Непосредственно образовательная деятельность
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Дьяченко Светлана Евгеньевна

Образовательная  область:  познание

Интеграция образовательных  областей:

 «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Тип: интегрированное

Возраст детей:  старший дошкольный  (6-7 лет)

Формы непосредственной образовательной  деятельности: подгрупповая

Задачи:

образовательная:

расширять кругозор детей через формирование представлений о животном  

и растительном мире - леса,  пустыни;

развивать навыки экспериментирования, обеспечивая максимальную  

образовательную нагрузку;

развивающая:

развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность,    

умение делать умозаключение. Учить самостоятельно, проводить опыты и

эксперименты. Способствовать развитию связной речи через свободное

общение в разных видах деятельности;

воспитательная:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру; формировать

навыки позитивного сотрудничества в детско-взрослом сообществе;

 Словарь:  среда обитания;  покровительственная окраска; пустынная

игуана.

 

 Материал  и оборудование:

1. Мультимедиа, глобус,  разрезные картинки с изображением  леса и пустыни,  макет  «Пустыни»,  «Леса»,  «Моря», фигурки  животных, карточки (температура, влажность  воздуха, освещенность, почва).

2. Покрытие  под цвет песка,  лампа, зеркало,  бутылка из пластмассы,  кусок  кожи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

«Возвращение ящерицы домой»

Образовательная  область:  познание

Интеграция образовательных  областей:

 «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Тип: интегрированное

Возраст детей:  старший дошкольный  (6-7 лет)

Формы непосредственной образовательной  деятельности: подгрупповая

Задачи:

    образовательная:

расширять кругозор детей через формирование представлений о животном  

и растительном мире - леса,  пустыни;

развивать навыки экспериментирования, обеспечивая максимальную  

образовательную нагрузку;

развивающая:

развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность,    

умение делать умозаключение. Учить самостоятельно, проводить опыты и

эксперименты. Способствовать развитию связной речи через свободное

общение в разных видах деятельности;

воспитательная:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру; формировать

навыки позитивного сотрудничества в детско-взрослом сообществе;

 Словарь:  среда обитания;  покровительственная окраска; пустынная

игуана.

 Материал  и оборудование:

1. Мультимедиа, глобус,  разрезные картинки с изображением  леса и пустыни,  макет  «Пустыни»,  «Леса»,  «Моря», фигурки  животных, карточки (температура, влажность  воздуха, освещенность, почва).

2. Покрытие  под цвет песка,  лампа, зеркало,  бутылка из пластмассы,  кусок  кожи.

              Ход   непосредственно - образовательной деятельности.

Вводная  часть:  (7 минут)

Добрый день дорогие ребята.

Станем  рядышком по кругу.

Скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Воспитатель: Меня зовут   Светлана  Евгеньевна!

 А как  вас зовут?  Давайте с вами познакомимся. (дети называют свои имена)

Ребята,   посмотрите у меня на столе разные животные, представляете, они никак не могут найти свой дом.  Давайте им  поможем. Перед вами  макеты «Леса» и  «Моря»,  вам  необходимо расселить животных.

Дети расселяют животных. (Дидактическая  игра:  «Где, чей дом?»

Правила игры.  Представлены макеты:  леса,  моря.  Животные:  медведь, волк,   лиса, заяц, ящерица, дельфин, кит, краб. Задание: распределить  разных животных по месту их обитания.)

Воспитатель:  Молодцы, давайте проверим,  правильно,  ли вы выполнили задание. Вы называете животного, и говорите, где он проживает в лесу или в водоеме. Если вы  нашли животному правильно дом,   на  экране монитора появиться  картинка, окрашенная в зеленый цвет, если не правильно, появиться картинка, окрашенная в красный цвет.(Воспитатель на ноутбуке  воспроизводит картинку,  окрашенную в тот, или иной цвет)

(Ответы  детей  - медведь, волк,   лиса, заяц, ящерица  -  проживают в лесу, дельфин, кит, краб  в  море).

При проверки дома ящерицы появляется  картинка красного цвета.

Воспитатель: Оказывается для ящерицы,   неправильно  выбран дом. А как вы думаете почему?  Где  наша  ящерица может проживать?

Ответы  детей.

Воспитатель: Дети вы готовы помочь ящерице  и  узнать где  ее  дом?

Дети:  Да.  

Воспитатель: Для того, чтобы выяснить где живет наша ящерица, нам необходимо отправиться в страну, которая называется «Страной знаний». А поможет нам в этом  волшебная  шкатулка. (Воспитатель открывает шкатулку, звучит музыка,  он  достает  шапочку, мантию для  себя,  для  детей эмблемы).  

Воспитатель: волшебная шкатулка помогла мне превратиться в магистра наук. Ребята, вы не передумали, оправиться в страну знаний? Вы не боитесь трудностей?  

Дети:  Нет.

Воспитатель:  Вы готовы  помочь ящерице.

Дети:  Да.

Воспитатель:    Тогда повторяйте за мной:

                           Раз, два, три, четыре, пять.
                          Начинаем превращать,
                          Мальчишек и девчонок детсада
                          В помощников зверей.
                          Звонко мы в ладоши хлопнем,
                          И ногами громко топнем,
                          Смелость мы с собой возьмем,
                          Что случилось – разберем!

(воспитатель надевает  эмблемы исследователей детям)

Воспитатель: Поздравляю вы стали исследователями, но  нам необходим транспорт,  как вы думаете , на  каком виде транспорта мы быстрее доберемся?

Ответы  детей (Конечно, это  самолет)

Воспитатель: Наш самолет не простой, а  волшебный.  (педагог предлагает детям пройти в  самолет).

Ну, ребята, чур, молчок

Отправляемся в полет.

 Садимся поудобнее, руки на штурвал. Полетели.

 (Изобразить звуком – жууу  полет  самолета).

Основная  часть: (15 минут)

Воспитатель: Наш самолет приземлился в «Стране знаний»,  осторожно выходим,  посмотрите конверт, давайте посмотрим, что это? Оказывается это задание  подсказка. Вам предлагают собрать разрезные картинки. (Дети собирают картинки)

Воспитатель:  Посмотрите внимательно на картинку и скажите,  что у вас  изображено.

Дети: картина  леса  и  пустыни.

Воспитатель: Все, что  окружает тот или иной  организм  называется  средой обитания. Мы с вами видим одна среда обитания это лес, другая  пустыня.  В них  обитают живые организмы.  Получается, по подсказке, что наша ящерица может жить, как в лесу,  так и в пустыне.  

Как  вы думаете,  почему,  когда  мы  поместили нашу ящерицу  в лес, загорелся  красный свет?   Ответы детей. Давайте посмотрим на экран,  может это поможет нам узнать, на что мы  должны обратить внимание, чтобы найти дом для нашей ящерицы.

Сейчас  я приглашаю  вас  в  лес.

1. Рассказ педагога о лесе  (с использованием  демонстрационного  материала на ноутбуке; картинки с изображениями леса).

Лес живописен и привлекателен особенно в летнее время. В лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. В жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от деревьев падает тень. В лесу  деревья и кустарники  разной толщины, листья у них разной формы и величины.  В  чаще леса  трудно передвигаться.  На глобусе они окрашены в  зеленый цвет.  Растительный  и животный мир леса многообразен.(Называет представителей животного мира  леса).

Ну  а теперь,  мы с вами  отправимся  в пустыню.

2. Рассказ педагога о пустыне (с использованием демонстрационного материала на ноутбуке; картинки с изображениями вида пустыни).

Пустыни – это  сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок.  Земля от солнца раскаляется, как печь. В полдень так жарко, что без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке. Иногда дуют сильные ветра. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути. Растительность бедная. На глобусе пустыни окрашены в  желтый, или песочный цвет. Растительный и животный мир  пустыни скуден по сравнению с лесом. ( Называет представителей животного мира  пустыни).

 

Вопросы воспитателя детям:  Какие растения встречаются в лесу? (деревья, кустарники, травы).  А в пустыне  есть деревья? (нет). Какая растительность в пустыне богатая или скудная? (скудная – объяснить, если слово не знакомо)  Где  прохладно, а где  жарко? (прохладно в лесу, в пустыне жарко). Какой  цвет преобладает в лесу? (зеленый) Какой цвет преобладает  в пустыни? (желтый) Какие  животные  живут  в лесу? (медведь, волк,   лиса, заяц, ящерица)  Какие животные живут в пустыни? (верблюд, ящерица).  Где живут ящерицы?  (Ящерицы  живут и в лесу и в пустыне).

Воспитатель:  Оказывается, ящерицы могут жить, как в лесу, так и в пустыни. Но когда мы поселили, нашу ящерицу  в лес оказалось, что это ошибка.  Давайте  внимательно рассмотрим ящерицу.  

Воспитатель:  Ребята. в какой цвет  она  окрашена?

Дети: в  желтый,  песочный  цвет.

 Воспитатель: Как вы думаете, где ей легче спрятаться с такой окраской в лесу или в пустыне?

Дети: В пустыне.

Воспитатель:   Внимательно  посмотрите на ящерицу  и скажите: «Какая  у  нее  кожа?»

Дети: Грубая,  чешуйчатая.

Воспитатель: такая кожа спасает  от жаркого солнца.

После проведенного исследования, вы можете назвать дом нашей ящерицы    Дети: пустыня.

Воспитатель: давайте проверим,  помещает ящерицу в макет «Пустыню» (появляется картинка зеленого цвета)  

Воспитатель: На  живой организм  ребята  влияет: (показ карточек)- температура,  влажность воздуха,  освещение, почва.  Животные  приспосабливаются к условиям,  в которых они живут.  Там  где  высокая  температура  животных  защищает или  толстая  грубая  кожа,  которая  препятствует  испарению  влаги,  либо толстая  шерсть,  которая  также спасает  от жары. Окраска, она называется  покровительственной,  обеспечивает защиту  животным  от их врагов.

А сейчас пришла пора нам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Встанем, дети, (встали) 
скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять.
(шагаем)

Приподнялись, (поднялись на носочках)
и чуть присели
(приседаем)
и соседа не задели,
(садимся)

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
 (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопаем в ладоши 

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Вправо, влево посмотрели,
(повороты головы влево-вправо)
Заниматься захотели

За  столы опять присели

Воспитатель:  Ребята пройдите к столам  на них у вас   есть все  необходимое оборудование для исследовательской работы.  

Моделирование.

Перед вами   на столе лежит   покрытие  под цвет песка.   Возьмите и  приложите  круги разного цвета.  Какой цвет не заметен? Ящерица, проживающая в пустыне какого  цвета?  Данная окраска помогает ей  защититься от  врагов?

Вывод: Чем ярче цвет, тем он заметней на песке.  Животным надо, чтобы не было видно. Ящерица  песочного цвета. Это ей  помогает спасаться от врагов.

 Опыт 1.  Тело  животных  проживающих  в пустыни   покрыто  грубой кожей  или  густой шерстью.  У  нашей  ящерицы,  какая кожа  грубая  или  тонкая нежная? (грубая) Давайте проверим,  как помогает такая  кожа выжить  ей в пустыне?  

Проведем с вами эксперимент. Поднесите ладошки к лампе. Что вы чувствуете?  (тепло)   Положите  на ладошку  лоскут кожи. Что вы чувствуете? (тепла не чувствуем)

Вывод: Точно так же грубая кожа защищает тело  ящерицы от обжигающего солнца. Мы сейчас исследовали, как  на  живой организм влияет температура, освещение, почва. Давайте посмотрим,  как животные пустыни приспособились к  очень сухому  и жаркому воздуху  на примере  верблюда.

 

Опыт 2.  Перед  вами  на  столе  лежит  зеркало. Дети  предлагаю  вам подышать на зеркало. Что видите? (Зеркало затуманивается, на нем оседают капельки воды) Объяснения  педагога: воздух, который выдыхает человек, содержит водяной пар. Часть воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой канал у человека короткий и прямой.  

У верблюда же (обратить внимание на строение носовой и ротовой части головы верблюда) этот канал  длинный и извилистый. Поэтому при выдохе значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему  дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание, чем например человек.

Перед вами на столе лежит   бутылка из пластмассы она в нашем опыте создаст подобие носа верблюда. Предлагаю  вам подышать на зеркало, используя бутылку.  Что   вы видите?  (Зеркало не затуманивается).  

Вывод: животные пустыни приспособились к тяжелым условиям проживания.

Воспитатель: Дорогие ребята  мы с вами провели исследования   и пришли к выводу, что на  живой организм    влияет: (показываем карточки, дети отвечают) - температура,  влажность воздуха,  освещение, почва.  Животные  приспособились  к условиям,  в которых они живут? Как  наша  ящерица,    приспособилась к условиям пустыни? (ответы детей,  если затрудняются задать наводящие вопросы)  Какую  имеет окраску ящерица, проживающая в пустыни? (желтую). Почему? Кожный  покров ящерица выдерживает высокие температуры? (да) Что этому способствует? (кожный покров; он толстый и грубый).

Молодцы ребята, вы правильно выполнили задание. А знаете, как называется  ящерица, обитающая в пустыне – пустынная игуана.

Воспитатель: Задание мы с вами выполнили? Помогли ящерице? Тогда отправляемся домой.  (педагог предлагает  детям пройти  в самолет)

Ну, ребята, чур, молчок

Отправляемся в полет.

 Садимся поудобнее, руки на штурвал. Полетели.

 Воспитатель:  Ну вот мы и дома.  Понравилась вам в «Стране знаний»? (ответы детей)

Заключительная  часть: (3 минуты)

Итог непосредственно образовательной  деятельности.  

 – Ребята, кому мы с вами   сегодня помогли найти дом? В какой среде обитания  она  проживает?   Кто узнал что-то новое? Что вы узнали благодаря опытам?  (Дети с помощью «волшебной палочки» делятся своими впечатлениями.)

Воспитатель:  Ребята,  как вы думаете? Нужно ли ловить и привозить домой животных  из природы?   Можем ли мы дома создать такие условия для проживания, в  которых дикому животному  будет комфортно, или лучше наблюдать за ними  в естественных условиях? (ответы детей).

Вывод: к природе нужно относиться бережно, наблюдать, любоваться красотой, но нельзя обижать животных, брать их из среды обитания.

Воспитатель благодарит детей  за совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...