Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Неженец Анна Владимировна

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани

Тема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban_zemlya_kubanskaya_sentyabr1111.docx67.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида №3

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

                                КОНСПЕКТ

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани

Тема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

http://www.vpered-kr.ru/images/stories/Raznoe/krasnodarskii-krai.jpg

Конспект в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных,  здоровье сберегающих, игровых технологий.

Цели и задачи:

Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину.

Материалы: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты, казачьего подворья, старинные фотографии.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия:

Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»  дети заходят в группу, садятся.

Педагог: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети:   казаки.

Педагог: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки  с детства?

Дети: С уважением относится к старшим.

Уважать мать, сестру, жену. 

Быть честным и скромным.

Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. 

Защищать  от врагов свою Родину.

Педагог: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих  семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении  к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Педагог: Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?

Дети:   При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме,  должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Педагог: Что не разрешалось делать в присутствии старших?

Дети:   Не разрешалось сидеть.

Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.

Не разрешалось курить.

Педагог: А какие еще правила соблюдали казаки?

Дети: Нельзя  было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.

Старым и пожилым людям  младшие должны были уступить дорогу.

Педагог: Молодцы, ребята.  На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.

Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях  с ранних лет. Во время приема гостей  детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Проводится игра «Звонок».

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.

Педагог: Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети: Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Казак сам себя веселит.

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы  знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода  казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили казаки?

Дети: Казаки ездили  верхом на лошадях,  а ещё на повозках, на телегах.

Педагог: Так кого же можно назвать верным другом казака?

Дети: Конь был  верным другом казака.

Педагог: У казаков была  особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони.  А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?

Дети: Конь казаку – лучший друг

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт.

Педагог: Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.

А знаете, что главным оружием  у казаков был кинжал.  Покупать кинжал  считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.

Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Давайте и мы сейчас заведем песню.

Дети поют песню «Любо, братцы, любо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек занятия по ознакомлению детей с окружающим миром "Подарок Земли"

На занятии дети познакомятся  со свойствами глины закрепять умения  обследовать глину,называть её  свойства и особенности. Дети узнают как добывают глину, как она используется человеком...

Игровое занятие по ознакомлению с окружающим "Всем известно, что земля начинается с Кремля"

- расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;- закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитниках древней Руси;- дать представление о первой пе...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительной группе.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительпой группе. На занятии развиваются представления детей об истории развития края, казачества, ...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани

Программные задачи: Повысить интерес детей к истории своего народа. Развивать представления детей об истории развития края, казачества. Обогатить знания детей об образе жизни людей  на Кубани...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Пасхальная корзинка»

Программные задачи:  - Познакомить учащихся с изделием корзины, его назначением и использованием.-Закреплять технику плетения изделия, умением и навыкам работы  с текстилям  и технологи...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»Цель: изучение быта Кубанского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям каз...