Цикл занятий в процессе работы над проектом по теме: "Это удивительное место - моя Малая Родина".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бровкина Ираида Александровна

Патриотическое воспитание начинается с воспитания любви к родному дому, детскому саду, месту, где ты родился и живёшь. Рассказывая детям о родном городе, истории его возникновения, условиями жизни  людей, труде горожан мы не только расширяем кругозор детей, но и воспитываем интерес и чувство любви к окружающему, своей Малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий в процессе работы над проектом по теме: «Это удивительное место – моя Малая Родина».

Занятие 1.

Тема: «История возникновения нашего города».

Цель: Познакомить с историей возникновения города Уреня и его названия, людей, строящих его. Учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать любовь к малой родине, воспитывать интерес к его возникновению. Развивать связную речь, логическое мышление.

Ход занятия:

Воспитатель: - Что мы называем Родиной? (Место, где  родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья). Правильно! Послушайте стихотворение о Родине.

               Что мы Родиной зовём?

                Дом, где мы с тобой растём.

                И берёзки у дороги,

                По которой  мы идём.

                           Что мы Родиной зовём?

                            Солнце в небе  голубом

                             И душистый, золотистый

                             Хлеб за праздничным столом.

                 Что мы Родиной зовём?

                  Край, где мы с тобой живём.

                  И рубиновые звёзды –

                  Звёзды мира над Кремлём.

                                       (В. Степанов)

Место, где мы родились, и есть наша Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром говорится: «Всякому мила своя сторона»,  «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила». Дети, а вы любите наш город, свою малую Родину? (Ответы детей).

Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о нашем городе, тем больше будем любить его. Сегодня я расскажу вам  о том, как родился наш город, о его прошлом. Мы перенесёмся на много лет назад, когда возник наш город.

Рассказ воспитателя об истории возникновения города Урень.

«Места наши называют волшебными, заповедными, так как окружены лесами, реками и озёрами. Очень понравились они русским крестьянам, которые пришли сюда, гонимые врагами, в поисках нового места для жилья. И решили они остаться здесь жить навсегда. Построили деревянные избы  и появилась одна деревня, потом другая, третья. В старину их называли поселениями. Много трудились крестьяне, осваивая новые земли, терпели и холод и нужду. Но жили дружно, всегда помогали друг другу».

- Дети, какие названия деревень, расположенных вблизи нашего города. Вы знаете? (Найти и назвать их по карте; можно дать задание узнать это вместе с родителями).

«Шли  годы и в  мае 1914 года началось строительство железной дороги Нижний Новгород – Котельнич. Очень обрадовались люди этому событию, так как получили возможность садиться здесь на поезд, переправлять грузы. На месте нашего города появились отгрузочные площадки, а потом и первые домики для строителей. Дорога строилась быстро, движение по железной дороге оживилось, а  люди, приезжая сюда, строили всё новые дома для своих семей. И вот появились первые улицы Вокзальная, Ленина.

- Почему улицу назвали Вокзальной? – А как  бы вы назвали первую улицу в нашем городе? (Ответы детей).

«Трудно было жить и работать в те годы: не хватало не только инструментов (топоров, пил, лопат), но и хлеба, одежды, лекарств. Но люди не унывали, не жаловались, потому что любили трудиться и дружить, делить последнюю краюшку хлеба на всех».

- А сейчас  какие инструменты помогают людям строить дома? (Ответы детей).

- Почему людям было так трудно в те годы?

- Слышали ли вы о самой главной  улице Ленина от ваших родителей, бабушек? Кто из знакомых, родственников живёт сейчас на этой улице?

«Город рос, стали появляться первые заводы, новые улицы: Труда, Победы Попова и т. д. Работы хватало всем. Женщины зачастую работали наравне с мужчинами. Дети тоже помогали взрослым: сортировали древесные отходы, обдирали бересту. Появился  первый химический завод, своя пекарня, магазин, баня, столовая.

                   

                  (Показ фотографий).

Люди стали мечтать о строительстве школы, больницы, детского сада, и, позднее, построили их. Жить стало легче, кругом звенели детские голоса».

- Как вы думаете, что помогло людям выжить в те трудные годы?

- Как мы можем помочь нашему городу, чтобы он стал ещё красивее? (Ответы детей)

                 «Есть на земле небольшой городок,

                   Скромные домики в длинный рядок.

                    Люди его Уренём нарекли,

                   Маленький город российской земли,

                   Маленький город великой земли!»

Занятие 2.

Тема: «Как жили наши люди раньше».

Цель: Продолжать расширять знания детей о своей малой Родине, её истории. Познакомить с условиями жизни и бытом  уренцев  в прошлом, дать представление о том, в каких домах они жили, какую домашнюю утварь использовали, как одевались, что ели и как веселились. Расширять кругозор детей, развивать любознательность. Воспитывать интерес к истории родного города.

Словарная работа: Лучина, топить по – чёрному, летник, изразцы, опашень, кафтан.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом. Перед ними на мольбертах иллюстрации и фотографии с домами старого города.

Воспитатель: - Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие в прошлое  по нашему городу.

Дети закрывают глаза.

- В каких  домах мы сейчас живём? (Дома  красивые, высокие, крепкие, с большими окнами). – Как вы  думаете  в каких же домах люди жили раньше? (в деревянных, маленьких).

Воспитатель: - Да. Раньше наш город был маленьким и назывался деревней. Дома были деревянные, небольшие, окна – маленькие, а в домах было темно. – Как отапливаются сейчас наши  дома? (С помощью батарей). –  Чем освещаются? (Электричеством). – А раньше всего этого не  было  и дома отапливались с помощью печек. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были чёрными от дыма и копоти.

                 «В этих избах печи были

                  Без трубы, не как теперь.

                  Их по – чёрному   топили,

                  Дым клубился в окна, в дверь». Н. Кончаловская

Богатые люди украшали свои печи изразцами (показ иллюстраций). Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным  орнаментом.

«Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок.

В нём окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крышах петушки –

Золотые гребешки».

 В бедных же  домах стёкол не было, окна закрывались дощечками или куском тряпки. Освещались дома лучинами – деревянными палочками. Поэтому в домах часто случались пожары.

- Дети, скажите  какая   мебель  стоит  в вашем доме? (ответы детей). – А раньше в домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали. Сундуки для хранения вещей:

«И  стоит,  покрыт   ковром,

Ларь с хозяйкиным добром».

На стол стелили скатерть ручной работы. Где у вас дома хранится  одежда? (В шкафах). – Раньше одежду аккуратно складывали в сундуки. (Показ). Одежду же носили длинную и широкую. Чем больше одежды было  на человеке, тем он считался богаче.

Показ  иллюстраций  старинной  одежды: сарафан, рубаха, платок  пуховый, душегрея, опашень, кафтан, бусы  и др..

«Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы.

Ленты в косах до земли».

- Какая посуда есть у вас дома? (металлическая, стеклянная, хрустальная, фарфоровая). – Где она  храниться? (В шкафу, в буфете).

Воспитатель: - Раньше посуда была простая - деревянная и глиняная, у людей побогаче - расписная. Стояла посуда на столе, а самая дорогая –  на отдельном столике, накрытом красивой скатертью.

- Дети, а  что вы любите дома  есть, что готовят вам мамы? (Суп, салат, торт, картошку, макароны, котлеты).

Воспитатель: - Раньше пища была простая. В поля росли рожь и пшеница. Из них делали хлеб. Ещё росли гречиха, овёс, ячмень – из них варили кашу. И, конечно, как и сейчас, в огородах выращивали различные овощи.  В  бочках солили капусту и огурцы. В лесу собирали грибы и ягоды. Пили квас и мёд.

Дети проходят за столы и пробуют угощение, приготовленное родителями.

Далее  дети берут музыкальные инструменты – дудку, бубен,  трещотки, ложки и играют на них.

Занятие заканчивается пляской детей.

Занятие 3.

Тема: «Труд взрослых в родном городе».

Цель: Закрепить название родного города, его улиц, достопримечательностей, название профессий. Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «моя малая Родина».

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей разных профессий, фотографии родителей на работе, фотографии с различными учреждениями города Уреня.

Ход занятия:

- Дети, как называется наш город?

- Как называемся мы с вами, его жители?

- Почему мы говорим что Урень – наш родной город?

Как вы понимаете слово «Родина» (Ответы детей). Слово «Родина»  похоже на такие слова, как родной, родня, родственник. О ком мы так говорим? Правильно, о мамах, папах, братьях, сёстрах, других близких людях. Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом. Так и наша Родина – это место, где мы родились, где живём,  где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. Для нас это наш родной город… Хорошо, когда люди любят свою Родину, От этой любви она становится богаче. Сильнее. Послушайте, как русский народ в пословицах говорит о любви к Родине.

- Нет земли краше, чем Родина наша.

- Одна у человека мать, одна и Родина.

- Кто за родину горой – тот истинный герой.

- Как вы  думаете, что значит любить Родину? (Ответы детей). Правильно, любить Родину – значит стараться сделать для неё всё, чтобы ей было хорошо, как мы стараемся для тех, кого любим.

- Что люди могут сделать  для своей Родины? (Хорошо учиться, трудиться, чтобы сделать свой город ещё лучше).

Наши мамы и папы, бабушки и дедушки трудятся в нашем городе. Очень много  взрослых  людей хорошо работают, чтобы сделать наш город ещё лучше. В городе Урень есть заводы, больница, школы, детские сады, магазины, и везде работают люди.

- Кто работает в больнице? Правильно, врачи и  медсёстры. (Показ фотографий). – Что они делают на работе?- А кто работает в школе?

- Кто в  нашем городе строит дома, новый детский сад? (Строители).

- Кто следит за порядком в городе и ловит преступников? Ещё  очень  много людей разных профессий работают в нашем городе. Сегодня мы поговорим о ваших родителях и о том, кем они работают. Расскажите, кем  работают ваши папы и мамы?

Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает каждому ребёнку рассказать о профессии своих родителей.

- Как называется мамина профессия? – Что она делает на работе?- Как ты думаешь, что хорошего для нас всех делает мама на работе?

 Показ фотографий родителей на работе.

Итог: Все профессии очень важны и нужны всем людям в нашем городе.

Воспитатель читает стихотворение:

 «Чему первым делом научится кошка? – Хватать!

 Чему первым делом научится птица? – Летать!

 Чему первым делом научится школьник? – Читать!

 Котёнок вырастет кошкой,

 Такой   же, как все на свете.

 Птенец превратиться в птицу,

 Такую  ж, как все на свете.

 А дети читают, а дети мечтают.

 И даже их мамы и папы не знают,

 Кем станут, кем вырастут дети.» В. Берестов

-Дети, а кем вы станете, когда вырастите?

- Что сегодня  вы  можете сделать хорошего для нашего города? (Не сорить на улицах, посадить весной цветы и деревья, хорошо учиться в школе, дружить друг с другом и т.п.)

                             Воспитатель: Бровкина Ирина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми группы коррекционной направленности «Путешествие по местам моей малой Родины»

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем родном поселке. Закрепить название народных промыслов Развивать речь...

Краткосрочный проект на тему « Мой город Троицк - моя малая Родина» для детей старшей группы.

Проблема: дети мало знают о родном городе и их родители сами имеют недостаточное представление о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания ...

Проект творческо-исследовательской деятельности на тему "Моё село - одно на всю Россию" (природа и заповедные места моей малой Родины)

Участники проекта:• дети 5-7 лет;• родители;• воспитатели.Предполагаемые результаты реализации проекта:1.     Формирование бережного отношения к природе родного края...

Проект на тему патриотическое воспитание дошкольников «Моя малая Родина»

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы, деды. В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольника не допустима даже...

Проект на тему патриотическое воспитание дошкольников « Моя малая Родина»

Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длите...

ПРОЕКТ на тему: «Нефтяник - важная профессия моей малой Родины»

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУБИКИ «ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Задачи: Развивать умение собирать целое из частей.Развивать умение действовать по образцу, запоминать и точно воспроизводить его....