''Отгадай и сравни загадки о животных''
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Набиева Тунзала Фариз кызы

Дидактическая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Дидактические игры.

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Подготовка к игре. Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

                              (Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

 Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

                                (Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.

Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.

Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".

Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.

Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных "братцах":

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.

                          (Велосипед.)

Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

Два братца: одного все видят, но не слышат,

другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия. 

Что в чудесном мешочке?

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход игры        

Игра может проводиться в дополнение к занятию.

Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Игровые диалоги

Цель. Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность.

Ход игры

Педагог, исполняя роль домовенка Кузи, ведет с детьми диалог. Перед ними в определенной последовательности лежат предметы или картинки (шубка, шалаш, груша, шашки и т.п.).

— Кузя! Ку-зя!

— Аюшки.

— Мы хотим подарить тебе шубку.

— Спасибо за заботу. А шубка — это что такое?

— Одежда такая меховая, чтобы не мерзнуть в сильные морозы.

— Болыпое спасибо! Давайте ее, эту шубку. (Педагог указывает на ребенка, тот передает Кузе картинку.) Стоящая вещь! Мягкая. Буду на ней спать!

Диалог повторяется, видоизменяется, приобретает шутливый характер. Так, шалаш Кузя собирается носить, надевать, когда начнутся морозы, в груше он собирается спать, а шашки намерен съесть.

Игра «Закончи пословицу»

Цель. Закреплять у детей знания пословиц, отражающих представления о предпочтительности доброжелательного общения.

Ход игры

Ведущий произносит первую часть пословицы и бросает мяч кому-нибудь из игроков, стоящих кругом (полукругом). Поймав мяч, нужно быстро, без промедления сказать вторую часть пословицы. Если игрок не смог закончить пословицу, он выходит из игры. Побеждает оставшийся в круге (полукруге) игрок.

 МАКОВОЕ ЗЕРНЫШКО

Цели: Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора

Материал: элементы костюма Ворона

Ход игры: Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек.

Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:

— Ворона, Ворона, куда полетела?

— К кузнецу на двор. (К ковалю.)

Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:

— На что тебе кузнец? — Косы ковать.

— На что тебе косы? — Траву косить.

— На что тебе трава? - Коровок кормить.

— А на что коровы? — Молоко доить.

— А на что молочко? — Пастухов поить.

— На что пастухи? — Кабанов пасти.

— На что кабаны? - Гору рыть.

— На что горы? — На тех горах маковое зернышко.

— Для кого зернышко? - Отгадайте!

Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.


 Нравственно - этическая беседа о добре и зле.

Цель: Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Ход: Вопросы к беседе.

  • Как вы понимаете, что такое добро (зло)?
  • Что побуждает людей совершать хорошие (плохие) поступки?
  • Какие качества характера сопутствуют доброму (злому) человеку?
  • Каких добрых (злых), героев вы можете назвать из знакомых сказок, былин?
  • Назовите примеры хороших (плохих) поступков героев былин.
  • Совершали ли вы когда-нибудь в своей жизни хорошие (плохие) поступки?
  • Какие чувства вы испытывали при совершении хороших (плохих) поступков?
  • Какие чувства вы испытывали, когда по отношению к вам другие люди совершали хорошие (плохие) поступки?
  • Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?
  • Кто больше заметит небылиц?
    Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
    Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: "Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"'. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу". Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
    После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется "Путаница". Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
    Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

Придумай небылицу
Игра проводится после того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.
Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: "Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я..."
Примерный рассказ воспитателя:
"Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им "до свидания". Все весело мне ответили: "До свидания". Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать".
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. "А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы",- предлагает воспитатель.
Приводим примеры рассказов-небылиц, придуманных детьми;
"Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывало. Посмотрела она туда, сюда - нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется".
"Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно. Идет по песку на дне, смотрит - навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Животные наших лесов. Загадки о животных"

Вариантов применения презентации много....

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»

Игра «Отгадай и сравни загадкио «двух братцах»  Дидактические задачи. Учить детей понимать, что одинаковые слова и выражение в загадках могут обозначать разные вещи. При учать не торопиться с отв...

Методическая разработка по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с домашними животными "Загадки о животных"

Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Загадки о животных" способствует формированию у детей представлений о домашних животных.Материал представлен в увлекательной форме, благо...

Дидактическая игра «Отгадай загадки о животных»

Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова Дидактическое упражнение «Расскажи о животном»Цель: учить составлять рассказ о диком животном по плану.Это лиса, д...

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...