Проект "Уральская берёза-дерево моей Родины"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений жизнедеятельности берёзы; экологическое воспитание дошкольников; отражение данной тематики в литературе и живописи; осуществление нравственно - патриотического воспитания через цикл бесед, занятий, акцию « Слёзы берёзы и солдаты ВОВ»; осуществление работы по правовому воспитанию: право на родину, защиту жизни и здоровья.
- Краткое содержание проекта:
- Накопление информации по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке, занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через произведения художественной литературы, экскурсий; с привлечением ближайших взрослых.
- Обобщение и систематизация знаний детей в процессе наблюдения, экспериментирования по взаимодействию берёзы и окружающей среды.
- Изучение жизнедеятельности берёзы и зависимость от времени года.
В рамках социальной экологии:
- поведение человека в природе.
- Изучение деятельности человека и влияние на жизнь дерева.
- Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций в рамках проекта: «Моя кормушка», «Накормим вместе птиц», «Берёза встречает птиц»), посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участке и чистоты.
В рамках нравстенно-патриотического воспитания:
Проведение с детьми группы акции: «Обелиск солдату ВОВ в слезах берёзы».
- осуществление посильного труда по поддержанию чистоты вокруг обелиска;
- организации я и проведение цикла бесед и занятий «Вечная память героям ВОВ»;
- организация и проведение спортивной эстафеты в парке, близ обелиска «Мы – ваши счастливые внуки!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Уральская берёза - дерево моей Родины" | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой долгосрочный исследовательско - творческий проект
«Берёза – дерево моей родины»
Информационная карта проекта:
- Полное название проекта: «Берёза – дерево моей родины».
- Автор проекта: Логинова Роза Фаритовна (воспитатель МКДОУ детский сад № 16 комбинированного вида).
- Участники проекта: дети группы, родители, социальные партнёры: музыкальный руководитель, библиотекарь, работники музея.
- Район, город, представивший проект: г. Дегтярск, Свердловской области.
- Адрес организации: 6232701, г. Дегтярск, ул. Литвинова 8.
- Телефон: 8-(343-97)-6-32-99.
- Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.
- Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений жизнедеятельности берёзы; экологическое воспитание дошкольников; отражение данной тематики в литературе и живописи; осуществление нравственно - патриотического воспитания через цикл бесед, занятий, акцию « Слёзы берёзы и солдаты ВОВ»; осуществление работы по правовому воспитанию: право на родину, защиту жизни и здоровья.
- Краткое содержание проекта:
- Накопление информации по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке, занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через произведения художественной литературы, экскурсий; с привлечением ближайших взрослых.
- Обобщение и систематизация знаний детей в процессе наблюдения, экспериментирования по взаимодействию берёзы и окружающей среды.
- Изучение жизнедеятельности берёзы и зависимость от времени года.
В рамках социальной экологии:
- поведение человека в природе.
- Изучение деятельности человека и влияние на жизнь дерева.
- Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций в рамках проекта: «Моя кормушка», «Накормим вместе птиц», «Берёза встречает птиц»), посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участке и чистоты.
В рамках нравстенно-патриотического воспитания:
Проведение с детьми группы акции: «Обелиск солдату ВОВ в слезах берёзы».
- осуществление посильного труда по поддержанию чистоты вокруг обелиска;
- организации я и проведение цикла бесед и занятий «Вечная память героям ВОВ»;
- организация и проведение спортивной эстафеты в парке, близ обелиска «Мы – ваши счастливые внуки!»
- Сроки проведения: 1 год
- Количество участников проекта: 43 человека (из них 21 ребёнок, 1 педагог, 21 родитель), так же социальные партнёры: музыкальный руководитель, библиотекарь, руководитель музея.
- Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
- Ожидаемые результаты:
- повышение экологической культуры участников проекта;
- осуществление в МКДОУ образовательно-воспитательного процесса по обозначенной проблеме в следующих направлениях:
- экологическое;
- социальное;
- нравственно-патриотическое;
- правовое.
- формирование различных видов отношения у детей к природе: природоохранного, эстетического, познавательного, патриотического;
- развитие устойчивого интереса к жизнедеятельности дерева (берёзы);
- развитие исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- освоение элементарных трудовых навыков; уходу за живыми объектами;
- развитие логического мышления через понимание причинно-следственных механизмов сезонных изменений в жизни берёзы;
- успешное нравственно-патриотическое и правовое воспитание детей;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- создание творческих работ детей для альбома «Берёзы Урала».
- организация и проведение акции: «Обелиск солдату ВОВ в слезах берёзы»;
- организация и проведение спортивной эстафеты в парке, близ обелиска «Мы – ваши счастливые внуки»;
- организация и проведение презентации (праздника) «Берёза – дерево моей родины».
Паутинка к проекту «Берёза – дерево моей родины»
Познание | Социализация | Чтение художественной литературы |
*Рассматривание детьми познавательной литературы (детские энциклопедии, журналы); *НОД « Дерево», «Лес»; *Составление описательного рассказа о дереве; *Придумывание рассказа детьми «Если бы я был деревом…» *Украшение уголка природы листьями березы; *Наблюдение «Жильцы, обитающие на дереве»; *Составление рассказа о бережном отношении к деревьям; *Рассказ воспитателя о своей любимой берёзке; *Ведение коллективного дневника наблюдений за берёзой; * «Что мы знаем о дереве?» (из серии «Уроки тётушки Совы»); *Беседы «Что нужно нашей берёзе?», « Что держит берёзу в земле?», « Что такое кора и зачем она нужна?» *Решение проблемных ситуаций («Представим, что все деревья исчезли», «Деревья живые и нет?»); *Д/и «Деревья, кустарники, травы»; *Опытно –экспериментальная деятельность «Крона и тень», «Долго ли живет сломанная ветка», «Посадим дерево»; * «Потрогаем ,понюхаем» сравнительный эксперимент; *Установление в процессе наблюдений причинно – следственных связей в изменении жизнедеятельности берёзы: - весной; - летом; - осенью; - зимой; *НОД « Берёзка заботится о нас» (по М.В.Емельяновой «Ознакомление с окружающим миром»); *Составление описательного рассказа «Берёза - дерево моей Родины» *Рассматривание семян различных деревьев; *«Дерево в жизни человека и человек в жизни дерева» Беседа. *Лото «Листья и деревья»; *Д/и «Четвертый лишний»; *Д/и «Деревья»; *Д/и «Что растёт в лесу?»; *Д/и « Из семени в дерево»; *Д/и «Листочки»; *Схемы. Карточки. | *Сюжетно - ролевая игра «познакомься с берёзкой»; *НОД «Художники и берёза»; *Рассматривание репродукций картин: А.И.Куинджи «Берёзовая роща», И.Грабарь «Февральская лазурь», «Берёзовая роща», И.И.Левитан « Золотая осень», «Берёзовая роща», В.Сидоров «Берёзовый ветер», И.Родионов «На привале. Солдатская весна»; *Интервью с ближайшими взрослыми «На что жалуется дерево?»; * НОД «Волшебное дерево» (Поделки из дерева); *Что в моем доме из дерева? (мини -«исследование») *Экскурсия на детскую игровую площадку (построенную из дерева); *НОД «Деревянная игрушка» (Каргопольская игрушка); *Резьба по дереву (изделия, экскурсия в частный сектор «Резные наличники»); *Цикл бесед «Мое право на Родину»; *Акция «Накормим птиц вместе!»; *Акция «Моя кормушка»; *Экскурсия в библиотеку; *Посещение музея «Береста и изделия и дерева». | *НОД «Поэты о берёзе» А.А.Фет «Печальная береза…», С.Есенин «Берёза», А.Екимцев «Светло в России от берёз», Л.Овсянникова «Белая подруга», О.Шестинский «Без берёзы не мыслю России», А. Прокофьев «Русская берёза», А. Дементьев «Берёзы России», П. Кудрявцев «Белая берёза – русская земля», В. Вальякка «Берёза» Н. Самонин «Стыдливая берёзка», И. Чабан «Белые берёзы России» Н. Рубцов «Северная берёза» И. Токмакова «Если б дали берёзе расчёску» *НОД «Русский народ о берёзоньке» (малые фольклорные жанры); *А.Прокофьев «Берёзка»; *А.Твардовский «Лес осенью»; *В. Бианки «Лес зимой»; *Е.Санин «Берёзовая ёлка»; *В.Авдеенко «Купите корзину». *Уральские поэты и писатели о берёзе: Л.И.Горюшкина «Берёзка» (г.Снежинск), В.А.Злоказов «Росла Берёзка у дороги» (Пос. Аракуль Каслинского р-на), В.А.Трусов «Секреты горы трёх братьев» (г.Первоуральск), Н.И. Птухина «Ода о берёзе» (г.Касли), Л.Н.Сурнина «Песнь о берёзе» (г.Касли), Р.Н.Рахимов «Три берёзки под окном» ( пос. Красный партизан), Л.Н.Смирнова «Берёзка голову склоня…» (г. Касли) |
Безопасность | Здоровье | |
*Беседы с детьми о правилах безопасного поведения во время экскурсий; *Как я смогу предупредить беду, если увижу, что кто-то забирается на дерево; *Просмотр мультфильма «Винни пух и всё-всё-всё» (Винни-пух забирается на дерево и падает); *Беседа с детьми «Можно ли прятаться под деревом во время грозы?» | *Целебные свойства берёзы; *Экскурсия в парк «Горняков»; *П/и на прогулке (см. физическая культура); *Беседа о значении зелёных растений для всех живых организмов; *Цикл бесед о правах ребёнка, о защите государством его жизни и здоровья; *Утренняя гимнастика «В лесу» *Интервью с ближайшими взрослыми «Что вы знаете о чаге?» | |
Художественное творчество | Коммуникация | Труд |
*Оформление и постепенное заполнение поэтической тетради «Берёзонька, раскудрявая» (коллективная работа); *Аппликация « Берёза встречает скворцов» (привлечение родителей, плотника к изготовлению скворечников); *Рисуем для дневника наблюдений: «Корни моей берёзы», «Распускаются почки», «Длинные серёжки», «Моя берёза весной» (летом, осенью, зимой); *Привлечение родителей к совместному изготовлению кормушки для птиц и обеспечению корма в них; *Создание творческого коллективного альбома «Берёзы моего города»; *Изготовление костюмов берёзки; *Привлечение родителей к подготовке праздника-презентации « Берёза - дерево моей Родины»; *Праздник - презентация «Уральская берёза – дерево моей Родины» | *Организация и проведение акции «Обелиск солдату ВОВ в слезах Уральской берёзы!» *Экскурсия в парк «Горняков»; *Беседа о значении дерева в жизни человека; *НОД «Береги природу» *Интервью с ближайшими взрослыми «Что в вашем доме из дерева?» *Д/и «Найди дерево по описанию»; *Беседы «Дерево в жизни человека и человек в жизни дерева», « Что я могу сделать для дерева?»; *Что такое хорошо и что такое плохо? (Для дерева) *Интервью с ближайшими взрослыми «Дерево-это…»; *Экскурсия в детскую библиотеку. | *Заготовка и сушка листьев для аппликаций, гербария; *Мозаика из листьев; *Помощь дворнику в уборке листвы на участке; *Уборка сломанных веток на участке; *Дождик для деревьев» (поливка деревьев и кустарников на участке); *Осуществление посильного труда по поддержанию чистоты вокруг обелиска солдату ВОВ. /Акция «Обелиск солдату ВОВ в слезах Уральской берёзы» *Изготовление скворечников и кормушек (совместно с родителями); *Подбор иллюстраций, вырезок о берёзе из журналов; *Подбор загадок, стихов о берёзе (с родителями). |
Музыка | Физическая культура | |
*Хоровод «Во поле берёза стояла» *Оформление и заполнение песенника «О берёзке поём» *Песни о берёзе (прослушивание , заучивание понравившихся): Муз. Д. Кабалевского, сл. А Пришельца «То берёзка, то рябина», Л. Зыкина «Растёт в Волгограде берёзка», Д. Хворостовский «Свет берёз», Анс. «Сябры»- «Вы шумите берёзки», Гр. «Любэ» - «Берёзы» Н.Гулько «Разбросала косы русые берёза» ; *Игра «Во лесочке, во леске…» | *Организация и проведение эстафеты в парке «Горняков» среди берёз «Мы ваши счастливые внуки; *П/и «Раз, два, три к… (берёзе, рябине, тополю) беги»; *Игр. упр. «Мы направо (прямо, налево) пойдём и берёзку обойдем»; *П/и «Прятки с деревом»; *П/и «Чур, у дерева»; *Найди такой же лист (кто быстрее); *Собери букет (кто быстрее); *Найди пару (то быстрее); *Спортивное развлечение среди любимых берёз на участке «Лети высоко мой самолет»; *Пальчиковая игра «Берёзки». |
План реализации проекта
«Берёза – дерево моей родины»
Весна – лето:
- Изучение литературы по данной теме;
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром и целевые прогулки (по Т.Л. Долговой, И.В. Кравченко, Н.В. Коломиной);
- Изучение строения дерева.
Корень:
- Что держит берёзу в земле. Беседа.
- Корни нашего дерева. Рисование.
- Берёза встречает скворцов. Аппликация.
- Изготовление скворечника. Совместно с родителями.
Листья и цветы:
- Как распускаются почки. Наблюдение. Рисование.
- Как появляются серёжки. Наблюдение. Рисование.
- «Потрогаем, понюхаем». Сравнительный эксперимент.
- Крона и тень. Экспериментирование.
- Поэты о берёзе. Занятие по ознакомлению с художественной литературой.
- Русский народ о берёзоньке. (Знакомство с малыми фольклорными жанрами).
- Художники и берёза. Занятия по изобразительной деятельности.
Осень:
- Установление причинно - следственных связей изменений жизнедеятельности берёзы через разнообразные виды деятельности (занятия, прогулки, наблюдения и др.).
- Посильная трудовая деятельность по сбору листвы на участке.
- Выполнение творческой работы для альбома «Берёзы Урала».
- Организация и проведение акции «Обелиск солдату ВОВ в слезах Уральской берёзы».
- Организация и проведение эстафеты в парке «Горняк», близ обелиска: «Мы – ваши счастливые внуки».
- Акция «Накормим птиц вместе», «Моя кормушка». Привлечение родителей к изготовлению кормушек, обеспечению корма для птиц.
- «Красота поэтического слова». Занятие по художественной литературе (поэты о берёзе осенью).
- Художники и их произведения (берёзы осенью).
- Выполнение творческой работы для альбома «Берёзы Урала».
- Изготовление костюмов для презентации, совместно с воспитателем.
Зима:
- Установление причинно-следственных связей по изменению жизнедеятельности дерева с наступлением зимы, через разнообразные виды деятельности (занятия, наблюдения, изучение соответствующей литературы).
- «Как снег помогает дереву». Беседа.
- «Берёза заботится о нас» НОД по ознакомлению с окружающим миром (по М.В. Емельяновой).
- Осуществление заботы о птицах.
- Создание творческого альбома «Берёзы Урала».
- Проведение праздника-презентации: «Уральская берёза – дерево моей родины».
- Цикл бесед о праве ребёнка на родину, защиту государства его жизни и здоровья.
Рекомендуемая литература для реализации проекта:
- Е.С. Евдокимова «Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта», Москва, 2008г.
- М.В. Емельянова «Экология. Занимательные материалы». Изд. дом «Корифей» 2009г.
- Ю. Картушина «Русские народные праздники», Москва, 2006г.
- Н.В. Коломина «Занятия по экологии в д/с», Москва, 2008г.
- И.В. Кравченко «Прогулки в д/с», Москва, 2009г.
- С.В. Кузнецова «проектирование развития в ДОУ, Москва,2009г.
- С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках», Москва, Владос 2009г.
- Л.А. Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок 3-7 лет».
- Л.В. Логинова «Нетрадиционные формы с дошкольниками по патриотическому воспитанию», Москва, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В этом городе жизнь моей Родины отразилась как в капле воды»
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы....
символы моей Родины
Конспект занятия...
Символы моей Родины
Конспект по патриотическому воспитанию...
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Символы моей Родины"
Развитие познавательного интереса у детей к истории своей Родины....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»
Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....
Конспект занятия в старшей группе "Символы моей Родины"
Занятие по патриотическому воспитанию с старшей группе "Символы моей Родины"...