НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Загадки природы - природные явления».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_po_opytno.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по опытно-экспериментальной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
«Загадки природы - природные явления».
Выполнила:
Леонтьева Е.В.
Воспитатель
МБДОУ «Рябинушка»
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
2. Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.
3. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.
4. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.
5. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
6. Обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».
2. Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.
3. Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берётся дождь», «Как появляется радуга».
4. Наблюдения за неживой природой.
5. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге.
6. Изготовление макета вулкана.
7. Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда.
Оборудование: видеоматериал «Извержение вулкана», макет вулкана, сода, моющее средство, стакан уксуса, окрашенной в красный цвет, поддон, чайная ложка, воронка; видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой; диск, фонарик, мыльные пузыри на каждого ребёнка.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с вами, как с хорошими друзьями и подарим друг другу улыбку.
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить сегодня отправиться в удивительное место? Хотите? (Ответы детей)
Воспитатель: Но, чтобы нам попасть в это удивительное место нужно надеть белые халаты и шапочки. Я тоже надену халат.
-Вы готовы? (Ответы детей) Тогда проходите.
Воспитатель: Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Кто мне скажет, что это за место? Ответы детей (Лаборатория)
Воспитатель: А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает? (Ответы детей)
Воспитатель: правильно, в лаборатории учёные, лаборанты проводят опыты, эксперименты.
-Что же мы здесь видим? Дети отвечают (колбы, баночки, лупы, весы и т. д)
Воспитатель: правильно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, весы, увеличительные стёкла и многое другое - это всё то, что нужно для опытов.
Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана.
- Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)
- Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)
-Давайте посмотрим на экран.(Слайд №1)
Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
- На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
- Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
(Слайд № 2)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
(Слайд №3)
Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)
Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.
(ВИДЕО № 1)
(Действующий вулкан)
Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.
Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его.
А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, уксус и моющее средство для посуды.
Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем. В кратер нашего вулкана будем насыпать ложку соды, затем добавим красной краски, немного моющего средства для посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (дети по указанию воспитателя добавляют ингредиенты в жерло вулкана) А теперь внимание!
(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана).
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.
Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.
Воспитатель: Ребята, в природе много всего удивительного. А кто из вас знает, как образуется дождь? Хотите узнать, тогда я предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете.
(ВИДЕО №2- «Как образуется дождик» )
-Ребята, кто мне скажет, как же образуется дождь? (Дети отвечают)
(СЛАЙД№ 4)
Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И снова оказываются в реках, озёрах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите. (Дети повторяют)
Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти к столу. Здесь вы сами сможете поучаствовать в образовании дождика.
Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы аккуратно на крышку будете укладывать кубики льда.
(Воспитатель наливает горячей воды, а дети укладывают кубики льда)
-Ребята, смотрите, у нас пошёл дождик. Мы с вами настоящие волшебники.
-Ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка: «Дождь»
Капля - раз, капля - два, (Хлопки руками на каждое слово)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом – (Бег)
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово)
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, (Соединить руки над головой)
От дождя себя укроем.
-Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга -
Это в небе… (Радуга)
(Слайд №5)
- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов?
Ответы детей
Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Чтобы запомнит порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:
Каждый – красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан – фиолетовый.
Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга?
(СЛАЙД №6)
Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.
-Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло.
Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.
Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)
А так же радугу можем увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под весёлую музыку. (Игра с мыльными пузырями)
Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти сесть за столы и вспомнить о чём я вам сегодня рассказывала, и зарисовать свои впечатления о дожде, о вулкане, о радуге.
Литература:
«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Л.А.Королева Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2016;
«Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М, Кларина – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013;
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...
Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:· Дубининой О.В., ...
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Загадки природы"
Для маленького человечка мир представляется нечто необъятным, волнующим и загадочным. Новые предметы, яркие краски и удивительные открытия – все это окружает ребенка с первых дней жи...
Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте
Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...