Непосредственно образовательная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

МБДОУ Михаленинский детский сад № 6 "Теремок"

Непосредственно образовательная деятельность  по экологии "Сезонные изменения в природе. Осень."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx118.73 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Михаленинский детский сад  № 6 «Теремок»

Образовательная деятельность по экологии

Воспитатель: Виноградова Е. С.

Программное содержание: уточнить и обобщить представление детей об осени, как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится холодно; уменьшается световой день; бывают заморозки; на земле, траве, деревьях можно наблюдать  иней; листья на деревьях изменяют окраску и опадают; насекомые исчезают; животные готовятся к зиме; птицы улетают в тёплые края); закреплять знание осенних месяцев, нескольких форм деревьев, умение различать лиственные и хвойные деревья, отличать деревья по форме листа;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать.                                              

Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к товарищам.

Материал: презентация «Сезонные изменения в жизни растений. Осень», экологический дневник дошкольника (осень).

Оборудование: экран; мультимедийная установка; ноутбук; журнал «Весёлые картинки»; газета «Новый путь»; письмо; листья берёзы, дуба, осины, клёна, иголки сосны; карточки с контурными изображениями листьев; корзинка; кукла – кот Баюн; кружка с настоем из листьев рябины; два стеклянных стаканчика; сода; уксус; карандаш коричневого цвета.

Ход занятия:

I слайд. ( Раздаётся стук в дверь, появляется почтальон.)

     

        Воспитатель: Ребята, а кто к нам пришёл в гости?

       

        Ответы детей: к нам пришёл почтальон.

       

         Воспитатель: правильно.

                               Почтальон приносит в дом

                               Письма, журналы, газеты,

                               Раздаёт открытки он,

                               Весёлые конверты!

       

           Почтальон: На адрес детского сада

                               Почта пришла.

                               Ну-ка, подходите,

                               Почту получите.

          (Почтальон  прощается с ребятами и уходит).

       

        Воспитатель: Давайте посмотрим дети

                                Что пишут в нашей газете?!

          ( Открывает газету)

                                Пишут новости на первой странице:

                                Как народ живёт, работает, веселится,

                                Что в огородах, садах поспевает,

                                Что стали длиннее ночи,

                                 А дни немного короче.

           (Берёт журнал «Весёлые картинки»)

                                В этом журнале есть стихотворение

                                Оно передаёт грустное настроение.

                               Послушаёте его, ребята,

                                 

                                Обсыпается весь наш бедный сад.

                                Листья, пожелтевшие, по ветру летят,

                                Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

                                Кисти ярко-красные вянущих рябин.

             (Листает журнал)

                                А вот пишут на второй странице,

                                Что на юг улетают птицы:

                                 Ласточки, гуси, журавли

                                 Далеко от родной земли.

                       

                                 А ещё в журнале написана загадка-

                                 Ну-ка отгадайте её, ребятки!

                                 Русские берёзки я позолочу,

                                 Щедрыми дождями всех я окачу,

                                 В разных лесочках

                                 Выращу грибочки,

                                 Соберу хороший урожай,

                                 Чтоб богаче был наш край.

                                 Что за волшебница? – у вас мы спросим

                                 Это красавица – золотая…

                         Дети все вместе:  ОСЕНЬ!

             

               Воспитатель: Ребята, осень называют волшебницей красавицей.

                                  Это удивительное время года.

                                  Оно вдохновляет поэтов писать стихи, художников -

II слайд                    картины. Давайте, посмотрим, какую картину написал

( по щелчку)               художник Левитан. (беседа по картине)

               

                                   Ребята, а когда мы можем сказать, что

                                   наступила осень. (перечисляют приметы осени)

                Дети: холодно, на деревьях листья изменяют окраску, они бывают

                         жёлтые, красные, птицы улетают в тёплые края.

 

                Воспитатель: Почему происходят такие изменения в природе?

                 (Дети высказывают свои мнения.)

III слайд      Воспитатель подводит детей к мысли, что солнце над горизонтом

(по щелчку)                  поднимается не так высоко, как летом, земля получает

                                       меньше тепла, день становится короче, мало

                                       солнечных дней, часто тучи закрывают всё небо.

                 Воспитатель: Ребята, но осень бывает разная.

                                        Фёдор Иванович Тютчев писал:

IV слайд               Есть в осени первоначальной

(по щелчку)          Короткая, но дивная пора

                              Весь день стоит как бы хрустальный

                              И лучезарны вечера…

                             О каком месяце осени писал автор?

                  Дети: осень начинается в сентябре, это про сентябрь писал Тютчев.

 

                 Воспитатель: другой поэт Иван Бунин сочинил такие строки:

V слайд                 Лес, точно терем расписной

 (по щелчку)          Лиловый, золотой, багряный

                                Весёлой пёстрою стеной

                                Стоит над светлою поляной.

                             

                                Про какой месяц мог так сказать поэт?

                   Дети: Это про второй месяц осени –  про октябрь.

                  Воспитатель: У Александра Сергеевича Пушкина любимое

                                       время года – осень

VI слайд                 Уж небо осенью дышало,

 (по щелчку)          Уж реже солнышко блистало,

                                Короче становился день,

                                Лесов таинственная сень

                                С печальным шумом обнажалась.

                                Ложился на поля туман,

                                Гусей, крикливых, караван

                                Тянулся к югу.

                                Приближалась довольно скучная пора.

                                Стоял ноябрь уж у двора.

               Это Пушкин говорит про ноябрь – последний месяц осени.

               Итак, три осенних месяца. Назовите, ребята, их, пожалуйста!

VI слайд                Дети называют месяцы, воспитатель поправляет.

 ( по щелчку)         Проговариваем все вместе.

                Воспитатель: Осенью есть пора когда

VII слайд                     Листья облетают

 (по щелчку)                Их весёлый хоровод

                                      Ветер кружит и несёт!

                           Как называется это явление природы?

 

                 Дети: это называется листопад.

     

 VIII слайд   Воспитатель: Ребята, когда мы на прогулке наблюдали за

  (по щелчку)                    деревьями, мы отмечали, что деревья сбрасывают

                                          листву не все разом. Одни деревья теряют листву

                                          раньше, это клён, ясень. Другие позже – это берёза.

             

 Физкультминутка

 

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

                      Воспитатель: Ой, ребята, а про письмо- то я забыла.

                (берёт конверт)

                                          Конверт очень большой

                                          И, наверное, не пустой!

                                          Адрес: Россия, Нижегородская область

                                          Варнавинский район, д.Михаленино.

                                           ул. Молодёжная. д. 8

                                           детский сад № 6 «Теремок»

                                          Обратный адрес: Осенний лес

                                          Отправитель: Осень.

                  (открывает конверт)

                                          Да, здесь листочки разные,

                                          Жёлтые и красные.

                                          Листочки берите,

                                          Угадать спешите.

                    (Дети достают из конверта листочки, раскладывают их на столе)

IX слайд        (на слайде появляются разные деревья: берёза, клён, дуб, осина,

(по щелчку                          сосна, рябина. Дети поднимают листочки этих

каждое дерево)                деревьев)

                       Воспитатель: какое растение лишнее?

                            Дети: лишнее дерево сосна – это хвойное дерево,

                                     А берёза, клён, осина, дуб, рябина – это лиственные.

X слайд               Воспитатель: ребята, посмотрите на экран вы видите

(по щелчку)                               контуры листочков, с каких они деревьев

                                                    упали.

                 

XI слайд              сейчас поиграем в игру «Найди пару»

(по щелчку        (на слайде появляются предметы: перчатка, перо, монета,

каждый предмет)                             иголка, капелька).

                  (Дети 2 младшей подгруппы уходят на развивающий коврик)

XII слайд

(по щелчку

пустой)        (Раздаётся: Мяу-мяу).

                            Воспитатель: ребята, кто это может быть?

                            Дети: так может кричать кошка.

                  (Воспитатель подходит к корзинке и достаёт перчаточную куклу

                   кота).

                 

                            Воспитатель: Это наш знакомый кот. Как его зовут?

                            Дети: Кота зовут кот - Баюн.

       (Воспитатель подносит кота себе к уху, как бы слушает, что говорит кот).

         

        Воспитатель: кот – Баюн нам хочет рассказать осеннюю сказку. Эту

                               сказку ему рассказал Пётр Головин.

XIII слайд         (сказка) Настала осень. Деревья надели красивые

(по щелчку)       разноцветные платья.

                          Котёнок вышел погулять и увидел, как ветер играет листьями.

                          Он решил тоже поиграть. Котёнок догонял листочки и

                           накрывал их лапками. Он представлял, что это бабочки.

                           Скоро к нему присоединился щенок. Он тоже стал бегать за

                           листьями и гавкать, представляя, что это мышки.

                           Вдруг порыв ветра подхватил листья, и они полетели.

                           - Куда это они?- спросил щенок

                           - На юг! – ответил котёнок.

                           - А они вернутся назад?

                           - Конечно, но только весной.

                           - Возвращайтесь скорее – крикнул им вдогонку щенок, -

                           мы вас будем ждать!

                          А листья улетали всё дальше.

 

               (Кот Баюн  прощается с ребятами, они благодарят его за сказку)

               Воспитатель: на кого были похожи листочки в сказке у котёнка?

               Дети: в сказке листочки  у котёнка  были похожи на бабочек.

               Воспитатель: а у щенка листочки были на кого похожи?

               Дети: щенок представлял, что листочки похожи на мышек.

               Воспитатель: Но листья падают не только на землю, но и на

                                      поверхность воды в реках и прудах.

XIV слайд                    Вот какую картину увидал Михаил Яснов.

                                   

              (Дети подготовительной подгруппы читают стихотворение

                «Ути – ути»

                           Под берёзой,

                           Под осиной,

                           Шевелясь едва –едва

                           Будто выводок утиный,

                           По реке плывёт листва.

                 

                           Не забудьте, не забудьте

                           Возвратиться к нам весной!

                           Ути – ути!

                           Ути – ути…

                           Утихает мир лесной.

 

                           И стоят деревья -  мамы,

                           И тревожно шелестят

                           И глядят на самых, самых

                           Жёлтых маленьких листят.

               Воспитатель: Итак, в этом стихотворении автор говорит, что

                                       листочки похожи на маленьких утят, он их даже

                                       называет листятами.

XV слайд   Физкультминутка

( белый)         Вы  листочки, а я ветер. Когда ветер дует, листочки кружатся,

                       летят. Когда ветер стихает – листочки падаю на землю, дети

                      приседают.

           

                    ( Дети старшей подгруппа уходят на развивающий коврик).

              Воспитатель: Роняют леса свои листья, устилая землю многоцветным

                                      ковром. Но откуда у осени столько разных красок и

                                      куда деваются зелёные переливы лета?

                                          Жёлтая краска присутствует в листьях всегда.

                                      Просто летом жёлтый цвет не заметен, его затмевает

                                      более сильный зелёный. С наступлением холодов и

                                      короткого дня зелёная краска в листочках не

                                      образуется.

                                            А жёлтая же более устойчива к низкой температуре,

                                      поэтому осенью она, делается, хорошо заметна.

                                    Проведём эксперимент.

           

XVI слайд          Воспитатель:

(по щелчку)               Я взяла несколько покрасневших листочков рябины, Ход эксперимента             измельчила их ножницами и положила в  

                                      эмалированную кружку, налила воды и разогрела их на

                                     плите. Вода покрасилась в красновато - синий цвет.

                                     Вот она.

                                          Сейчас разольём её в прозрачные стаканчики, в один

                                   добавим соду, в другой уксус; в первом стаканчике вода

                                    - пожелтела, во втором – порозовела.

                           Вывод: мы увидали, почему листья окашиваются в желтый                

                                        или красный цвет, это зависит от того, что за лето

                                        накапливается в листьях.

                             Яркость осенних листьев зависит от погоды… Но не у всех

                             деревьев или кустарников, с сирени лист облетает зелёный.

                             В них нет других красок, кроме зелёной.

                         

                  Воспитатель: К нам приходил весёлый художник. Он оставил

                                                 рисунки, давайте их рассмотрим.

XVII слайд      Что вы видите на рисунке?  ( На рисунке дерево клён.)

(по щелчку)      А плоды, какие? ( Желуди).  Может ли быть это в природе?

(клен с             (Нет, такого не может быть в природе, желуди растут  на дубе)          

желудями)  

                                       

             (Работа с экологическим дневником, ноябрь – четвёртая неделя)

XVIII слайд           Ноябрь месяц ещё называют предзимье.

(пустой)                 В ноябре часто идёт моросящий дождь, а иногда на землю

                                ложится сплошной снежный покров, деревья покрываются

                                серебристым инеем.

                             

                                Загадка: И не снег, и не лед,

                                              А серебром деревья убирает. (иней)

XIV слайд        Воспитатель: итак, ребята, заканчивается последний месяц

(по щелчку)                            осени – ноябрь, закрасим его в «Круге года»

Круг года                                коричневым цветом – цветом опавших листьев                

                                                 дуба.

XV слайд                     Ребята, мы с вами говорили об изменениях в жизни

(по щелчку)                 растений осенью. Давайте ещё раз коротко вспомним.

дождь, листопад,        (на деревьях листья изменяют окраску и опадают. Это

улетают птицы.           пора листопада, часто идёт дождь, птицы улетают в

                                      тёплые края, потому что насекомых становится мало,

                                      они с наступлением холода засыпают)

XVI слайд        Воспитатель: Солнце стало холодней

(по щелчку)                             Улетают птицы.

осенняя                                     И всё меньше ясных дней

 картинка                                  Первый лист кружится.

                                                  Тучи тёмною толпой

                                                  По небу спешат.

                                                  Лес как будто золотой

                                                  И полно опят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...