраняет днём и ночью,
Мамой стать ворона хочет.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду
Голуби, голуби, глупые птицы,
Что вам на месте никак не сидится?
Хотим вас погладить — вы убегаете,
Хотим вас догнать — вы улетаете.
Что вы боитесь нас, глупыши?
Мы же совсем ещё малыши!
Цель:
- Расширять представление о жизни птиц в условиях города на основе наблюдений, различать птиц по внешнему виду (воробей, синица, голубь,снегирь, сорока);
- Закрепить знания детей о повадках птиц, особенности поведения, умение приспосабливаться к среде обитания;
- Развивать наблюдательные способности детей, умение описывать увиденное;
- Закреплять знания о перелетных птицах.
- Формировать представление о жизни птиц зимой, весной, летом и осенью. Дать детям понятие о том, что летом птицам не голодно, они питаются насекомыми, семенами растений.
- Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу.
- Разучить с детьми стихи, загадки о птицах.
- Воспитывать познавательный интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.
Объект № 17 Клумбы «Цветики - цветочки»
На клумбах растут астры, пионы и ромашка. Желтые и синие – все цветы красивые. Бабочки, жуки летают, Себе домик выбирают. Раз- цветок, два-цветок. У кого вкуснее сок? 1,2,3! 1,2,3! Свой цветок скорей найди.
Цель:
- Закреплять название цветов растущих на клумбах, побуждать желание детей рассказывать о внешнем виде (найти стебель, листья, цветки, корни), особенности строения цветка.
- Наблюдать за ростом и развитием цветов.
- Побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху).
- Закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
- Учить детей восхищаться красками природы, создавать благоприятные условия для произрастания растения на территории детского сада; формировать эстетическое восприятие окружающего мира; обратить внимание детей на многообразие удивительных оттенков декоративных растений в клумбе, различные сроки увядания растений;
- Способствовать бережному отношению к растениям, понимая их важность в экосистеме;
- Продолжать развивать навыки экологически грамотного ухода за растениями.
Путешествуя с детьми по экологической тропе, мы достигнем следующих результатов:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
- Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.
- Ребята научаться бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению поп отношению к миру природы.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
- Наблюдения, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:
- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
- развивать сенсорные качества каждого ребенка;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
Конспект наблюдения на объекте № 1 «Лесной островок»
Программные задачи: Показать детям, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что создала природа. Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее)
Народные изречения:
Растение – земли украшение. Сломать дерево – недолго, вырастить – годы. Одно дерево погубил – посади сорок. Старые деревья – молодые охраняют. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Ход наблюдения: - Это наш лесной островок. Он нам напоминает настоящий маленький сказочный лесок. Какие деревья растут на нашем лесном островке? (хвойные: ель, сосны карликовые горные)
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна) Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
- А что еще растет в нашем лесу? (незабудки, клевер, зеленая травка)
Лес - щедрый друг человека. Послушайте стихотворение о лесе
- Почему ель относят к хвойным деревьям? - Что является основным признаком хвойных деревьев? - Сравните ель и сосну. В чем их различия? - Что есть общего у этих деревьев? - Кроме ствола, веток, иголок, у них есть большие корни, с помощью которых они получают влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживаются на одном месте.
- Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках. Торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол. Ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели. Если будет резать ее ножом. Задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
- Еще в нашем лесу растет горная карликовая сосна чао-чао. Высота растения - около 50 см. Идеально подходит для бордюров, для озеленения участка. Карликовые сосны способны придать любому участку неповторимый ландшафт, который своим видом будет приносить удовольствие. Эти универсальные хвойные являются эффективными в небольшом саду.
- Кустарник с гибкими, полегающими под тяжестью снега стволами и приподнимающимися молодыми побегами. В нижнем горном поясе высота растений достигает 4 м, в верхнем - не превышает 40 см. Молодые побеги светло-зеленые, взрослые - темно-коричневые, голые. Зрелая кора серо-коричневая, чешуйчатая, отслаивающаяся пластинами. Иглы собраны в пучки по 2 штуки. Они темно-зеленые, плотные, острые, прямые или слегка закрученные, длиной 5-8 см. Шишки мелкие, округлые, одиночные или в пучках по 3 штуки. Созревают на второй год.
- В природе карликовая горная сосна - многоствольное карликовое дерево, образующее плотные заросли. Иголки жесткие, расположены очень густо и собраны в пучки. Растение выделяет большое количество полезных для здоровья фитонцидов (очищают атмосферу от болезнетворных микроорганизмов). Поэтому сажать её на участке ещё и очень полезно.
Ребята, наш лесной островок охраняют сказочные звери: олененок - Бемби , зайка - Тишка и ежик - Пых. Они очень любят лес и бережно охраняют его. Мы с вами также должны беречь, заботиться и ухаживать за деревьями, которые здесь растут.
- Вы можете подходить с мамой или папой, бабушкой или с дедушкой к лесному островку и любоваться его красотой.
-А вы знаете, как нужно правильно вести себя в настоящем лесу?
Дети рассказывают правила:
1. Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!
2. Муравьи – лесные санитары:
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков.
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай,
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!
3. Есть цветочки редкие, белые и нежные,
Вам кивнут приветливо ландыши, подснежники.
Только рвать не надо их – с ними лес добрей, светлей,
Ведь теперь цветов таких очень мало на земле.
4. Бабочка цветная над тобой порхает,
Стрекоза резвится, пляшет, веселится…
Жизни все так рады!
Их ловить не надо!
Пусть себе летают, землю украшают!
5. Весна! В поход спешат ребята, но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы, природу портить не годится.
С поляны мусор соберите и на костре его сожгите!
Костер в лесу не оставляйте, песком, землею засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил, в лесу беды не натворил
Конспект наблюдений на объекте №13 «Тропа здоровья»
Программные задачи: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Улучшать их эмоционально-психического состояния. Повышать сопротивляемость детского организма инфекционным заболеваниям. Профилактика плоскостопия у детей. Развивать координацию движения у детей. Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
Ход наблюдения:
-Здравствуйте, дети! Вы хотите быть здоровыми? Как приятно чувствовать себя здоровым, добрым и веселым! Быть здоровым – естественное желание любого человека. Во время движения мы тренируем с вами мышцы. Мышцы – главные «силачи» нашего организма. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Скелет – это опора нашего организма. Занятия физкультурой делают наше тело сильным, гибким, выносливым, быстрым и здоровым.
- Ребята, сейчас мы отправимся с вами на рябиновую аллею, где находится полезная тропа здоровья. Упражнения в ходьбе и беге помогут нам укрепить мышцы стоп и ног.
- Пойдем по широкой дорожке, места всем хватает, идти удобно. Теперь дорожка стала узкой, пошли друг за другом. (Дети идут за воспитателем). Дорожка опять стала широкой, можно идти стайкой.
- Посмотрите, на деревьях много птиц, чтобы не напугать их, пойдем потихоньку. Будем идти и слушать как только запоют птицы, остановимся и послушаем их пение.
- Ребята у меня есть картинки с животными и птицами. Сейчас мы с вами посмотрим и покажем, как ходят эти животные.
- ходьба с высоким подниманием бедра («Журавль на болоте»), руки в стороны;
- прыжки на двух ногах с продвижением вперед («Кенгуру»);
- ходьба в полуприседе ( «Утиная ходьба»), руки на коленях;
- бег с высоким подниманием бедра «Лошадки»;
- ходьба широким шагом («Аист»);
- ходьба обычная;
Дыхательное упражнение «Радуга, обними меня»
И.п. – в движении.
1 – сделать полный вдох носом и развести руки в стороны.
2 – задержать дыхание на 3-4 секунды.
3 – растягивая губы в улыбке, произнести звук «С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед. Затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
Дети перестраиваются в шеренгу.
- Быстро дружно потянулись, вокруг себя повернулись и мне улыбнулись!
Детей на тропе здоровья встречает Гномик:
- Здравствуйте! Добро пожаловать на тропу веселых движений, тропу здоровья!
Я – веселый, заводной, бодрый Гномик озорной! Я рад встрече с вами! Вы пришли ко мне на тропу здоровья. Ведь жизнь – это движение, а движение – это здоровье. Давайте вместе повторим мой девиз: «Двигайся больше – проживешь дольше!». Сейчас мы с вами возьмемся за руки и встанем в круг. Коммуникативная игра с Гномиком «Здравствуйте!
Здравствуйте, ребята! Милые друзья! Видеть вас сегодня очень рад я! (Прижимают руки к груди и протягивают вперед)
Я здороваюсь везде – дома и на улице (Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую)
Даже «здравствуй» говорю я соседней курице. (Ставят руки на пояс. Машут кистями рук «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Скрещивают ладони с раздвинутыми прямыми пальцами и поднимают их вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Поднимают ладони вверх и смотрят на них)
Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивают поднятыми вверх руками)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок», прижав предплечья друг к другу («ствол») и развернув ладони («крона»).
Здравствуй, лето (утро)! (Протягивают правую ладонь вправо).
Здравствуй, день! (Протягивают левую ладонь влево)
Нам здороваться не лень! (Прижимают ладони к груди и протягивают их вперед на последнее слово).
- Гномик, какая интересная дорожка, расскажи, для чего она?
- Это волшебная дорожка. Посмотрите на ней различные коврики. Это очень полезные коврики. Они помогут укрепить стопы ног. Я научу правильно выполнять упражнения, но для этого необходимо снять обувь.
- Начинаем подготовку, Выходи на тренировку! Каждый весел и здоров И к занятиям готов!
Дети, сняв обувь, проходят по всей тропе здоровья босиком: по зеленой травке, по резиновым коврикам с различными выпуклыми поверхностями, по камушкам и опять мягкой зеленой травке.
- Ребята, мне пора прощаться с вами, сейчас я буду встречать других детей. Они так же, как и вы хотят быть здоровыми и поиграть сл мной. До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропинка "Стежка в природу" детского сада "Теремок"
Формирование основ экологической культуры в окружающем мире является одной из основных задач дошкольного образования и воспитания. Экологическое образование начинается со знако...
Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...
Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"
Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....
Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".
Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить с особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....
Презентация Экологическая тропинка "Стежка в природу"
Этот материал как наглядное дополнение к печатной форме ....
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».
Статья по теме:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество»....
Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"
Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую н...