Цикл занятий в процессе работы над проектом по теме: "Это удивительное место - моя Малая Родина".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Патриотическое воспитание начинается с воспитания любви к родному дому, детскому саду, месту, где ты родился и живёшь. Рассказывая детям о родном городе, истории его возникновения, условиями жизни людей, труде горожан мы не только расширяем кругозор детей, но и воспитываем интерес и чувство любви к окружающему, своей Малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_1.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий в процессе работы над проектом по теме: «Это удивительное место – моя Малая Родина».
Занятие 1.
Тема: «История возникновения нашего города».
Цель: Познакомить с историей возникновения города Уреня и его названия, людей, строящих его. Учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать любовь к малой родине, воспитывать интерес к его возникновению. Развивать связную речь, логическое мышление.
Ход занятия:
Воспитатель: - Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья). Правильно! Послушайте стихотворение о Родине.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
(В. Степанов)
Место, где мы родились, и есть наша Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром говорится: «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила». Дети, а вы любите наш город, свою малую Родину? (Ответы детей).
Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о нашем городе, тем больше будем любить его. Сегодня я расскажу вам о том, как родился наш город, о его прошлом. Мы перенесёмся на много лет назад, когда возник наш город.
Рассказ воспитателя об истории возникновения города Урень.
«Места наши называют волшебными, заповедными, так как окружены лесами, реками и озёрами. Очень понравились они русским крестьянам, которые пришли сюда, гонимые врагами, в поисках нового места для жилья. И решили они остаться здесь жить навсегда. Построили деревянные избы и появилась одна деревня, потом другая, третья. В старину их называли поселениями. Много трудились крестьяне, осваивая новые земли, терпели и холод и нужду. Но жили дружно, всегда помогали друг другу».
- Дети, какие названия деревень, расположенных вблизи нашего города. Вы знаете? (Найти и назвать их по карте; можно дать задание узнать это вместе с родителями).
«Шли годы и в мае 1914 года началось строительство железной дороги Нижний Новгород – Котельнич. Очень обрадовались люди этому событию, так как получили возможность садиться здесь на поезд, переправлять грузы. На месте нашего города появились отгрузочные площадки, а потом и первые домики для строителей. Дорога строилась быстро, движение по железной дороге оживилось, а люди, приезжая сюда, строили всё новые дома для своих семей. И вот появились первые улицы Вокзальная, Ленина.
- Почему улицу назвали Вокзальной? – А как бы вы назвали первую улицу в нашем городе? (Ответы детей).
«Трудно было жить и работать в те годы: не хватало не только инструментов (топоров, пил, лопат), но и хлеба, одежды, лекарств. Но люди не унывали, не жаловались, потому что любили трудиться и дружить, делить последнюю краюшку хлеба на всех».
- А сейчас какие инструменты помогают людям строить дома? (Ответы детей).
- Почему людям было так трудно в те годы?
- Слышали ли вы о самой главной улице Ленина от ваших родителей, бабушек? Кто из знакомых, родственников живёт сейчас на этой улице?
«Город рос, стали появляться первые заводы, новые улицы: Труда, Победы Попова и т. д. Работы хватало всем. Женщины зачастую работали наравне с мужчинами. Дети тоже помогали взрослым: сортировали древесные отходы, обдирали бересту. Появился первый химический завод, своя пекарня, магазин, баня, столовая.
(Показ фотографий).
Люди стали мечтать о строительстве школы, больницы, детского сада, и, позднее, построили их. Жить стало легче, кругом звенели детские голоса».
- Как вы думаете, что помогло людям выжить в те трудные годы?
- Как мы можем помочь нашему городу, чтобы он стал ещё красивее? (Ответы детей)
«Есть на земле небольшой городок,
Скромные домики в длинный рядок.
Люди его Уренём нарекли,
Маленький город российской земли,
Маленький город великой земли!»
Занятие 2.
Тема: «Как жили наши люди раньше».
Цель: Продолжать расширять знания детей о своей малой Родине, её истории. Познакомить с условиями жизни и бытом уренцев в прошлом, дать представление о том, в каких домах они жили, какую домашнюю утварь использовали, как одевались, что ели и как веселились. Расширять кругозор детей, развивать любознательность. Воспитывать интерес к истории родного города.
Словарная работа: Лучина, топить по – чёрному, летник, изразцы, опашень, кафтан.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом. Перед ними на мольбертах иллюстрации и фотографии с домами старого города.
Воспитатель: - Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие в прошлое по нашему городу.
Дети закрывают глаза.
- В каких домах мы сейчас живём? (Дома красивые, высокие, крепкие, с большими окнами). – Как вы думаете в каких же домах люди жили раньше? (в деревянных, маленьких).
Воспитатель: - Да. Раньше наш город был маленьким и назывался деревней. Дома были деревянные, небольшие, окна – маленькие, а в домах было темно. – Как отапливаются сейчас наши дома? (С помощью батарей). – Чем освещаются? (Электричеством). – А раньше всего этого не было и дома отапливались с помощью печек. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были чёрными от дыма и копоти.
«В этих избах печи были
Без трубы, не как теперь.
Их по – чёрному топили,
Дым клубился в окна, в дверь». Н. Кончаловская
Богатые люди украшали свои печи изразцами (показ иллюстраций). Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом.
«Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок.
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крышах петушки –
Золотые гребешки».
В бедных же домах стёкол не было, окна закрывались дощечками или куском тряпки. Освещались дома лучинами – деревянными палочками. Поэтому в домах часто случались пожары.
- Дети, скажите какая мебель стоит в вашем доме? (ответы детей). – А раньше в домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали. Сундуки для хранения вещей:
«И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром».
На стол стелили скатерть ручной работы. Где у вас дома хранится одежда? (В шкафах). – Раньше одежду аккуратно складывали в сундуки. (Показ). Одежду же носили длинную и широкую. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче.
Показ иллюстраций старинной одежды: сарафан, рубаха, платок пуховый, душегрея, опашень, кафтан, бусы и др..
«Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы.
Ленты в косах до земли».
- Какая посуда есть у вас дома? (металлическая, стеклянная, хрустальная, фарфоровая). – Где она храниться? (В шкафу, в буфете).
Воспитатель: - Раньше посуда была простая - деревянная и глиняная, у людей побогаче - расписная. Стояла посуда на столе, а самая дорогая – на отдельном столике, накрытом красивой скатертью.
- Дети, а что вы любите дома есть, что готовят вам мамы? (Суп, салат, торт, картошку, макароны, котлеты).
Воспитатель: - Раньше пища была простая. В поля росли рожь и пшеница. Из них делали хлеб. Ещё росли гречиха, овёс, ячмень – из них варили кашу. И, конечно, как и сейчас, в огородах выращивали различные овощи. В бочках солили капусту и огурцы. В лесу собирали грибы и ягоды. Пили квас и мёд.
Дети проходят за столы и пробуют угощение, приготовленное родителями.
Далее дети берут музыкальные инструменты – дудку, бубен, трещотки, ложки и играют на них.
Занятие заканчивается пляской детей.
Занятие 3.
Тема: «Труд взрослых в родном городе».
Цель: Закрепить название родного города, его улиц, достопримечательностей, название профессий. Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «моя малая Родина».
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей разных профессий, фотографии родителей на работе, фотографии с различными учреждениями города Уреня.
Ход занятия:
- Дети, как называется наш город?
- Как называемся мы с вами, его жители?
- Почему мы говорим что Урень – наш родной город?
Как вы понимаете слово «Родина» (Ответы детей). Слово «Родина» похоже на такие слова, как родной, родня, родственник. О ком мы так говорим? Правильно, о мамах, папах, братьях, сёстрах, других близких людях. Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом. Так и наша Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. Для нас это наш родной город… Хорошо, когда люди любят свою Родину, От этой любви она становится богаче. Сильнее. Послушайте, как русский народ в пословицах говорит о любви к Родине.
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Одна у человека мать, одна и Родина.
- Кто за родину горой – тот истинный герой.
- Как вы думаете, что значит любить Родину? (Ответы детей). Правильно, любить Родину – значит стараться сделать для неё всё, чтобы ей было хорошо, как мы стараемся для тех, кого любим.
- Что люди могут сделать для своей Родины? (Хорошо учиться, трудиться, чтобы сделать свой город ещё лучше).
Наши мамы и папы, бабушки и дедушки трудятся в нашем городе. Очень много взрослых людей хорошо работают, чтобы сделать наш город ещё лучше. В городе Урень есть заводы, больница, школы, детские сады, магазины, и везде работают люди.
- Кто работает в больнице? Правильно, врачи и медсёстры. (Показ фотографий). – Что они делают на работе?- А кто работает в школе?
- Кто в нашем городе строит дома, новый детский сад? (Строители).
- Кто следит за порядком в городе и ловит преступников? Ещё очень много людей разных профессий работают в нашем городе. Сегодня мы поговорим о ваших родителях и о том, кем они работают. Расскажите, кем работают ваши папы и мамы?
Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает каждому ребёнку рассказать о профессии своих родителей.
- Как называется мамина профессия? – Что она делает на работе?- Как ты думаешь, что хорошего для нас всех делает мама на работе?
Показ фотографий родителей на работе.
Итог: Все профессии очень важны и нужны всем людям в нашем городе.
Воспитатель читает стихотворение:
«Чему первым делом научится кошка? – Хватать!
Чему первым делом научится птица? – Летать!
Чему первым делом научится школьник? – Читать!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратиться в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают, а дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.» В. Берестов
-Дети, а кем вы станете, когда вырастите?
- Что сегодня вы можете сделать хорошего для нашего города? (Не сорить на улицах, посадить весной цветы и деревья, хорошо учиться в школе, дружить друг с другом и т.п.)
Воспитатель: Бровкина Ирина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми группы коррекционной направленности «Путешествие по местам моей малой Родины»
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем родном поселке. Закрепить название народных промыслов Развивать речь...
Краткосрочный проект на тему « Мой город Троицк - моя малая Родина» для детей старшей группы.
Проблема: дети мало знают о родном городе и их родители сами имеют недостаточное представление о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания ...
Проект творческо-исследовательской деятельности на тему "Моё село - одно на всю Россию" (природа и заповедные места моей малой Родины)
Участники проекта:• дети 5-7 лет;• родители;• воспитатели.Предполагаемые результаты реализации проекта:1. Формирование бережного отношения к природе родного края...
Проект на тему патриотическое воспитание дошкольников «Моя малая Родина»
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы, деды. В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольника не допустима даже...
Проект на тему патриотическое воспитание дошкольников « Моя малая Родина»
Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длите...
ПРОЕКТ на тему: «Нефтяник - важная профессия моей малой Родины»
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУБИКИ «ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Задачи: Развивать умение собирать целое из частей.Развивать умение действовать по образцу, запоминать и точно воспроизводить его....