Наблюдение за весенними растениями в цветнике (старшая группа)
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Наблюдение за весенними растениями в цветнике
1-2 неделя мая
(старшая группа)
Цель: способствовать
- развитию чувственного восприятия: умению различать и сравнивать цветущие растения по внешним признакам, по запаху;
- обобщению представлений детей о многообразии декоративных весенних растений клумбы;
- с новым понятием – многолетние растения;
Ход наблюдения
Вводная часть
Дети и педагог находятся не далеко от цветочной клумбы.
Воспитатель спрашивает у ребят:
- Почему в народе говорят: «Март – с водою, апрель – с травою, май – с цветами, июнь – с плодами»? Вспомните, какие цветы появляются на нашем участке весной самыми первыми? (Ответы детей)
Послушайте стихотворение:
Небо светло-голубое,
Солнце яркое большое,
Греет теплым всех лучом,
Снег бежит с горы ручьем.
Нет мороза, потеплело,
И весна взялась за дело:
Кисть зеленую взяла –
Сразу травка проросла,
Желтой кисточкой взмахнула –
В небо бабочка вспорхнула,
Мать –и- мачеха проснулась,
Шапкой желтой улыбнулась,
А за ней и одуванчик
Надел желтый сарафанчик.
Но красивей всех тюльпан –
Красный он надел кафтан.
Всех расцветок и фасонов
Весело глядят с газонов
Бело - желтые нарциссы,
Бирюзовые ирисы.
Много красок у природы!
И в любое время года
Так рисует— всем на диво!
Посмотрите как — красиво!
(Л.Н. Демьяненко)
Воспитатель жестом показывает на клумбу и просит детей подойти к ней поближе и внимательно её рассмотреть.
Основная часть
- Есть ли на нашей клумбе цветущие растения, о которых говорится в стихотворении? (тюльпаны, нарциссы, ирисы)
- Каких растений нет? Когда они цвели? (апреле)
- Как называются растения, которые сейчас цветут на нашей клумбе, но о которых не говорится в стихотворении? (примулы, гиацинты лаванда) Если дети не знают названия этих растений, то педагог называет их сам и закрепляет их название.
- Как вы думаете, почему все эти цветы зацвели, ведь мы их не сажали, не сеяли семена?
После ответов детей воспитатель делает обобщение.
Нарциссы, тюльпаны, примулы, гиацинты, ландыши – многолетние растения. В их корнях с осени накоплены питательные вещества. Как только по-весеннему, солнце уже хорошо прогреет землю, эти растения распускают листья и зацветают. Радуют нас своими яркими или нежными красками.
- Посмотрите, у каких растений цветки яркого цвета? (тюльпаны –алые, нарциссы – жёлтые, ирисы – сиреневые, фиолетовые) А у каких лепестки венчиков имеют нежную окраску? (лиловые, белые гиацинты, белые нарциссы, бледно-жёлтые примулы, голубые у лаванды)
- Давайте рассмотрим цветки у разных растений. На что похож цветок тюльпана? (на бокал)
- А что это за цветок висят белые горошки на тоненькой ножке? (ландыш)
– Где спрятался на нашей клумбе:
Цветок с лиловыми кудрями,
С завитыми лепестками (гиацинт)
Найдите на нашей клумбе:
- Дивного красавца, стройного и гордого, похожего на принца с золотой короной на голове, но почему-то очень печального (нарцисс).
- Ребята, а чем похожи растения тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш?
(у всех длинные листья, у гиацинта и нарцисса они узкие, а у тюльпана и ландыша – широкие, у всех нет стебля, цветок находится на длинном цветоносе)
- Определите, у каких растений цветки имеют стойкий запах? (гиацинт, ландыш, лаванда).
- А у каких растений запах еле чувствуется?
- По запаху можно узнать растение, даже если его не видишь?
- Давайте поиграем в игру, узнай по запаху!
Заключительная часть
После игры педагог подводит итог наблюдения.
– Ребята, послушайте прекрасное стихотворение Рассула Гамзатова
о цветах.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок…
- В этом стихотворении поэт о цветах говорит как о живых существах. А вы, как думаете, они живые?
- Если они живые то, что им нужно для жизни?
- А мы с вами можем им как-то помочь? Как?
- Жаль, что растения, за которыми мы с вами сегодня наблюдали, уже в конце мая отцветают.
- Что же нам сделать, чтобы в нашем цветнике все лето цвели красивые цветы (Посадить семена других цветов)
Далее может быть организован на прогулке труд по посеву семян цветочных растений, которые цветут летом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в области "Познание". Тема:"Наш цветник" старшая группа
Целью нашей работы является формирование представления детей о зависимости человека на земле от окружающей среды. Расширение и уточнение знаний о цветах, их размножении, условии ухода за ними. Воспита...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.
Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...
конспект занятия по ознакомлению с природой "Страницы Красной книги" Тема: "Растения Красной книги"(старшая группа)
Тема: " Растения Красной книги"...
Весенний праздник для детей старшей группы "Весенняя палитра"
Сценарий праздника содержит стихи, игры и музыкальный материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с весенними явлениями природы и игры на развитие цветового восприятия....
Перевалка комнатных растений .занятие в старшей группе
Занятие по трудовому воспитанию.В конспекте занятия дается поэтапное выполнение перевалки комнатного растения....
«Весенняя капель» (весенний утренник для детей старшей группы)
Создать у детей радостное настроение с приходом весны, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру....
Весенний праздник для детей старшей группы «Весенняя палитра»
Из далеких краев, где морская волнаКружевной рассыпается пеной,К нам на крыльях ветров прилетает ВеснаИ приносит с собой перемены.Украшает Весна и сады и поля,Покрывает цветами овраги.Оживает прогрета...