НОД для детей второй младшей группы по ознакомлению с окружающим "Весна - весна! Иди сюда!"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Учить сравнивать времена года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Верба-вербочка» - фольклорный праздник для детей средней группы.
Звучит музыка
Хозяйка
- Здравствуйте , ребята, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Вербному Воскресенью.
.Сегодня с ребятами мы вам расскажем о том, что за день Вербное Воскресенье и как его праздновали на Руси.
( Звучит музыка)
Дети.
- Здравствуйте, хозяюшка! С Вербным воскресением Вас!
Хозяйка
С праздником и вас, ребятишки! Проходите. Нынче верба рано осеребрилась, листьев нет, а цветёт. С давних времён существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту ,всем кто его коснётся. ( дети прикасаются к веточке)
Хозяйка
Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесёнными из церкви,
хлестали друг друга – и в первую очередь детей, приговаривая:
Верба, верба, верба хлёст,
Верба хлёст- бьёт до слёз,
Верба синя бьёт насильно,
Верба красна бьёт напрасно,
Верба бела бьёт за дело,
Верба хлёст- бьёт до слёз!
Не я бью- верба бьёт! Верба хлёст- бьёт до слёз!
Ребёнок. Собрались мы по весне,
Как и обещали,
Не скучаем по зиме, с нею распрощались!
Хозяйка. Что ж, ребята, запоём!
Весну- красну зазовём!
( хоровод « Как зима с весною повстречалась»)
стихи
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Весна еще не сшила
Лесам, полям рубашки,
Лишь верба распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам,
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
Как мне верба нравится –
Пушистенькие почки!
А под каждой прячется
Молоденький листочек!
Ну, и верба! Ну, хитра!
А еще и модница!
В манто сереньком она,
Чтоб не заморозиться!
А засветит солнце ярко,
Лед на речке тронется,
Вербе сразу станет жарко –
Листики откроются.
Хозяйка. Любил народ Вербное воскресенье. было принято устраивать вербные базары или ярмарки с весёлыми игрищами и ряжеными. Давайте и мы играть.
Займи место
Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорят:
С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной.
Хоп!
Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим. Красна девица и добрый молодец напоминают в ходе игры, что круг должен сразу остановиться при слове «Хоп»; бежать разрешается только по кругу, не пересекая его; во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Игра с Солнцем
Дети встают в круг.
В центре круга - "Солнце"(водящий).
Дети произносят:
"Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "Солнцу",
сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг.
Дети кричат слово: "Горю!". "Солнце" догоняет детей.
"Слава Солнцу! Слава!"
Хозяйка. Издавна верба считалась целебным растением. По верованию крестьян считалось, что если съесть десять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки. Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой. . И ни одна вербная неделя не обходилась без игры «Верба-вербочка».
Проводится игра «Верба-вербочка».
Дети выбирают водящих — девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьёт» девочка и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьёт.
Канарейка — Машенька,
Соловейка — Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?».
«Ваня, — скажет, — милый мой».
Хозяйка. Ну вот, наигрались, а теперь немножко отдохнем.
Бывало, в Вербное воскресенье бабушки запекали пушистые почки вербы в постные хлебцы и раздавали их всем, кто в гости приходил. а называли такие хлебцы по разному: кто «Барашками», а кто просто хлебцами. И все угощайтесь такими хлебцами – «барашками». Ешьте, угощайтесь, здоровья набирайтесь.
Все хлебцы с вербной почкой, а значит всем быть здоровыми и счастливыми.
Хозяйка. Мы с детьми приготовили для Вас подарки к празднику. Куклу. Кукла Вербница- одна из весенних обрядовых славянских кукол. Ее время – это пасхальная страстная неделя. Эта кукла – подарочная, делается для конкретных людей, с мыслями о них и пожеланиями всего наилучшего. Вербница может быть таким же подарком, как пасхальное яйцо, но, в отличие от яйца не будет съедена и может хранится столько, сколько пожелает получивший ее в подарок .
Эта кукла символизирует собой куст вербы, то есть пробуждение
весной природы, а также женщину, идущую в Вербное воскресенье в церковь, освящать вербочку
У славян верба – это, во-первых, символ Мирового дерева, а, во-вторых, символ огромной жизненной силы, потому что она способна развиваться без корней.
Предварительный просмотр:
« Весна – весна! Иди сюда!»
НОД для детей второй младшей группы
по ознакомлению с окружающим
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Учить сравнивать времена года.
Материал: картинки с изображением признаков весны, грача, ласточки, утки. Маска- шапочка совы. Таз со снегом. Настольная лампа. Игрушечный ёжик.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, потешек.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Дети, к нам сегодня пришёл гость, которого вы хорошо знаете.
Ёж. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, ёжик!
Воспитатель. Ёжик, ты опять принёс нам что-то интересное?
Ёж. Да, я принёс вам свои рисунки. На одном я нарисовал зиму, а на втором - другое время года. А какое вы сейчас узнаете. (воспитатель помогает ёжику выставить картинки на доске)
Как вы думаете, где здесь зимняя картинка?
( дети показывают, где, по их мнению, нарисована зима.)
Воспитатель. Давайте вспомним, что бывает зимой.( ответы детей)
Правильно, зимой идёт снег, кругом сугробы, деревья все в снегу, дует холодный ветер. Что же нарисовано на другой картинке?
( ответы детей) Верно, ярко светит солнышко, тают сосульки, тает снег, появляются проталины, на ветках деревьев набухают почки.
Ёж. Так какое время года я здесь нарисовал?
Дети. Весну.
Ёж. Да, весну. Вы знаете, почему весной тает снег?
( дети отвечают, воспитатель предлагает подойти им к столу)
Воспитатель. Снег зимой тает потому, что солнце весной не только светит, но и греет. На столе стоит лампа, пусть она будет нашим солнцем. Поднесите руку к лампе. Чувствуете тепло? ( да)
Давайте поставим таз со снегом под лампу и потом посмотрим, что будет.
Ёж. Весной в лесу просыпаются животные. Вот и я проснулся. А кто ещё просыпается? ( медведь, мышки). Другие звери меняют свои шубки на летние. Вспомните, какие звери меняют шубки?
Дети. Белочка, зайчик.
Воспитатель. Правильно. А ещё возвращаются из тёплых краёв птицы. Посмотрите, что это за птицы?( выставляет картинки с изображением грача, ласточки, утки). Молодцы, всех птиц узнали и назвали.
( проводится физкультминутка.
- День стоит – сова наша спит.
Птички летают, червячков собирают.( дети бегают вокруг воспитателя.)
Наступает ночь – улетайте, птички, прочь!
( дети разбегаются, воспитатель пытается их догнать).
Воспитатель. Пора посмотреть , что произошло со снегом.
Дети. Он растаял и превратился в воду.
Воспитатель. Вот так же происходит и в природе: солнце начинает пригревать и снег тает.
Ёж. Так какое же время года наступило?
Дети. Весна.
Ёж. Правильно, весна.
Воспитатель. Вспомним признаки весны.
( дети называют признаки, воспитатель выставляет соответствующую картинку.
Ёж. ( восхищённо) Какая у вас большая и красивая картина получилась! Скажите ещё раз , какое время года здесь изображено.
Дети. Весна.
Воспитатель. Правильно.
Весна, весна красная,
Пришла весна красная!
Птицы громко поют
Нас гулять зовут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированние занятие для детей второй младшей группы "Светлячок" "Ознакомление детей с временами суток: вечер и ночь, с помощью иллюстраций и книг"
Формирование представлений о частях суток: вечер, ночь; закрепление понятий: утро, день, развитие мыслительных процессов; обогащение словаря....
Перспективно-тематический комплекс занятий для детей второй младшей группы по ознакомлению с дымковской росписью.
Конспекты занятий по декоративному рисованию во второй младшей группе. Знакомство с дымковской росписью....
Конспект НОД для детей второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Космос»
Конспект НОД для детей второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Космос»Цель: Формировать представления детей о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Прививать чувство...
Электронный образовательный маршрут для детей второй младшей группы на тему: «Поведение птиц весной»
Уважаемые родители! Предлагаем Вам и Вашим детям пройти электронный образовательный маршрут “ Поведение птиц весной”, который поможет познакомить детей с жизнью птиц весенний период, а так...
Развлечение для детей второй младшей группы " Как нам встретиться с Весной?"
Развлечение для детей второй младшей группы " Как нам встретиться с Весной?" знакомит малышей с признаками весны и в игровой форме позволяет усвоить материал. Музыкально-двигательный и игров...
Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы «В гости к Девочке Весне»
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.Формировать бережное отношение к окружающей природе.Дать элементарные представлени...
Занятие для детей второй младшей группы на тему: «Что такое весна».
Занятие для детей второй младшей группы на тему: «Что такое весна»....