"Путешествие капельки" НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Федина Ольга Викторовна

 НОД по формированию целостной картины мира  "Путешествие капельки " представляет собой материал по  закреплению и расширению знаний детей об окружающем мире, его экологической системе,  расширениют знания детей о воде, её свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_kapelki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие капельки»

Конспект НОД по познавательному развитию. Формирование целостной картины мира. Подготовительная группа.

ЦЕЛИ:

Закрепить и расширить знания детей об окружающем мире, его экологической системе; расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родник, реки, моря, озера, океаны, осадки); познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях; воспитывать бережное, экономное отношение к воде. Развивать речь детей, расширить словарный запас, формировать умение правильно строить предложения, развернуто и точно отвечать на вопросы. Воспитывать экологическую культуру.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: пресная вода, бесцветная, отходы производства, водоем, нефтепродукты.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: отгадывание загадок о воде, льде, инее, снеге. А. Барто «Лед», Аким «Пар»; энциклопедия «Чудо повсюду»; игры «Ручеек», «Мы – капельки».

МАТЕРИАЛ: схема с изображением круговорота воды в природе; оборудование для проведения опытов. Игровой персонаж – Капитошка.


Ход  НОД:

Воспитатель: (читает стихотворение Н. Рыжовой)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

На листке фикуса лежат капельки воды (из бумаги)

Воспитатель: Что это такое? (капельки).

Воспитатель осторожно встряхивает лист

и ему на руку падает капелька

Появляется капелька – Капитошка

Воспитатель: Дети, кто это? (капелька)

Воспитатель: Как тебя зовут, капелька?

Капитошка: Капитошка

Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капитошка?

Капитошка: Я пришла в гости к своим сестренкам, которые живут у вас в детском саду. Я хочу проверить, какие вы сообразительные, отгадайте загадку:

Что в руках не удержишь,

В решете не унесешь?

                                      (вода)

Капитошка: Молодцы! Вы умные и сообразительные, а теперь скажите, что сильнее вода или огонь?

Воспитатель: Чтобы узнать об этом, мы отправляемся в путешествие в сказочную страну, которая называется Водиландия. Жителями этой страны являются капельки, а Капитошка будет нашим проводником. Но нам надо стать такими же маленькими, как капельки. Как это сделать?

Капитошка: Вспомнить волшебные слова.

Дети закрывают глаза и произносят считалку-загадку:

Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два –

Стала капелькой сама!

Дети одевают шапочки-маски «Капельки»

Появляется игрушка – Капитошка

Капитошка-игрушка: Вот и вы стали такими же как и я.

Воспитатель: Наше путешествие начинается. Оно будет долгим и трудным. Нам придется отгадать много загадок.

Отправляемся вперед

Сколько нас открытий ждет!

Дети: (под музыку)

Мы – капельки-малышки

Бежим, бежим, бежим

И весело по крышам

Стучим, стучим, стучим!

Капельки подходят к

таблице № 1  «Кому нужна вода?»

(вода нужна животным, растениям)

А нужна ли вода человеку (человек ни дня не может прожить без воды)

Таблица № 2 «Как человек использует воду?»

1. Готовит еду

2. Стирает

3. Купается, умывается

4. Поливает

Вода – добрый друг и помощник человека, она побеждает засуху, повышает урожай.

Воспитатель: Мы каждый день пользуемся водой. А откуда вода в кране? (из реки) Те капельки, которыми мы моем руки проделали большой путь, чтобы попасть в кран. Какой? (сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы) А как же рождается река, хотите узнать?

Моделирование «Как рождается речка?»

(положить широкую и длинную полоску голубой ткани)

Воспитатель: На земле много разных рек – больших и маленьких, все они куда-то текут. Хотите сделать свою большую реку?

Вот это главная река, а узкие ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот так маленькие ручейки пополняют  большую реку. А как вода попадает в ручейки и реки?

Таблица № 3»Круговорот воды в природе»

Водоворот воды происходит непрерывно, он начинается, когда солнечное тепло превращает воду в невидимый в воздухе газ – это водяной пар. Он поднимается вверх, охлаждается и превращается в капли воды. Эти капли сообщаются вместе, образуя облака. Вода из облаков выпадает в виде дождя, снега, гарда, она попадает в реки, которые несут воду к морю, завершая цикл.

Воспитатель предлагает поиграть в интересную и волшебную игру

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель: Я – мама-тучка, ребята – капельки.

                          Мы – капельки-малышки

Бежим, бежим, бежим

И весело по крышам

Стучим, стучим, стучим!

Звучит музыка, напоминающая дождь

Полетели капельки на землю, попрыгаем, поиграем. Скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались вместе, потекли маленькими веселыми ручейками (составляют реки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (в цепочку). Плывут в большой реке, путешествуют. Текла речка – попала в океан (дети движутся в хороводе). Мама-тучка велела домой вернуться. Солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме-тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, не брызгались.

Воспитатель: Давайте представим, что мы пришли на берег реки и дружно прыгнули в воду.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

                                         (вода)

Что это такое? (вода)

Воспитатель: Давайте отправимся в Водиландию, в лабораторию опытов и экспериментов. И узнаем много нового и интересного о воде.

Отправляемся вперед

Сколько нас открытий ждет!

Мы – капельки-малышки

Бежим, бежим, бежим

И весело по крышам

Стучим, стучим, стучим!

Воспитатель: вот это и есть Водиландия. Что же интересного нас здесь ждет? Что нового мы узнаем о воде? А где же все жители-капельки? Ведь они все вместе образуют воду, вот она у вас в тазиках. Говорят, в Водиландии есть Королева и вот она написала нам записку, о чем же она?

Письмо:

«Здравствуйте, ребята! Я – Царица-Водица приглашаю вас отправиться в путешествие и по моей стране «Водиландии», сделав опыты и эксперименты вы узнаете много нового и интересного о воде. Желаю вам успеха!»

Опыт № 1

Вода прозрачная

Развивающая среда: стаканчики с водой, с молоком, чайная ложка. Перед детьми стоят 2 стаканчика (один с водой, другой с молоком). В оба стаканчика положить палочки.

- В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

- Какого цвета чистая вода? (если дети говорят белая, то воспитатель кладет радом белый лист бумаги)

- Давайте проведем опыт. Опустите пуговицу в стакан с водой, с молоком. В каком стакане они хорошо виды? А почему? Какая вода? (прозрачная) А молоко – нет. Подумайте, что было бы, если бы речная вода была бы непрозрачной? Могла бы рыба жить в таких реках? (не пропускает солнца). Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Вывод: значит, нельзя загрязнять водоемы.

Опыт № 2

У воды нет вкуса

Предложить через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус. Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и,  чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса не чувствует. Для сравнения дать сок, молоко, родниковую воду. Рассказ о роднике на 7-й Дачной.

Опыт № 3

У воды нет запаха

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет) Вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

А еще загадки от Царицы-Водицы. А теперь попробуйте отгадать загадки и узнать, во что еще может превращаться вода.

1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.(дождь)

2.Белая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе!(облака)

3.Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов.(снег)

4.Много этого добра,

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь

И домой не принесешь.(туман)

5.Не снег и не лед, а серебром деревья уберет.(иней)

6.Крашеное коромысло над землей повисло. (радуга)

Воспитатель: Давайте расскажем Капитошке какими свойствами обладает вода: прозрачная, без вкуса, без запаха, может изменять форму, превращать в лед, снег и т.д., замерзает, льется.

Вот сколько нового и интересного мы узнали о воде!

Воспитатель: Сегодня утром в комнате никого не было, и царила тишина. Вдруг я услышала тонкий, переливчатый смех. Я обошла группу и в умывальнике увидела маленькую капельку, она вся искрилась от чистоты. И тут из-под раковины вылез маленький грязный человек. Он подбежал к капельке, спрятал ее в ведро и побежал в темный угол, приговаривая: «Вот и последняя капелька моя, не отдам».

Дети, он у нас воду украл. Посмотрите, вот его следы.

Дети идут по следам и находят конверт:

«Я, гном – Грязнулька, единственный и могущественный повелитель, забирая себе всю вашу воду и буду владеть ею сам. Но я еще ужасно великодушный, и поэтому даю вам возможность вернуть ее себе. Но для этого надо выдержать испытания. Хотя, наверно, это у вас не получится»

Воспитатель: Вот это да! Ребята, а, может, нам  с вами не нужна вода? Не будем его условия выполнять? Если ее не будет, что произойдет?(сделать бумагу, лекарство, сварить еду; все живое умрет)

Две дорожки, дети идут по кружкам, отвечая на вопросы

  1. Назовите все, что является водой (лед, снег, дождь)
  2. Какие меры надо принимать, чтобы вода не ушла от нас и была бы чистой (выберите запрещающие знаки и расскажите о них)

   а) Зря воду не лить – беречь воду

   б) Не бросать мусор

   в) Устанавливать водоочистители

3. Вода – наш друг и помощник, но она может таить в себе много опасностей. Каких? Чего нельзя делать?

а) Заплывать далеко

б) Прыгать с мостов

в) Ходить одним на водоем

4.  Вспомните детские стихи, где герои, используя воду, победили грязь

     («Федорино горе», «Мойдодыр» Чуковский)

Ура! Мы выиграли! Отдавай нам нашу воду, Грязнулька! (достают грязную куклу)

Воспитатель: А как, вы, думаете, нравится ему быть плохим? А как мы ему можем помочь? (помыть, постирать одежду) Мы путешествовали очень долго. Давайте превратимся опять в детей!

Стихотворение

Появляется Капитошка

Капитошка: Ну, что нового и интересного вы узнали о воде?

  1. Кому нужна вода?
  2. Как человек использует воду?
  3. Как надо беречь воду?

Вот и закончилось путешествие. Я принесла вам много-много капелек, но я рада, что очень много изображений капельки будут напоминать вам обо мне, и вы будете бережно относиться к воде, но и останавливать других, кто не бережет ее.

Дерево, вода, трава и птицы

Не всегда сумеют сами защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к путешествию в Африку - формирование целостной картины мира, программа "Детский сад 2100"

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»    «Готовимся к путешествию в Африку» Конспект непосредственно образовательной д...

Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (средней группы)

Дети дошкольного возвраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельн...

Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....

«Берегите птиц» (формирование целостной картины мира, подготовительная группа)

Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят людям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»

Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...