Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Беседа с Каркушей о птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Данный конспект предназначен для провежения занятия по ознакомлению с окружающтим миром и развитию речи во второй младшей группе. Занятие содержит сюрпризный момент, игровую ситуацию, художественное слово (загадки о птицах), а также, разумеется, содержательную беседу по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opublikovat.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
«Беседа с Каркушей о птицах»,
II младшая группа
Программное содержание:
1. Учить образовывать единственное и множественное число существительных.
2. Способствовать обогащению и уточнению представлений о природе, закрепить характерные признаки весны.
3. Продолжать расширять и активизировать словарный запас прилагательных у детей.
4. Закрепить названия птиц (кукушка, ласточка) об их жизни в весенний период.
5. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
6. Развивать речь детей, добиваться полных ответов.
7. Воспитывать чувство любви к родной природе.
8. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
9. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей следующие слова: кукушка, ласточка, перелётные, журчат, яркое, ясная, сосульки.
Структура занятия и методические приёмы по структуре:
1. Начало занятия: продолжительность 1,5 - 2 мин.
Методы:
- указания
- вопросы
2. Основная часть: продолжительность 10 - 12 мин
Методы и приёмы:
- сюрпризный момент;
- вопросы к детям;
- художественное слово;
- имитация;
- игровой приём;
- повторение.
3. Конец занятия: продолжительность 2 - 3 мин.
Методы и приёмы:
- анализ;
- педагогическая оценка;
- поощрение
Предшествующая работа воспитателя: Наблюдали за птицами, за погодой во время прогулок, загадывала загадки, рассматривали дидактический материал, книжные иллюстрации.
Материал к занятию: Маска Каркуши, коробочка, иллюстрации признаков весны, аудиозапись «Звуки и голоса природы", наклеенные на картон изображения ласточки и кукушки, конфеты.
Последовательный ход занятия:
– Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
- Да, верно. А сейчас, ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла...
- Правильно, весна. А какая погода весной?
Дети: теплая, ясная.
- Настя, повтори: «Весной погода тёплая и ясная». А что делают весной ручьи?
Дети: Текут, журчат.
- Глеб, повтори: «Весной ручьи текут, журчат». А солнце весной какое?
Дети: яркое, тёплое.
- Данил, скажи, что «весной солнце яркое и тёплое». Сосульки весной что делают?
Дети: Капают.
- Повторим все вместе: «Сосульки весной капают». Травка весной какая вырастает?
Дети: Зелёная, красивая.
- Повторяем за мной: «Весной вырастает зелёная травка»
А снег весной что делает?
Дети: Тает. Рафаэль, повтори: «Весной снег тает». Молодцы, ребята. А что ещё можно сказать про весну?
Дети: Стало теплее, птицы прилетели.
- Да, всё верно вы сказали. Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Я пойду посмотрю – кто там. (За дверью надеваю маску Каркуши)
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: Да.
- А кто я?
Дети: Каркуша.
- Да, меня зовут Каркушей. Летела мимо вашего детского сада и случайно услышала, как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну крыльями, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали. (Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц).
- Ребята, что же вы услышали?
Дети: шелест листочков, журчание ручейков, пение птичек.
- Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда внимательно слушайте.
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
-Верно, это ласточка (показываю изображение ласточки). Давайте дружно повторим: «ЛАСТОЧКА». Кто знает, где живёт ласточка?
Настя: Ласточка живёт в городе.
- А она там живёт? Нет, не одна. Она живёт с многочисленными подружками. Поэтому мы скажем – не ласточка, а ЛАСТОЧКИ или много ЛАСТОЧЕК. ( Дети повторяют)
- Какого цвета голова у ласточки?
Дети: Голова у ласточки чёрного цвета.
- Хорошо, посмотрите, на её тело. Какое цвета грудка?
Дети: Белого цвета.
- А тело какое?
Дети: У ласточки длинное тело.
- А какие у неё крылья?
Дети: Большие, широкие, сильные.
- Как вы думаете, чем питается ласточка?
Дети: Насекомыми.
- А кто такие насекомые?
Дети: Жучки, мухи мошки
- Правильно ребята, молодцы. А теперь мы встанем и немножко отдохнём:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
- Молодцы, открыли глазки и сели. У меня в шкатулке есть ещё одна птичка:
Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг "ку-ку" (кукушка).
- О ком эта загадка?
Дети: О кукушке.
- Да, эта птичка зовётся кукушкой (показываю изображение кукушки). Давайте повторим: «КУКУШКА». Одна – кукушка, а несколько -…
Дети: КУКУШКИ.
- Правильно, все вместе проговорим: «КУКУШКИ». Давайте посмотрим, какое тело у этой птички?
Дети: У кукушки тело вытянутое.
- А хвост какой, Тамерлан?
Тамерлан: Закруглённый
- Глеб, скажи пожалуйста, какие лапки у кукушки?
Глеб: Маленькие, короткие.
- Настя, как ты думаешь, где живёт кукушка?
Настя: Кукушка живёт в лесу.
- Верно, а как поёт кукушка?
Дети: Ку-ку-ку
- Правильно, а теперь все вместе споём песенку кукушки: «Ку-ку-ку». Молодцы, а чем питается кукушка?
Дети: Кукушка кушает червячков, жучков.
- Верно, кукушка питается червяками и жуками, а ласточка жучками, мошками. Какие вы молодцы! Все загадки отгадали правильно, про птичек мне рассказали. Ребята, а каких ещё птиц вы знаете?
Дети: Синица, грач, скворец, воробей.
- Молодцы. Кстати, хорошо, что вспомнили воробья. Давайте представим себя маленькими воробушками. Все представили? Замечательно, итак, попрыгаем на двух ногах, махая руками:
Скок поскок (прыгаем на двух ногах)
Скок поскок.
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала (разбежались в разные стороны взмахивая руками)
- Да, весело мне с вами. Но зимой мне очень скучно, не с кем поиграть. Я даже поссорилась с некоторыми подружками-птичками, потому что до сих пор не пойму: почему они каждый год улетают на юг, покидая свой родной край? Я ведь никуда не улетаю! Как вы думаете, ребята?
Юра: Наступает зима
Рената: Выпадает снег
Булат: Становится холодно
Илья: Жучки, червячки прячутся
Глеб: Птичкам нечего кушать
- Спасибо вам, ребята, теперь я поняла, почему мои подружки-птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, ведь я кушаю все, что мне попадется. Именно поэтому их называют перелётными птицами. Ребята, давайте дружно повторим: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ». Знаете, а я ведь к вам не с пустыми лапками заглянула. У меня есть гостинцы. Сейчас я за ними схожу. Надеюсь, вам они понравятся. (За дверью снимаю маску Каркуши)
- Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? Кто сегодня заглянул к нам в гости?
Дети: Каркуша
- О чём вы с ней говорили?
Дети: О птицах.
- О каких птицах вы говорили?
Дети: О ласточке, кукушке.
- А ещё о чём вы говорили?
Дети: О весне.
- А что ещё делали на занятии?
Дети: Играли в воробьёв.
- Молодцы, ребята. Вам понравилось занятие? Мне понравилось, как вы сидели на занятии, правильно отвечали на мои вопросы и на вопросы Каркуши. Она тоже осталась вами очень довольна, сказала, что никогда не видела таких умненьких и наблюдательных деток, и, как и обещала, оставила нам гостинцы. Спасибо за занятие, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития на тему: «Овощи».
Конспект занятия учителя - дефектолога по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей средней группы с задержкой психического развития....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Зимующие птицы. Сорока"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Зимующие птицы. Сорока"...
Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром на тему «Знакомство с декоративны ми птицами» (На примере попугая)
Занятие побуждает детей заводить домашних питомцев и ухаживать за ними, что способствует их нравственному развитию....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пришла весна-прилетели птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пришла весна-прилетели птицы»...