Конспект занятия Тема: «Традиции и обычаи на Кубани»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Приобщать к культурным традициям и обычаям на кубанского народа;
Задачи: Развивать интерес к прошлой и настоящей культуре жителей Кубани. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и обычаям кубанского народа; желание участвовать в ритуалах, связанных с народными традициями и обычаями
Оборудование: иллюстрации из жизни казаков, презентация Power Point, папаха, куклы в казачьих костюмах, рушник, бумажные заготовки для рушников, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ход ОД:
Воспитатель:
- Ребята, где мы с вами живём? А как называется наша станица?
Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом – «кубанцы». А ещё все мы – земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Среди наших земляков-кубанцев люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне, цыгане и многие другие…
- Вы любите путешествовать? А сегодня хотели бы отправиться в путешествие? На чём можно это сделать? (Ответы детей)
У меня есть необычная папаха кубанская, которая поможет нам отправиться в прошлое кубанских казаков и узнать об их традициях и обычаях.
Воспитатель: Царица Екатерина II издала указ о заселении Кубани казаками, чтобы охранять земли России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже более двухсот лет. Жили, хранили казачьи традиции, и для них всегда очень важными были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле.
Когда казакам что-то нравится, они кричат «Любо!». А вы, казачата, сумеете крикнуть громко? А ну-ка, громче!
Сейчас мы поиграем. Если высказывание вам понравится, вы громко крикните «Любо!», а если не понравится – «Не любо!».
Игра «Любо, не любо»
Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а, ещё хуже, говорят «плохие» слова.
Дети: «Не Любо!»
Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешения пройти, при входе пропустить старшего.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прикословить.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: При спорах, раздорах, драках слово старшего являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: Если старшего называли словами «старый», «дед».
Дети: «Не Любо!»
Воспитатель: А если «батько», «батьки».
Дети: «Любо!»
Воспитатель: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает обычаи и традиции своего народа. Родители с раннего детства учили детей: Не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но, прежде всего, крепи веру православную. И добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя, мы – казаки!
Вот такие заповеди были у казаков. А как казаки относились к своим родителям? (Ответы детей)
Воспитатель: Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи.
(Стук в дверь)
Казак (ребёнок):
-Здорово живёте, станичники! Хожу по станице, станичников приглашаю на проводы, ухожу на службу.
Воспитатель: Казаки на Кубани умеют служить Родине. В армию станичников провожало всё население станицы. Звучали песни с прибаутками и приплясом. Каждый старался оказать посильную помощь уходящему в поход. После напутствия раздавались узелки, в которых находились носовые платки, чай, сахар, табак, бумага, спички, мыло. Более бедным дарили башлыки, тёплые рубахи, рукавицы. Ребята, а давайте соберём нашего казачка на службу?
Игра «Соберём казачка в поход»
Воспитатель: А покажи, казачок, готов ли ты к службе? Поиграй с нами!
Игра-забава «Сбей кубанку»
Воспитатель: Ай да молодцы! Ловкие вы! Славно у вас получается!
Воспитатель: Отец говорил сыну: «А теперь, сынку, слухай батьку: держись у сидле покрепче, да бей врага подуще». А сын отвечал: «Так, батько, и будэ! Прощивайтэ!»
Звучит песня «Проводы казака»
Воспитатель: У станичного правления девушки-казаски танцевали с уходящими казаками. В знак верности уходившим, в память о себе, девушки повязывали казакам платок выше локтя (повязывает). А мать, провожая солдата, благословляла его иконой на рушнике. А вы знаете, что такое рушник? (Ответы детей). Так у казаков называлось полотенце. Рушником встречали гостей и украшали дом, самый красивый рушник вешали в «красный», т. е. в красивый, видный угол, где обычно висела икона.
Ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать рушники.
Воспитатель: На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны?
Практическая деятельность «Роспись рушника».
Воспитатель предлагает взять свои работы и показать их. Дети показывают свои рушники, воспитатель рассматривает работы и хвалит их.
Воспитатель: А нам пришло время возвращаться. Кубанская папаха поможет нам в этом!
Итог.
Воспитатель:
- Вам понравилось путешествие? (Ответы детей)
- А что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Что вам было выполнять легко, а в чём вы испытывали затруднения? (Ответы детей)
- Кому бы вы хотели рассказать о сегодняшнем путешествии по Кубани? (Ответы детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_obychai_kazakov.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Традиции и обычаи на Кубани»
Цель: Приобщать к культурным традициям и обычаям на кубанского народа;
Задачи: Развивать интерес к прошлой и настоящей культуре жителей Кубани. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и обычаям кубанского народа; желание участвовать в ритуалах, связанных с народными традициями и обычаями
Оборудование: иллюстрации из жизни казаков, презентация Power Point, папаха, куклы в казачьих костюмах, рушник, бумажные заготовки для рушников, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ход ОД:
Воспитатель:
- Ребята, где мы с вами живём? А как называется наша станица?
Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом – «кубанцы». А ещё все мы – земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Среди наших земляков-кубанцев люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне, цыгане и многие другие…
- Вы любите путешествовать? А сегодня хотели бы отправиться в путешествие? На чём можно это сделать? (Ответы детей)
У меня есть необычная папаха кубанская, которая поможет нам отправиться в прошлое кубанских казаков и узнать об их традициях и обычаях.
Воспитатель: Царица Екатерина II издала указ о заселении Кубани казаками, чтобы охранять земли России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже более двухсот лет. Жили, хранили казачьи традиции, и для них всегда очень важными были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле.
Когда казакам что-то нравится, они кричат «Любо!». А вы, казачата, сумеете крикнуть громко? А ну-ка, громче!
Сейчас мы поиграем. Если высказывание вам понравится, вы громко крикните «Любо!», а если не понравится – «Не любо!».
Игра «Любо, не любо»
Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а, ещё хуже, говорят «плохие» слова.
Дети: «Не Любо!»
Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешения пройти, при входе пропустить старшего.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прикословить.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: При спорах, раздорах, драках слово старшего являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
Дети: «Любо!»
Воспитатель: Если старшего называли словами «старый», «дед».
Дети: «Не Любо!»
Воспитатель: А если «батько», «батьки».
Дети: «Любо!»
Воспитатель: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает обычаи и традиции своего народа. Родители с раннего детства учили детей: Не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но, прежде всего, крепи веру православную. И добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя, мы – казаки!
Вот такие заповеди были у казаков. А как казаки относились к своим родителям? (Ответы детей)
Воспитатель: Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи.
(Стук в дверь)
Казак (ребёнок):
-Здорово живёте, станичники! Хожу по станице, станичников приглашаю на проводы, ухожу на службу.
Воспитатель: Казаки на Кубани умеют служить Родине. В армию станичников провожало всё население станицы. Звучали песни с прибаутками и приплясом. Каждый старался оказать посильную помощь уходящему в поход. После напутствия раздавались узелки, в которых находились носовые платки, чай, сахар, табак, бумага, спички, мыло. Более бедным дарили башлыки, тёплые рубахи, рукавицы. Ребята, а давайте соберём нашего казачка на службу?
Игра «Соберём казачка в поход»
Воспитатель: А покажи, казачок, готов ли ты к службе? Поиграй с нами!
Игра-забава «Сбей кубанку»
Воспитатель: Ай да молодцы! Ловкие вы! Славно у вас получается!
Воспитатель: Отец говорил сыну: «А теперь, сынку, слухай батьку: держись у сидле покрепче, да бей врага подуще». А сын отвечал: «Так, батько, и будэ! Прощивайтэ!»
Звучит песня «Проводы казака»
Воспитатель: У станичного правления девушки-казаски танцевали с уходящими казаками. В знак верности уходившим, в память о себе, девушки повязывали казакам платок выше локтя (повязывает). А мать, провожая солдата, благословляла его иконой на рушнике. А вы знаете, что такое рушник? (Ответы детей). Так у казаков называлось полотенце. Рушником встречали гостей и украшали дом, самый красивый рушник вешали в «красный», т. е. в красивый, видный угол, где обычно висела икона.
Ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать рушники.
Воспитатель: На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны?
Практическая деятельность «Роспись рушника».
Воспитатель предлагает взять свои работы и показать их. Дети показывают свои рушники, воспитатель рассматривает работы и хвалит их.
Воспитатель: А нам пришло время возвращаться. Кубанская папаха поможет нам в этом!
Итог.
Воспитатель:
- Вам понравилось путешествие? (Ответы детей)
- А что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Что вам было выполнять легко, а в чём вы испытывали затруднения? (Ответы детей)
- Кому бы вы хотели рассказать о сегодняшнем путешествии по Кубани? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки их традиции, их обычаи»...
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Мой любимый поселок. Традиции и обычаи на Кубани»
Цель: закреплять представления детей о родном поселке....
Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...
Древние традиции и обычаи Кубани «МАСЛЕНИЦА»
Древние традиции и обычаи Кубани «МАСЛЕНИЦА»...
Древние традиции и обычаи Кубани
Масленица - древние традиции и обычаи Кубани...