Проект "Уральская берёза-дерево моей Родины"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений жизнедеятельности берёзы; экологическое воспитание дошкольников; отражение данной тематики в литературе и живописи; осуществление нравственно - патриотического воспитания через цикл бесед, занятий, акцию « Слёзы берёзы и солдаты ВОВ»; осуществление работы по правовому воспитанию: право на родину, защиту жизни и здоровья.

  1. Краткое содержание проекта:
  • Накопление информации по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке, занятиях  по ознакомлению с окружающим миром, через произведения художественной литературы, экскурсий; с привлечением ближайших взрослых.
  • Обобщение и систематизация знаний детей в процессе наблюдения, экспериментирования по взаимодействию берёзы и окружающей среды.
  • Изучение жизнедеятельности берёзы и зависимость от времени года.

В рамках социальной экологии:

  • поведение человека в природе.
  • Изучение деятельности человека и влияние на жизнь дерева.
  • Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций в рамках проекта: «Моя кормушка», «Накормим вместе птиц», «Берёза встречает птиц»), посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участке и чистоты.

В рамках нравстенно-патриотического воспитания:

Проведение с детьми группы акции: «Обелиск солдату ВОВ в слезах берёзы».

  • осуществление посильного труда по поддержанию чистоты вокруг обелиска;
  • организации я и проведение цикла бесед и занятий «Вечная память героям ВОВ»;
  • организация и проведение спортивной эстафеты в парке, близ обелиска «Мы – ваши счастливые внуки!»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповой долгосрочный исследовательско - творческий проект

«Берёза – дерево моей родины»

Информационная карта проекта:

  1. Полное название проекта: «Берёза – дерево моей родины».
  2. Автор проекта: Логинова Роза Фаритовна (воспитатель МКДОУ детский сад № 16 комбинированного вида).
  3. Участники проекта: дети группы, родители, социальные партнёры: музыкальный руководитель, библиотекарь, работники музея.
  4. Район, город, представивший проект: г. Дегтярск, Свердловской области.
  5. Адрес организации: 6232701, г. Дегтярск, ул. Литвинова 8.
  6. Телефон: 8-(343-97)-6-32-99.
  7. Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.
  8. Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений жизнедеятельности берёзы; экологическое воспитание дошкольников; отражение данной тематики в литературе и живописи; осуществление нравственно - патриотического воспитания через цикл бесед, занятий, акцию « Слёзы берёзы и солдаты ВОВ»; осуществление работы по правовому воспитанию: право на родину, защиту жизни и здоровья.
  9. Краткое содержание проекта:
  • Накопление информации по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке, занятиях  по ознакомлению с окружающим миром, через произведения художественной литературы, экскурсий; с привлечением ближайших взрослых.
  • Обобщение и систематизация знаний детей в процессе наблюдения, экспериментирования по взаимодействию берёзы и окружающей среды.
  • Изучение жизнедеятельности берёзы и зависимость от времени года.

В рамках социальной экологии:

  • поведение человека в природе.
  • Изучение деятельности человека и влияние на жизнь дерева.
  • Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций в рамках проекта: «Моя кормушка», «Накормим вместе птиц», «Берёза встречает птиц»), посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участке и чистоты.

В рамках нравстенно-патриотического воспитания:

Проведение с детьми группы акции: «Обелиск солдату ВОВ в слезах берёзы».

  • осуществление посильного труда по поддержанию чистоты вокруг обелиска;
  • организации я и проведение цикла бесед и занятий «Вечная память героям ВОВ»;
  • организация и проведение спортивной эстафеты в парке, близ обелиска «Мы – ваши счастливые внуки!»
  1. Сроки проведения: 1 год
  2. Количество участников проекта: 43 человека (из них 21 ребёнок, 1 педагог, 21 родитель), так же социальные партнёры: музыкальный руководитель, библиотекарь, руководитель музея.
  3. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
  4. Ожидаемые результаты:
  • повышение экологической культуры участников проекта;
  • осуществление в МКДОУ образовательно-воспитательного процесса по обозначенной проблеме в следующих направлениях:

- экологическое;

- социальное;

- нравственно-патриотическое;

- правовое.

  • формирование различных видов отношения у детей к природе: природоохранного, эстетического, познавательного, патриотического;
  • развитие устойчивого интереса к жизнедеятельности дерева (берёзы);
  • развитие исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • освоение элементарных трудовых навыков; уходу за живыми объектами;
  • развитие логического мышления через понимание причинно-следственных механизмов сезонных изменений в жизни берёзы;
  • успешное нравственно-патриотическое и правовое воспитание детей;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
  • создание творческих работ детей для альбома «Берёзы Урала».
  • организация и проведение акции: «Обелиск солдату ВОВ в слезах берёзы»;
  • организация и проведение спортивной эстафеты в парке, близ обелиска «Мы – ваши счастливые внуки»;
  • организация и проведение презентации (праздника) «Берёза – дерево моей родины».

Паутинка к проекту «Берёза – дерево моей родины»

Познание

Социализация

Чтение художественной литературы

*Рассматривание детьми познавательной литературы (детские энциклопедии, журналы);

*НОД « Дерево», «Лес»;

*Составление описательного рассказа о дереве;

*Придумывание рассказа детьми «Если бы я был деревом…»

*Украшение уголка природы листьями березы;

*Наблюдение «Жильцы, обитающие на дереве»;

*Составление рассказа о бережном отношении к деревьям;

*Рассказ воспитателя о своей любимой берёзке;

*Ведение коллективного дневника наблюдений за берёзой;

* «Что мы знаем о дереве?» (из серии «Уроки тётушки Совы»);

*Беседы «Что нужно нашей берёзе?», « Что держит берёзу в земле?», « Что такое кора и зачем она нужна?»

*Решение проблемных ситуаций («Представим, что все деревья исчезли», «Деревья живые и нет?»);

*Д/и «Деревья, кустарники, травы»;

*Опытно –экспериментальная деятельность «Крона и тень», «Долго ли живет сломанная ветка», «Посадим дерево»;

* «Потрогаем ,понюхаем» сравнительный эксперимент;

*Установление в процессе наблюдений причинно – следственных связей в изменении жизнедеятельности берёзы:  - весной;

                - летом;

                - осенью;

                - зимой;

 *НОД « Берёзка заботится о нас» (по М.В.Емельяновой «Ознакомление с окружающим миром»);

*Составление описательного рассказа «Берёза - дерево моей Родины»

*Рассматривание семян различных деревьев;

*«Дерево в жизни человека и человек в жизни дерева» Беседа.

*Лото «Листья и деревья»;

*Д/и «Четвертый лишний»;

*Д/и «Деревья»;

*Д/и «Что растёт в лесу?»;

*Д/и « Из семени в дерево»;

*Д/и «Листочки»;

*Схемы.  Карточки.                 

*Сюжетно - ролевая игра «познакомься с берёзкой»; *НОД «Художники и берёза»;

*Рассматривание репродукций картин:

А.И.Куинджи «Берёзовая роща»,

И.Грабарь «Февральская лазурь», «Берёзовая роща»,

И.И.Левитан « Золотая осень», «Берёзовая роща»,

В.Сидоров «Берёзовый ветер»,

И.Родионов «На привале. Солдатская весна»;

*Интервью с ближайшими взрослыми «На что жалуется дерево?»;

* НОД «Волшебное дерево» (Поделки из дерева);

*Что в моем доме из дерева? (мини -«исследование»)

*Экскурсия на детскую игровую площадку  (построенную из дерева);

*НОД «Деревянная игрушка» (Каргопольская игрушка);

*Резьба по дереву (изделия, экскурсия в частный сектор «Резные наличники»);

*Цикл бесед «Мое право на Родину»;

*Акция «Накормим птиц вместе!»;

*Акция «Моя кормушка»;

*Экскурсия в библиотеку;

*Посещение музея «Береста и изделия и дерева».

*НОД «Поэты о берёзе»     А.А.Фет «Печальная береза…»,

С.Есенин «Берёза»,

А.Екимцев «Светло в России от берёз»,

Л.Овсянникова «Белая подруга»,

О.Шестинский «Без берёзы не мыслю России»,

А. Прокофьев «Русская берёза»,

А. Дементьев «Берёзы России»,

П. Кудрявцев «Белая берёза – русская земля»,

В. Вальякка «Берёза»

Н. Самонин «Стыдливая берёзка»,

И. Чабан «Белые берёзы России»

Н. Рубцов «Северная берёза»

И. Токмакова «Если б дали берёзе расчёску»

*НОД «Русский народ о берёзоньке» (малые фольклорные жанры);

*А.Прокофьев «Берёзка»;

*А.Твардовский «Лес осенью»;

*В. Бианки «Лес зимой»;

*Е.Санин «Берёзовая ёлка»;

*В.Авдеенко «Купите корзину».

*Уральские поэты и писатели о берёзе:

Л.И.Горюшкина «Берёзка» (г.Снежинск),

В.А.Злоказов «Росла Берёзка у дороги» (Пос. Аракуль Каслинского р-на),

В.А.Трусов «Секреты горы трёх братьев» (г.Первоуральск),

Н.И. Птухина «Ода о берёзе» (г.Касли),

Л.Н.Сурнина «Песнь о берёзе» (г.Касли),

Р.Н.Рахимов «Три берёзки под окном» ( пос. Красный партизан),

Л.Н.Смирнова «Берёзка голову склоня…» (г. Касли)

Безопасность

Здоровье

*Беседы с детьми о правилах безопасного поведения во время экскурсий;

*Как я смогу предупредить беду, если увижу, что кто-то забирается на дерево;

*Просмотр мультфильма «Винни пух и всё-всё-всё» (Винни-пух забирается на дерево и падает);

*Беседа с детьми «Можно ли прятаться под  деревом  во время грозы?»

*Целебные свойства берёзы;

*Экскурсия в парк «Горняков»;

*П/и на прогулке (см. физическая культура);

*Беседа о значении зелёных растений для всех живых организмов;

*Цикл бесед о правах ребёнка, о защите государством его жизни и здоровья;

*Утренняя гимнастика «В лесу»

*Интервью с ближайшими взрослыми «Что вы знаете о чаге?»

Художественное творчество

Коммуникация

Труд

*Оформление и постепенное заполнение поэтической тетради «Берёзонька, раскудрявая» (коллективная работа);

*Аппликация « Берёза встречает скворцов»  (привлечение родителей, плотника к изготовлению скворечников);

*Рисуем  для дневника наблюдений: «Корни моей берёзы», «Распускаются почки», «Длинные серёжки», «Моя берёза  весной»  (летом, осенью, зимой);

*Привлечение родителей к совместному изготовлению кормушки для птиц и обеспечению корма в них;

*Создание творческого коллективного альбома «Берёзы моего города»;

*Изготовление костюмов берёзки;

*Привлечение родителей к подготовке  праздника-презентации « Берёза - дерево моей Родины»;

*Праздник  - презентация «Уральская берёза – дерево моей Родины» 

*Организация и проведение акции «Обелиск солдату ВОВ в слезах Уральской берёзы!»

*Экскурсия в парк «Горняков»;

*Беседа о значении дерева в жизни человека;

*НОД «Береги природу»

*Интервью с ближайшими взрослыми «Что в вашем доме из дерева?»

*Д/и «Найди дерево по описанию»;

*Беседы  «Дерево в жизни человека и человек в жизни дерева», « Что я могу сделать для дерева?»;

*Что такое хорошо и что такое плохо? (Для дерева)

*Интервью с ближайшими взрослыми «Дерево-это…»;

*Экскурсия в детскую библиотеку.

*Заготовка и сушка листьев для аппликаций, гербария;

*Мозаика из листьев;

*Помощь дворнику в уборке листвы на участке;

*Уборка сломанных веток на участке;

*Дождик для деревьев» (поливка деревьев и кустарников на участке);

*Осуществление посильного труда по поддержанию чистоты вокруг обелиска солдату ВОВ.  /Акция «Обелиск солдату ВОВ в слезах Уральской берёзы»

*Изготовление скворечников и кормушек (совместно с  родителями);

*Подбор иллюстраций, вырезок о берёзе из журналов;

*Подбор загадок, стихов о берёзе (с родителями).

Музыка

Физическая культура

*Хоровод «Во поле берёза стояла»

*Оформление и заполнение песенника «О берёзке поём»

*Песни о берёзе (прослушивание , заучивание понравившихся):

Муз. Д. Кабалевского, сл. А Пришельца «То берёзка, то рябина»,

Л. Зыкина «Растёт в Волгограде берёзка»,

Д. Хворостовский «Свет берёз»,

Анс. «Сябры»- «Вы шумите берёзки»,

Гр. «Любэ» - «Берёзы»

Н.Гулько «Разбросала косы русые берёза» ; *Игра «Во лесочке, во леске…»

*Организация и проведение эстафеты в парке «Горняков» среди берёз «Мы ваши счастливые внуки;

*П/и «Раз, два, три к… (берёзе, рябине, тополю) беги»;

*Игр. упр. «Мы направо  (прямо, налево) пойдём и берёзку обойдем»;

*П/и «Прятки с деревом»;

*П/и «Чур, у дерева»;

*Найди такой же лист (кто быстрее);

*Собери букет (кто быстрее);

*Найди пару (то быстрее);

*Спортивное развлечение среди любимых берёз на участке «Лети высоко мой самолет»;

*Пальчиковая игра «Берёзки».

План реализации проекта

«Берёза – дерево моей родины»

Весна – лето:

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром  и целевые прогулки (по Т.Л. Долговой, И.В. Кравченко, Н.В. Коломиной);
  • Изучение строения дерева.

Корень:

  • Что держит берёзу в земле. Беседа.
  • Корни нашего дерева. Рисование.
  • Берёза встречает скворцов. Аппликация.
  • Изготовление скворечника. Совместно с родителями.

Листья и цветы:

  • Как распускаются почки. Наблюдение. Рисование.
  • Как появляются серёжки. Наблюдение. Рисование.
  • «Потрогаем, понюхаем». Сравнительный эксперимент.
  • Крона и тень. Экспериментирование.
  • Поэты о берёзе. Занятие по  ознакомлению с художественной литературой.
  • Русский народ о берёзоньке. (Знакомство с малыми фольклорными жанрами).
  • Художники и берёза. Занятия по изобразительной деятельности.

Осень:

  • Установление причинно - следственных связей изменений жизнедеятельности берёзы через разнообразные виды деятельности (занятия, прогулки, наблюдения и др.).
  • Посильная трудовая деятельность по сбору листвы на участке.
  • Выполнение творческой работы для альбома «Берёзы Урала».
  • Организация и проведение акции «Обелиск солдату ВОВ в слезах Уральской берёзы».
  • Организация и проведение эстафеты в парке «Горняк», близ обелиска: «Мы – ваши счастливые внуки».
  • Акция «Накормим птиц вместе», «Моя кормушка». Привлечение родителей к изготовлению кормушек, обеспечению корма для птиц.
  • «Красота поэтического слова». Занятие по художественной литературе (поэты о берёзе осенью).
  • Художники и их произведения (берёзы осенью).
  • Выполнение творческой работы для альбома «Берёзы Урала».
  • Изготовление костюмов для презентации, совместно с воспитателем.

Зима:

  • Установление причинно-следственных связей по изменению жизнедеятельности дерева с наступлением зимы, через разнообразные виды деятельности (занятия, наблюдения, изучение соответствующей литературы).
  • «Как снег помогает дереву». Беседа.
  • «Берёза заботится о нас» НОД по ознакомлению с окружающим миром (по М.В. Емельяновой).
  • Осуществление заботы о птицах.
  • Создание творческого альбома «Берёзы Урала».
  • Проведение праздника-презентации: «Уральская берёза – дерево моей родины».
  • Цикл бесед о праве ребёнка на родину, защиту государства его жизни и здоровья.

Рекомендуемая литература для реализации проекта:

  • Е.С. Евдокимова «Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта», Москва, 2008г.
  • М.В. Емельянова «Экология. Занимательные материалы». Изд. дом «Корифей» 2009г.
  • Ю. Картушина «Русские народные праздники», Москва, 2006г.
  • Н.В. Коломина «Занятия по экологии в д/с», Москва, 2008г.
  • И.В. Кравченко «Прогулки в д/с», Москва, 2009г.
  • С.В. Кузнецова «проектирование развития в ДОУ, Москва,2009г.
  • С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках», Москва, Владос 2009г.
  • Л.А. Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок 3-7 лет».
  • Л.В. Логинова «Нетрадиционные формы с дошкольниками по патриотическому воспитанию», Москва, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В этом городе жизнь моей Родины отразилась как в капле воды»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы....

символы моей Родины

Конспект занятия...

Символы моей Родины

Конспект по патриотическому воспитанию...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Символы моей Родины"

Развитие познавательного интереса у детей к истории своей Родины....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»

Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....

Конспект занятия в старшей группе "Символы моей Родины"

Занятие по патриотическому воспитанию с старшей группе "Символы моей Родины"...