«Традиции и быт на Кубани»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программные задачи:
· знакомить детей с жизнью, бытом, культурой на Кубани;
· развивать познавательный интерес к истории своего народа;
· воспитывать любовь к своей малой Родине.
Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение музея семьи Степановых, беседы с детьми о своих предках.
Методы и приёмы: беседа, мозговой штурм, наглядный, сюрпризный момент.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Они для вас, родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?
Дети: Родственники.
Воспитатель: Правильно, дети. Но еще можно их называть родичи, предки. Родичи, так называли своих предков на Кубани в далекие времена, но хотя и сейчас бабушки и дедушки называют своих родственников. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату, в которой живет старинная казачья семья, и увидим, как жили в давние времена на Кубани.
Но для этого нам надо, закрыть глаза, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в хату, в которой за прялкой сидит пожилая казачка.
Пока дети кружатся, воспитатель проходит в русскую хату и встречает детей.
Казачка: (встает и привествует детей) – Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня казачка Маня. Проходите в нашу хату, я гостям рада.
Казачка: Я вам ребята с удовольствием расскажу, как мы живем. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит костюм (показывает костюм казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.
Я, его жена, казачка, занимаюсь дома по хозяйству. С утра мне надо сходить к колодцу принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим.
(Предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» - рубель).
Казачка: Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены в моем доме вышивкой.
Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка, наволочка на подушечке.
Казачка: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый чугунный. Но зато каша в нем вкусная. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Но, а чаем угощаю, конечно же, из самовара. Запомнили название моей посуды? Дети, а вы знаете поговорки о казаках?
Дети: Да!
Казачка: Какие же расскажите.
Дети: Конь казака – лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садится.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Казачка: А еще у казаков есть традиции.
· Казаки гостей встречают хлебом – солью.
· На службу молодого казака провожают в добротной одежде, на коне и с хорошим оружием.
· Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
· На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: А теперь давайте я вам покажу все эти традиции на фотографиях
(Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Дети рассматривают фотографии.
Казачка: А еще есть одна очень хорошая традиция, из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбе, или на проводах в армию, а и в поле, и за прялкой и у люльки малыша. Сейчас как раз пора моей малышке и поспать и я спою ей колыбельную песенку. А вы возьмите этих кукол и покачайте их, (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку и поет песню:
Ничь сизокрылая за викном
Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квитки и дэрэвья сплят.
Ничь сызокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнко, добрым сном.
По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать тоже самое.
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Чуть – чуть приоткрывает крышку).
Дети: Наверное, одежду.
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может вам понравиться.
(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку).
Теперь вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушатьсказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: Жили – были муж и жена. И было у них много детей. Семья было трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи рыбы, заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его и не было видно. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала его звать.
Ивасику приплынь до бэрэжку.
Ивасик приплыл на берег, а Баба – яга его цап - царап и унесла в свою избушку. Там приказала испечь его в печи к обеду. Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он ножками уперся и кричит: « Ой, не можу, не знаю як у пичку засадыть!» Служанка рассердилась, сама села на лопату, тут – то Ивасик сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба – яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси – лебеди, Ивасик просит их: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо».
А гуси ему в ответ: « Хай тэбэ задни визьмуть!»
Тем временем Баба – Яга уже совсем изгрызла ствол дерева. Пролетают мимо дерева последние гуси. Ивасик стал их просить: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо». Гуси взяли, и отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: «А мэни краюху?»
Вся семья вышла на улицу, увидели Ивасика, ну и целовать, ну и обнимать, пирогом угощать. Гусей – лебедей накормили , напоили, и в дорогу прводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Казачка: Понравилась вам сказка? Все было понятно?
Дети: Да!
Бьют часы с кукушкой.
Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот « утюг».
Дети: Рубель.
Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собою в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте о своих предках, помните о них.
Казачка: А теперь опять закрывайте глаза кружитесь и произнесите слова, чтобы вернуться снова в свой детский сад
Детизакрывают глаза, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова.
Воспитатель: Ну, вот ребята, теперь вы знаете, как жили предки в далекие, далекие времена.
Занятие окончено, я всех благодарю,
А напоследок вам я подарю.
Румяный, с хрусткой корочкой
Кубанский каравай.
Его растил с большой любовью
Казачий Краснодарский край!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_byt.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Традиции и быт на Кубани»
(занятие для детей 5-6 лет)
Программные задачи:
- знакомить детей с жизнью, бытом, культурой на Кубани;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение музея семьи Степановых, беседы с детьми о своих предках.
Методы и приёмы: беседа, мозговой штурм, наглядный, сюрпризный момент.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Они для вас, родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?
Дети: Родственники.
Воспитатель: Правильно, дети. Но еще можно их называть родичи, предки. Родичи, так называли своих предков на Кубани в далекие времена, но хотя и сейчас бабушки и дедушки называют своих родственников. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату, в которой живет старинная казачья семья, и увидим, как жили в давние времена на Кубани.
Но для этого нам надо, закрыть глаза, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в хату, в которой за прялкой сидит пожилая казачка.
Пока дети кружатся, воспитатель проходит в русскую хату и встречает детей.
Казачка: (встает и привествует детей) – Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня казачка Маня. Проходите в нашу хату, я гостям рада.
Казачка: Я вам ребята с удовольствием расскажу, как мы живем. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит костюм (показывает костюм казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.
Я, его жена, казачка, занимаюсь дома по хозяйству. С утра мне надо сходить к колодцу принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим.
(Предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» - рубель).
Казачка: Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены в моем доме вышивкой.
Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка, наволочка на подушечке.
Казачка: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый чугунный. Но зато каша в нем вкусная. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Но, а чаем угощаю, конечно же, из самовара. Запомнили название моей посуды? Дети, а вы знаете поговорки о казаках?
Дети: Да!
Казачка: Какие же расскажите.
Дети: Конь казака – лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садится.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Казачка: А еще у казаков есть традиции.
- Казаки гостей встречают хлебом – солью.
- На службу молодого казака провожают в добротной одежде, на коне и с хорошим оружием.
- Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
- На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: А теперь давайте я вам покажу все эти традиции на фотографиях
(Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Дети рассматривают фотографии.
Казачка: А еще есть одна очень хорошая традиция, из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбе, или на проводах в армию, а и в поле, и за прялкой и у люльки малыша. Сейчас как раз пора моей малышке и поспать и я спою ей колыбельную песенку. А вы возьмите этих кукол и покачайте их, (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку и поет песню:
Ничь сизокрылая за викном
Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квитки и дэрэвья сплят.
Ничь сызокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнко, добрым сном.
По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать тоже самое.
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Чуть – чуть приоткрывает крышку).
Дети: Наверное, одежду.
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может вам понравиться.
(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку).
Теперь вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушатьсказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: Жили – были муж и жена. И было у них много детей. Семья было трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи рыбы, заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его и не было видно. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала его звать.
Ивасику приплынь до бэрэжку.
Ивасик приплыл на берег, а Баба – яга его цап - царап и унесла в свою избушку. Там приказала испечь его в печи к обеду. Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он ножками уперся и кричит: « Ой, не можу, не знаю як у пичку засадыть!» Служанка рассердилась, сама села на лопату, тут – то Ивасик сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба – яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси – лебеди, Ивасик просит их: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо».
А гуси ему в ответ: « Хай тэбэ задни визьмуть!»
Тем временем Баба – Яга уже совсем изгрызла ствол дерева. Пролетают мимо дерева последние гуси. Ивасик стал их просить: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо». Гуси взяли, и отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: «А мэни краюху?»
Вся семья вышла на улицу, увидели Ивасика, ну и целовать, ну и обнимать, пирогом угощать. Гусей – лебедей накормили , напоили, и в дорогу прводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Казачка: Понравилась вам сказка? Все было понятно?
Дети: Да!
Бьют часы с кукушкой.
Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот « утюг».
Дети: Рубель.
Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собою в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте о своих предках, помните о них.
Казачка: А теперь опять закрывайте глаза кружитесь и произнесите слова, чтобы вернуться снова в свой детский сад
Детизакрывают глаза, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова.
Воспитатель: Ну, вот ребята, теперь вы знаете, как жили предки в далекие, далекие времена.
Занятие окончено, я всех благодарю,
А напоследок вам я подарю.
Румяный, с хрусткой корочкой
Кубанский каравай.
Его растил с большой любовью
Казачий Краснодарский край!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".
Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВВЕДЕНИЕ В ПРОВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ.
Духовно — нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям — а это мы с вами. Воспитание всегда связывалось с разви...
«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны
Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Мой любимый поселок. Традиции и обычаи на Кубани»
Цель: закреплять представления детей о родном поселке....
Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...
Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...
Конспект занятия Тема: «Традиции и обычаи на Кубани»
Цель: Приобщать к культурным традициям и обычаям на кубанского народа;Задачи: Развивать интерес к прошлой и настоящей культуре жителей Кубани. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и обы...