Экологическая тропинка "Стежка в природу" детского сада "Теремок"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Формирование основ экологической культуры в окружающем мире является одной из основных задач дошкольного образования и воспитания.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать наиболее интересно в процессе проектно - исследовательской деятельности при непосредственном контакте с объектами природы.
Для этого в нашем детском саду создана экологическая тропинка протяженностью 330 шагов, проходя по которой, дети изучают окружающий мир во всем его разнообразии, им предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Созданная экологическая тропа может использоваться для обучения не только дошкольников, но и школьников. На ней имеется 27 объектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Усть-Бузулукский детский сад « Теремок»
Экологическая тропинка
«Стёжка в природу»
В нашем детском саду создана экологическая тропинка протяженностью 330 шагов, проходя по которой, дети встречаются со многими объектами в разном состоянии.
Это облегчает формирование таких понятий как: роль человека в природе, его взаимодействие с другими организмами и другие. Экологическая тропа позволяет систематизировать знания, показывает живые организмы в единстве со средой их обитания.
Созданная экологическая тропа может использоваться для обучения не только дошкольников, но и школьников. На ней имеется 27 объектов.
Цель:
формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют,
создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры
Задачи:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Характеристика детского сада «Теремок»
Детский сад « Теремок» открыт в 1979 году По проекту здание рассчитано на 4 группы : ясельная, 2 я младшая группа, средне-старшая группа, подготовительная группа.
Участок детского сада занимает площадь 0,3 га. Он обнесен изгородью из сетки. На участке имеется все необходимое оборудование: лестницы, бумы, кольца для метания, дуги, спортивная площадка, оборудование для сюжетных игр.
На территории имеются зеленые насаждения.
Предметно-развивающая среда в группах соответствует требованиям программы. Стиль внешнего оформления групповых комнат веселый, радостный, в комнатах много зелени. Дидактический материал и оборудование оформлены эстетически, сгруппированы в определенной системе и хранятся в шкафах.
В лаборатории дети проводят различные эксперименты с объектами живой и неживой природы, изучают свойства воды, снега, воздуха, проращивают семена, знакомятся со строением и свойствами
почвы.
В режим функционирования ДОУ, помимо программы «Детство», введены программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой", "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой Изменения в основном коснулись раздела «Ознакомление детей с природой».
Этапы создания и оформления тропинки:
детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
составление схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
составление рекомендаций по использованию объектов
Методические рекомендации по организации работы на экологической тропе
Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.
При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.
Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Лесовичка, который предлагает решить какую- то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.
Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.
Важно: материал должен быть доступен пониманию детей,
дети должны быть участниками процесса.
Только тогда экологические знания будут усвоены детьми.
Краткое описание маршрута.
Маршрут начинается с объекта “ЕЛЬ”,
Далее объект “МОЖЖЕВЕЛЬНИК” по дорожке к хозблоку, находящийся в 5,5 шагах от первого объекта.
Далее возвращаемся по этой же дорожке назад , по другую сторону дорожки от объекта «ЕЛЬ» (5 шагов), объект - «ЦВЕТНИК», перед объектом “МОЖЖЕВЕЛЬНИК”.
Далее движение происходит по дорожке на площадку 1й младшей группы справа стоит огромное дерево с очень толстым стволом – объект «ВЯЗ» (3 шага).
Следующий объект «ШИПОВНИК» находится за объектом «Цветник», (чуть правее объекта «Вяз» 5 шагов),
за ним в 3 шагах объект «ВИШНЯ».
Меняем направление и идем назад мимо объекта «ШИПОВНИК», мимо объекта «ВЯЗ», проходим вдоль забора участка группы «Капельки» до угла (47 шагов) там расположен объект «ТОПОЛЬ» .
Сворачиваем направо по дорожке от «Тополя» ( 5 шагов) – объект «СИРЕНЬ» - там вдоль дорожки растет несколько кустов сирени.
Далее по этой тропинке идем за веранду группы « Зайки» ( 12 шагов) там растут очень старые деревья «ЯБЛОНЯ»,
за ним ( 3 шага) на полянке между верандой и забором растут первые весенние цветы – объект « ПЕРВОЦВЕТ».
Далее проходим по тропинке вдоль задней стенки веранды, идем прямо вдоль забора мимо «Кораблика», «Домика», «Горки» (40 шагов) – Объект « ЯСЕНЬ» , в 3 – х шагах от объекта «Ясень» - объект « КАЛИНА»
.От объекта «Калина» идем вдоль веранды группы « Пострелята» к зданию детского сада , далее двигаемся по дорожке, идущей вдоль здания (45 шагов), справа , среди огромных берез, растет куст «ЖАСМИН».
Между двумя верандами группы «Пострелята» и группы «Непоседы» в 7шагах от объекта « Жасмин» расположен объект «ИСКУССТВЕННЫЙ ВОДОЕМ».
Дале двигаемся от объекта «Искусственный водоем» к забору ( 5 шагов ) объект - куст «ИВУШКА»;
В (5) шагах от «Ивушки» , у забора – маленькиое деревце объект « ЧЕРЕМУХА», левее Черемухи ( 7 шагов ), напротив «Домика» калитка - объект «ОГОРОД», там же «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД».
Далее в (10 шагах) рядом с верандой группы «Непоседы» растут березы; одно из деревьев имеет два ствола объект «ДЕРЕВО С ДВУМЯ СТВОЛАМИ.
Далее через площадку группы «Непоседы» в углу у забора ( 17 шагов) объект «СТАРЫЙ ПЕНЬ» ; Далее идем вдоль забора (10 шагов) растет дерево «СУМАХ».
Проходим через площадку группы «Непоседы» к зданию детского сада (10 шагов) , там между дорожкой и забором растет «БЕРЕЗОВАЯ РОЩИЦА».
В 10 метрах от рощицы по другую сторону от входной дорожки – объект «ПОЛЯНКА ЛАНДЫШЕЙ»; в 10 шагах от ландышей по дорожке к центральному входу в детский сад - объект «БЕРЕЗА»; в 3 шагах от березы объект «ЧЕРЕМУХА»;
от черемухи через спортивную площадку к забору идем 30 шагов , там растет вяз - объект « СПИЛЕННЫЙ СТВОЛ» далее в 30 шагах по направлению к входу в детский сад- первый объект «ЕЛЬ» - маршрут закончился там же , где начался.
Маршрут экологической тропинки нашего детского сада включает в себя около 30 объектов, поэтому для каждой возрастной группы рекомендованы мини-маршруты.
Мини- маршруты.
№ 1. ( для детей второй младшей группы)
1.Цветник. 2. Деревья ( тополь, береза, яблоня). 3.Кустарник ( сирень). 4. Трава-мурава. 5.Муравьи. 6. Остановка « Ромашковая»
№2 ( для детей второй младшей группы)
1.Огород. 2 .Аптекарский огород.
№3 ( для детей второй младшей группы)
1.Цветник. 2.Ель. 3.Вишни
№4 ( для детей средне-старшей группы)
1.Дерево с двумя стволами. 2.Пень 3.Муравьи. 4. Сумах. 5. Сирень.6 Березовая рощица. 7.Остановка « Подсолнечная»
№5 ( для детей средне-старшей группы)
1.Огород.2. Аптекарский огород. 3.Жужжащий, ползающий мир. 4. Трава-мурава. 5 . Стежка-Дорожка . 6. Остановка « Подсолнечная»
№6 ( для детей средне-старшей группы) 1. Ивушка. 2. Девичий виноград. 3. Трава-мурава. 4. Водоемчик. 5. Жасмин. 6. Остановка «Подсолнечная»
№7 ( для детей средне-старшей группы)
1.Полянка ландышей. 2. Береза. 3. Черемуха. 4. Спиленный ствол. 5. Тропа здоровья.
6. Остановка «Подсолнечная»
№8 ( для детей средне-старшей группы)
1.Ель. 2. Можжевельник. 3. Цветник. 4. Вяз. 5. Шиповник. 6. Вишни.
№9 ( для детей подготовительной группы)
1. Сирень. 2. Тополь. 3. Яблоня. 4. Ясень. 5. Жужжащий, ползающий мир. 6. Калина.
7. Остановка « Ясеневая»
№10 ( для детей подготовительной группы)
1. Жасмин. 2. Водоемчик. 3. Ивушка. 4. Трава – мурава. 5. Девичий виноград 6.Огород. . 7. Аптекарский огород .
№11 ( для детей подготовительной группы)
Маршрут №8
Характеристика объектов тропы
Объект 1 «ЕЛЬ»
Описание объекта: Напротив входа в детский сад растет елочка, Она намного ниже тех деревьев, которые растут вокруг нее – это говорит о том, что она посажена намного позже их, тем не менее этой елочке около 20 лет.
Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус ( треугольник).
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток : вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие.. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево
Объект 2 «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»
Описание объекта: Для того чтобы отделить хозпостройки на участке были посажены два можжевельника. Это большие взрослые и хвойные растения, у них крона похожа на конус, или треугольник. Один можжевельник ( который ближе к сараю) имеет два ствола, они очень толстые. У него огромные , мощные ветки, которые снизу наполовину голые.
У него зелено-голубая хвоя, синие с белым налетом шишкоягоды. Второй имеет один ствол, у него зелено-желтая хвоя.
Объект 3 «ЦВЕТНИК»
Описание объекта : Один из любимых объектов всех детей детского сада – «Цветочная поляна», которая привораживает взгляд своим разнообразием и великолепием. Дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их, за появлением семян.
Объект 4 «ВЯЗ»
Описание объекта: Огромное дерево, высокое дерево с очень толстым стволом. У него очень густая крона, которую даже ветру трудно расшевелить. Кора у вяза толстая и грубая, с бороздками и трещинами. Некоторые ветки у вяза сухие, но так как дерево старое и ветки высоко, их трудно спилить.
Объект 5 «ШИПОВНИК»
Описание объекта: Кустик очень маленький – посажен недавно. У него очень тонкие стволы. Каждую весну куст цветет розовыми пахучими цветами и плодоносит – плод так и называется « шиповник». На ветках – колючки шипы. Плоды шиповника богаты витамином С.
Объект 6 «ВИШНЯ»
Описание объекта: Невысокие фруктовые деревья. Весной очень красиво цветут,прекрасный медонос – во время цветения вишни пчёлы берут с цветков обильный вэяток. Летом созревают фрукты, из которых детям готовят компот, богатый витаминами.
Объект 7 «ТОПОЛЬ»
Описание объекта: Очень высокое дерево. Ствол очень мощный. Видно, что дерево старое, у него ветки очень высоко, крона редкая, так как многие ветки сухие отпилены и обломаны ветром. Из обломанных сучков пучком растут молодые веточки,. В основании ствола хорошо видны мощные корни, которые можно проследить под поверхностью земли на расстоянии нескольких метров. В отдельных местах корни повреждены из-за того, что под деревьями постоянно бегают дети. Прямо у земли видна не совсем еще затянутая рана, хотя за последнее время ее размеры уменьшились. . Посмотрите, как дерево старалось залечить ее. Кора разрослась, загнулась внутрь, но всю рану закрыть не смогла.
Объект 8 «СИРЕНЕВАЯ УЛИЦА»
Описание объекта: По краю дорожки на веранду группы «Зайки» растут кусты сирени. А какой же уголок без сирени! Кусты, конечно, не очень пышные – нижние ветки обрезаны- иначе они мешали бы детям проходить по дорожке. Этот кустарник распространяет свой аромат на большие расстояния. Очень интересно наблюдать за появлением красивых соцветий весной, а летом он создает тень. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков.
Объект 9 «ЯБЛОНЯ»
Описание объекта: Фруктовые деревья, очень старые: это видно по веткам – многие ветки отпилены, потому что засохли. Кора у этих деревьев тоже вся полопалась и осыпается. Но тем не менее эти деревья продолжают плодоносить. Это радует детишек – компот со свежими яблоками , ну очень вкусно!
Объект 10 «ПЕРВОЦВЕТЫ»
Описание объекта: На небольшой полянке, заросшей дикими травами, между верандой группы «Зайки» и забором из сетки весною распускаются самые первые цветы : пролеска , гусиный лук, хохлатка, примула весенняя. Дети редко бывают на этой территории без взрослых, поэтому трава не притоптана, и цветы растут как в лесу.
Объект 11 «ЯСЕНЬ»
Описание объекта : У забора на участке подготовительной группы растет высокое дерево с красивой листвой. У этого дерева два ствола, кора у него темно- серая немного морщинистая. Листья очень интересные - на одном черешке по 7-10 листочков, осенью на дереве много крылаток – у ясеня так называются семена.
Объект 12 «КАЛИНА»
Описание объекта: На участке подготовительной группы растет очень маленький кустарник - это калина. Маленький потому, что только посажен. Можно сравнить ствол у старого кустарника – сирени, и у калины, у нее стволы – это очень тонкие веточки. У калины белые корзиночки-цветы, которые потом превращаются в ярко- красные ягоды, очень полезные для человека, и зимой служат кормом для птиц.
Объект13 « ЧЕРЕМУХА»
Только посаженное очень маленькое деревце
Объект 14 «ЖАСМИН»
Описание объекта: У здания детского сада, между двумя верандами растет маленький кустарник – жасмин, это декоративный кустарник, ценится красивыми, пахучими цветами весной.
Объект 15 «ИСКУССТВЕННЫЙ ВОДОЕМ»
Описание объекта: Небольшое углубление в земле, сделанное руками работников детского сада, выложенное кусочками кафеля. Вокруг растет зеленая трава, сделанные из пластиковых бутылок поделки создают красоту и уют в этом уголке.
Объект 16 «ИВУШКА»
Описание объекта: Очень маленькое растение с тонкими прутиками вместо веток, на которых растут узкие длинные листочки – молоденькое дерево ива.
Объект 17 «ОГОРОД»
Описание объекта: Огород представляет собой участок земли на открытом хорошо освещенном пространстве . Там нем растут овощи , необходимые для весеннее - летнего потребления в детском саду: лук, редис, огурцы, помидоры, капуста, свекла, салат, морковь, петрушка, укроп, и привлекательные для проведения наблюдений.
Объект 18 «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД»
Описание объекта: на участке огорода имеются грядки с лекарственными растениями: календулой, ромашкой, подорожником, тысячелистником, мятой, мелиссой и др., для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их внешний вид.
Дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками. Они знакомятся с растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.
Ребята средней группы наблюдают за растениями, они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков.
В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями более подробно.
Объект 19 «ДЕРЕВО С ДВУМЯ СТВОЛАМИ.
Описание объекта: Рядом с верандой на участке группы « Непоседы» растет интересная береза – у нее два ствола. Рядом стоит береза с одним стволом, что дает возможность для сравнения. Одинокая береза имеет хорошо развитую крону. Ветви равномерно расходятся в разные стороны. Два других дерева срослись стволами, так что не понять: это – два разных дерева, сблизившихся между собой, или две мощных ветви одного дерева. Деревья направлены в разные стороны, как бы отклонились друг от друга - они стараются не затенять друг друга .
Объект 20 «СТАРЫЙ ПЕНЬ»
Описание объекта: В самом углу участка группы « Непоседы» есть пень. Пень — жилище для насекомых, пауков, грибов, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе В солнечный день на пне можно встретить, клопов-«солдатиков», муравьев.
Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста.
Объект 21 « СУМАХ»
Описание объекта: У забора участка группы « Непоседы» растет очень красивое дерево, которое привлекает внимание детей красотою листьев, особенно осенью и необычными соцветиями коричневого цвета. Осенние листья этого дерева - прекрасный материал для поделок
Объект 22 «БЕРЕЗОВАЯ РОЩИЦА»
Описание объекта: У входа в детский сад, с левой стороны, растет березовая рощица. Там растет 10 березок. Так как они растут недалеко друг от друга, стволы у них не толстые. Они закрывают друг другу свет и солнце, и им приходится тянуться вверх, к свету. У некоторых березок засохли старые ветки, и можно наблюдать, как из живой почки растут новые молодые веточки. В отдельных местах на стволах деревьев имеется ярко-зеленый налет, образованный поселившимся здесь мхом. В дождливую погоду эти места становятся более влажными, чем остальная кора. Никакой преимущественной ориентации мох не имеет. Он растет на тех участках, которые во время дождя намокают сильнее.
Объект 23 «ПОЛЯНКА ЛАНДЫШЕЙ»
Описание объекта: С правой стороны входа в детский сад, в тени старых берез, есть полянка ландышей. Дети имеют возможность наблюдать полностью весь цикл развития этого растения : от появления толстых ростков, до образования ярких, красных плодов. Больше всего детей привлекают пахучие белые колокольчики ландышей. Нужно вовремя напомнить детям, что рвать цветы нельзя.
Объект 24 «БЕРЕЗА»
Описание объекта: По дорожке к центральному входу в детский сад стоит огромное дерево с толстым стволом – береза. Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта С.А.Есенина берёза стала символом родины, горячо любимой им России.
Берёза - самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, под белой корой находится береста - это та же пробка.
Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички.
Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения потому, что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.
Объект 25 «ЧЕРЕМУХА»
Описание объекта: По дорожке ближе к центральному входу растет дерево: у него два ствола, темная гладкая кора. Это черемуха – красивое дерево с пышной кроной. Весной цветет красивыми приятно пахнущими кисточками , а в середине лета созревают приятные на вкус темно красные вяжущие ягоды.
Объект 26 «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ»
Описание объекта: За черемухой и березами оборудована спортивная площадка, на которой есть все необходимое для занятия детей физкультурой.
Объект 27 « СПИЛЕННЫЙ СТВОЛ»
Описание объекта: У забора за спортивной площадкой есть очень интересный для наблюдения объект – это очень толстый ствол спиленного дерева вяз. У него засохла вся крона и ее отпилили, а из оставшейся культи растут пучки молодых веточек.
Заметьте: нормальные ветки растут своими кончиками. Если эти кончики отрезать или отпилить, начинает расти не одна, а много веточек. Иногда человек делает так специально, чтобы придать дереву и кусту нужную форму.
Объект « СТЕЖКА-ДОРОЖКА »
На территории детского сада есть участки ( в основном на участке где постоянно гуляют дети), где зелёный покров вытоптан, а где нет. Вот такие участки тоже служат объектом исследования детей. Сравнивая вытоптанные участки с малонарушенными, юные исследователи наглядно видят, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
Объект « МУРАВЬИ»
Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но на участках нашего детского сада есть муравьи, которые живут в земле. Дети очень любят наблюдать за жизнью и поведением муравьев.
Объект «ТРАВА -МУРАВА»
Описание объекта. За зданием сарая растет высокая и зеленая трава, потому что там никто не ходит трава чувствует себя прекрасно.
Обратить внимание детей на траву, которая растет на пешеходных участках территории – трава растет плохо, так как ее вытаптывают ногами. Если найти одинаковую траву, которая растет на тропинке и рядом с ней, то можно увидеть различия в развитии растений.
Еще можно обратить внимание на асфальтированные дорожки, в трещинах которых растут отдельные кустики травы – трава либо пробилась через асфальт, либо в трещинки попали семена и проросли.
Объект « МИР НАСЕКОМЫХ»
Описание объекта: На участке каждой группы есть полянки, где в теплое время года, мы встречаемся с ее маленькими жителями – насекомыми. Жуки, бабочки, мухи, божьи коровки, пчелы, осы, шмели – эти насекомые - объекты для наблюдения детей.
Камни являются прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.
У них 6 лапок, крылышки на спине.
Есть ли у насекомых враги? ( Да. Птицы , люди)
Объект «ПЕРНАТЫЙ МИР»
Описание объекта : голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, дятел. На территории детского сада очень много деревьев, что дает возможность детям
наблюдать за жизнью птиц в разное время года.
Объект «ДЕВИЧИЙ ВИНОГРАД»
Описание объекта : Эта лиана растет по периметру забора вокруг всей территории детского сада, поэтому, неопределенно место наблюдения за этим объектом : за этим растением можно наблюдать на участке каждой группы. Особо следует отметить красоту листьев винограда, особенно осенью. Обратить внимание детей, что это лиана . У растения имеются усики, при помощи которых, оно прикрепляется к коре деревьев и другим опорам. Плоды — синевато-чёрные ягоды которые нельзя есть.
Остановка « ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»
На участке каждой группы есть место, которое оснащено всем необходимым для проведения исследований и экспериментов : различные емкости для опытов с песком и водой , контейнеры с различными материалами, увеличительные приборы.
Маршрут экологической тропинки нашего детского сада включает в себя около 30 объектов, поэтому для каждой возрастной группы рекомендованы мини-маршруты.
Мини- маршруты.
№ 1. ( для детей второй младшей группы)
1.Цветник. 2. Деревья ( тополь, береза, яблоня). 3.Кустарник ( сирень). 4. Трава-мурава. 5.Муравьи. 6. Остановка « Ромашковая»
№2 ( для детей второй младшей группы)
1.Огород. 2 .Аптекарский огород.
№3 ( для детей второй младшей группы)
1.Цветник. 2.Ель. 3.Вишни
№4 ( для детей средне-старшей группы)
1.Дерево с двумя стволами. 2.Пень 3.Муравьи. 4. Сумах. 5. Сирень.6 Березовая рощица. 7.Остановка « Подсолнечная»
№5 ( для детей средне-старшей группы)
1.Огород.2. Аптекарский огород. 3.Жужжащий, ползающий мир. 4. Трава-мурава. 5 . Стежка-Дорожка . 6. Остановка « Подсолнечная»
№6 ( для детей средне-старшей группы) 1. Ивушка. 2. Девичий виноград. 3. Трава-мурава. 4. Водоемчик. 5. Жасмин. 6. Остановка «Подсолнечная»
№7 ( для детей средне-старшей группы)
1.Полянка ландышей. 2. Береза. 3. Черемуха. 4. Спиленный ствол. 5. Тропа здоровья.
6. Остановка «Подсолнечная»
№8 ( для детей средне-старшей группы)
1.Ель. 2. Можжевельник. 3. Цветник. 4. Вяз. 5. Шиповник. 6. Вишни.
№9 ( для детей подготовительной группы)
1. Сирень. 2. Тополь. 3. Яблоня. 4. Ясень. 5. Жужжащий, ползающий мир. 6. Калина.
7. Остановка « Ясеневая»
№10 ( для детей подготовительной группы)
1. Жасмин. 2. Водоемчик. 3. Ивушка. 4. Трава – мурава. 5. Девичий виноград 6.Огород. . 7. Аптекарский огород .
№11 ( для детей подготовительной группы)
Маршрут №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...