Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
Программное содержание: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним, расширять представления детей о зимующих птицах, учить различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, подкармливая их и вывешивая кормушки.
Материалы и оборудование: аудиозаписи со звуками зимы, ватные шарики, снежинка, презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих птиц, перья птиц, ножницы, бумага для оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ekologii_zimuyushchie_ptitsy.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
Программное содержание: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним, расширять представления детей о зимующих птицах, учить различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, подкармливая их и вывешивая кормушки.
Материалы и оборудование: аудиозаписи со звуками зимы, ватные шарики, снежинка, презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих птиц, перья птиц, ножницы, бумага для оригами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Занятие начинается с прослушивания звуков зимы – вьюги, метели, ветра. После прослушивания записи воспитатель задает вопросы:
Воспитатель: - Скажите, ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (Зимы).
Воспитатель: - Почему вы решили, что это звуки зимы? (Воет вьюга, метет метель, дует сильный ветер).
Воспитатель: - Скажите, какая бывает зима? (Снежная, суровая, морозная, злая… .)
Воспитатель: - Ребята, зима ведь не только суровая, холодная, злая, но бывает и веселая. Какие зимние забавы вы знаете? (Катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки) (слайд 2)
Воспитатель: - Ответьте, ребята, такая зима вам нравится? (Да) А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки».
Правило игры: Во время первой части по команде педагога: - «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: - «Кидаем снежки», кидаются «снежками» друг в друга.
По окончании музыки игра заканчивается.
II. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, ко мне на ладонь упала снежинка! Давайте все вместе дунем на нее! (Ребята дуют, снежинка крутится. Вдруг звучит волшебная музыка.)
Воспитатель: - Что такое? Ребята, мы все попали в волшебный зимний лес! (слайд 3)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)
Воспитатель: - Почему они не поют? (Улетели в теплые края)
Воспитатель: - Да, ребята, большинство птиц улетает в теплые края. Давайте рассмотрим перья птиц – маховое и пуховое. (рассматривают, сравнивают) (слайд 4) Как человек использует перья в своей жизни? (слайд 5)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на этой ветке сидят птицы. Значит не все птицы улетели в теплые края.(слайд 6)
Воспитатель: -Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? (Зимующие)
Воспитатель: -Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать:
- Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей) (слайд7)
Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Любит пшено, зернышки пшеницы. Во дворах, На свалках, в кормушках.
- Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона) (слайд 8)
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. Ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.
- Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока) (слайд 9)
Это красивая птица Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая. Сороки — знаменитые разбойники. Сороки тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения.
- Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь) (слайд 10)
Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Между тем это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Дух захватывает от стремительных виражей голубиных стаек. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. Кроме почтовых, существуют также декоративные породы.
- Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) (слайд 11)
Воспитатель: - Да, это дятел. Он является лесным доктором.
Почему его так называют? А вы как думаете? Он лечит деревья, стуча по дереву, добывает из-под коры вредных жучков. Еще он питается семенами шишек. Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Но есть и такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте кто это?
- Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (слайд 12)
Это синица. На голове чёрная шапочка, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало.
- Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь) (слайд 13)
Воспитатель: - Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег) Опишите его. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - сера, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, чёрный.
- Гнездо на ели птицы той,
Птенцы выводятся зимой,
Клюв искривлен почти крестом,
Зовется птица та …(Клест) (слайд 14)
Клест - необычная птица. Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая. Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда.
Физкультминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам
В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны
Распушили перышки - частое потряхивание руками
Греются на солнышке - хлопки по бокам
Головой вертят, улететь хотят - повороты головы
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что они могут найти себе корм)
Воспитатель:- А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками)
Воспитатель:-А хватает ли птицам пищи зимой? (Нет, не хватает)
Воспитатель: - Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам трудно достать пищу из-под снега)
Воспитатель: - А что нам нужно сделать, как помочь им, чтобы они выжили в холодное время года? (Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц)
Дидактическая игра «Накорми птиц». (слайд 16-20)
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки: Снегири – ягоды рябины. Синицы – семечки. Голубь – хлебные крошки. Воробей – зерна. Дятел – семена шишек. | Я дам снегирям ягоды рябины. Я угощу синиц семечками. Я накормлю голубя хлебными крошками. Я дам воробью зёрен. Я накормлю дятла семенами шишек. |
Дидактическая игра «Четвертый лишний». (слайд 22-25)
Воспитатель показывает серии картинок, из которых дети должны убрать лишний вариант.
Проводится пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело…?»
Сколько птиц к кормушке нашей |
|
Прилетело…? Мы расскажем |
|
Две синицы, воробей |
|
Шесть щеглов и снегирей |
|
Дятел в пёстрых пёрышках |
|
Всем хватило зёрнышек. |
III. Изготовление из бумаги голубя. (слайд 27)
Воспитатель предлагает сделать из бумаги голубей в технике оригами.
Вспомнить правила работы с ножницами.
IV. Итог занятия: (слайд 28)
- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось?
- Чем занимались?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна
Конспект
интегрированного занятия по экологии для старшей группы
Кужугет Алдынай Кезеровна –
воспитатель старшей группы
МБДОУ д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык
2013 2014 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе
Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности аппликация "ЧУДО-ПТИЦА"
Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.Задачи:Образовательная область - «Познава...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности аппликация "ЧУДО-ПТИЦА"
Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.Задачи:Образовательная область - «Познава...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Перелётные птицы» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Конспект занятия по познавательному развитю для детей старшей группы "Перелётные птицы"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Птицы – наши друзья» в старшей группе
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Птицы - наши друзья"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками«Птицы нашего края» (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)
Занятие по развитию речи на дифференциацию звуков (С-Ц)...