Непосредственно образовательная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Непосредственно образовательная деятельность по экологии "Сезонные изменения в природе. Осень."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya.docx | 118.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Михаленинский детский сад № 6 «Теремок»
Образовательная деятельность по экологии
Воспитатель: Виноградова Е. С.
Программное содержание: уточнить и обобщить представление детей об осени, как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится холодно; уменьшается световой день; бывают заморозки; на земле, траве, деревьях можно наблюдать иней; листья на деревьях изменяют окраску и опадают; насекомые исчезают; животные готовятся к зиме; птицы улетают в тёплые края); закреплять знание осенних месяцев, нескольких форм деревьев, умение различать лиственные и хвойные деревья, отличать деревья по форме листа;
Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к товарищам.
Материал: презентация «Сезонные изменения в жизни растений. Осень», экологический дневник дошкольника (осень).
Оборудование: экран; мультимедийная установка; ноутбук; журнал «Весёлые картинки»; газета «Новый путь»; письмо; листья берёзы, дуба, осины, клёна, иголки сосны; карточки с контурными изображениями листьев; корзинка; кукла – кот Баюн; кружка с настоем из листьев рябины; два стеклянных стаканчика; сода; уксус; карандаш коричневого цвета.
Ход занятия:
I слайд. ( Раздаётся стук в дверь, появляется почтальон.)
Воспитатель: Ребята, а кто к нам пришёл в гости?
Ответы детей: к нам пришёл почтальон.
Воспитатель: правильно.
Почтальон приносит в дом
Письма, журналы, газеты,
Раздаёт открытки он,
Весёлые конверты!
Почтальон: На адрес детского сада
Почта пришла.
Ну-ка, подходите,
Почту получите.
(Почтальон прощается с ребятами и уходит).
Воспитатель: Давайте посмотрим дети
Что пишут в нашей газете?!
( Открывает газету)
Пишут новости на первой странице:
Как народ живёт, работает, веселится,
Что в огородах, садах поспевает,
Что стали длиннее ночи,
А дни немного короче.
(Берёт журнал «Весёлые картинки»)
В этом журнале есть стихотворение
Оно передаёт грустное настроение.
Послушаёте его, ребята,
Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие, по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(Листает журнал)
А вот пишут на второй странице,
Что на юг улетают птицы:
Ласточки, гуси, журавли
Далеко от родной земли.
А ещё в журнале написана загадка-
Ну-ка отгадайте её, ребятки!
Русские берёзки я позолочу,
Щедрыми дождями всех я окачу,
В разных лесочках
Выращу грибочки,
Соберу хороший урожай,
Чтоб богаче был наш край.
Что за волшебница? – у вас мы спросим
Это красавица – золотая…
Дети все вместе: ОСЕНЬ!
Воспитатель: Ребята, осень называют волшебницей красавицей.
Это удивительное время года.
Оно вдохновляет поэтов писать стихи, художников -
II слайд картины. Давайте, посмотрим, какую картину написал
( по щелчку) художник Левитан. (беседа по картине)
Ребята, а когда мы можем сказать, что
наступила осень. (перечисляют приметы осени)
Дети: холодно, на деревьях листья изменяют окраску, они бывают
жёлтые, красные, птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему происходят такие изменения в природе?
(Дети высказывают свои мнения.)
III слайд Воспитатель подводит детей к мысли, что солнце над горизонтом
(по щелчку) поднимается не так высоко, как летом, земля получает
меньше тепла, день становится короче, мало
солнечных дней, часто тучи закрывают всё небо.
Воспитатель: Ребята, но осень бывает разная.
Фёдор Иванович Тютчев писал:
IV слайд Есть в осени первоначальной
(по щелчку) Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
О каком месяце осени писал автор?
Дети: осень начинается в сентябре, это про сентябрь писал Тютчев.
Воспитатель: другой поэт Иван Бунин сочинил такие строки:
V слайд Лес, точно терем расписной
(по щелчку) Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Про какой месяц мог так сказать поэт?
Дети: Это про второй месяц осени – про октябрь.
Воспитатель: У Александра Сергеевича Пушкина любимое
время года – осень
VI слайд Уж небо осенью дышало,
(по щелчку) Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей, крикливых, караван
Тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора.
Стоял ноябрь уж у двора.
Это Пушкин говорит про ноябрь – последний месяц осени.
Итак, три осенних месяца. Назовите, ребята, их, пожалуйста!
VI слайд Дети называют месяцы, воспитатель поправляет.
( по щелчку) Проговариваем все вместе.
Воспитатель: Осенью есть пора когда
VII слайд Листья облетают
(по щелчку) Их весёлый хоровод
Ветер кружит и несёт!
Как называется это явление природы?
Дети: это называется листопад.
VIII слайд Воспитатель: Ребята, когда мы на прогулке наблюдали за
(по щелчку) деревьями, мы отмечали, что деревья сбрасывают
листву не все разом. Одни деревья теряют листву
раньше, это клён, ясень. Другие позже – это берёза.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: Ой, ребята, а про письмо- то я забыла.
(берёт конверт)
Конверт очень большой
И, наверное, не пустой!
Адрес: Россия, Нижегородская область
Варнавинский район, д.Михаленино.
ул. Молодёжная. д. 8
детский сад № 6 «Теремок»
Обратный адрес: Осенний лес
Отправитель: Осень.
(открывает конверт)
Да, здесь листочки разные,
Жёлтые и красные.
Листочки берите,
Угадать спешите.
(Дети достают из конверта листочки, раскладывают их на столе)
IX слайд (на слайде появляются разные деревья: берёза, клён, дуб, осина,
(по щелчку сосна, рябина. Дети поднимают листочки этих
каждое дерево) деревьев)
Воспитатель: какое растение лишнее?
Дети: лишнее дерево сосна – это хвойное дерево,
А берёза, клён, осина, дуб, рябина – это лиственные.
X слайд Воспитатель: ребята, посмотрите на экран вы видите
(по щелчку) контуры листочков, с каких они деревьев
упали.
XI слайд сейчас поиграем в игру «Найди пару»
(по щелчку (на слайде появляются предметы: перчатка, перо, монета,
каждый предмет) иголка, капелька).
(Дети 2 младшей подгруппы уходят на развивающий коврик)
XII слайд
(по щелчку
пустой) (Раздаётся: Мяу-мяу).
Воспитатель: ребята, кто это может быть?
Дети: так может кричать кошка.
(Воспитатель подходит к корзинке и достаёт перчаточную куклу
кота).
Воспитатель: Это наш знакомый кот. Как его зовут?
Дети: Кота зовут кот - Баюн.
(Воспитатель подносит кота себе к уху, как бы слушает, что говорит кот).
Воспитатель: кот – Баюн нам хочет рассказать осеннюю сказку. Эту
сказку ему рассказал Пётр Головин.
XIII слайд (сказка) Настала осень. Деревья надели красивые
(по щелчку) разноцветные платья.
Котёнок вышел погулять и увидел, как ветер играет листьями.
Он решил тоже поиграть. Котёнок догонял листочки и
накрывал их лапками. Он представлял, что это бабочки.
Скоро к нему присоединился щенок. Он тоже стал бегать за
листьями и гавкать, представляя, что это мышки.
Вдруг порыв ветра подхватил листья, и они полетели.
- Куда это они?- спросил щенок
- На юг! – ответил котёнок.
- А они вернутся назад?
- Конечно, но только весной.
- Возвращайтесь скорее – крикнул им вдогонку щенок, -
мы вас будем ждать!
А листья улетали всё дальше.
(Кот Баюн прощается с ребятами, они благодарят его за сказку)
Воспитатель: на кого были похожи листочки в сказке у котёнка?
Дети: в сказке листочки у котёнка были похожи на бабочек.
Воспитатель: а у щенка листочки были на кого похожи?
Дети: щенок представлял, что листочки похожи на мышек.
Воспитатель: Но листья падают не только на землю, но и на
поверхность воды в реках и прудах.
XIV слайд Вот какую картину увидал Михаил Яснов.
(Дети подготовительной подгруппы читают стихотворение
«Ути – ути»
Под берёзой,
Под осиной,
Шевелясь едва –едва
Будто выводок утиный,
По реке плывёт листва.
Не забудьте, не забудьте
Возвратиться к нам весной!
Ути – ути!
Ути – ути…
Утихает мир лесной.
И стоят деревья - мамы,
И тревожно шелестят
И глядят на самых, самых
Жёлтых маленьких листят.
Воспитатель: Итак, в этом стихотворении автор говорит, что
листочки похожи на маленьких утят, он их даже
называет листятами.
XV слайд Физкультминутка
( белый) Вы листочки, а я ветер. Когда ветер дует, листочки кружатся,
летят. Когда ветер стихает – листочки падаю на землю, дети
приседают.
( Дети старшей подгруппа уходят на развивающий коврик).
Воспитатель: Роняют леса свои листья, устилая землю многоцветным
ковром. Но откуда у осени столько разных красок и
куда деваются зелёные переливы лета?
Жёлтая краска присутствует в листьях всегда.
Просто летом жёлтый цвет не заметен, его затмевает
более сильный зелёный. С наступлением холодов и
короткого дня зелёная краска в листочках не
образуется.
А жёлтая же более устойчива к низкой температуре,
поэтому осенью она, делается, хорошо заметна.
Проведём эксперимент.
XVI слайд Воспитатель:
(по щелчку) Я взяла несколько покрасневших листочков рябины, Ход эксперимента измельчила их ножницами и положила в
эмалированную кружку, налила воды и разогрела их на
плите. Вода покрасилась в красновато - синий цвет.
Вот она.
Сейчас разольём её в прозрачные стаканчики, в один
добавим соду, в другой уксус; в первом стаканчике вода
- пожелтела, во втором – порозовела.
Вывод: мы увидали, почему листья окашиваются в желтый
или красный цвет, это зависит от того, что за лето
накапливается в листьях.
Яркость осенних листьев зависит от погоды… Но не у всех
деревьев или кустарников, с сирени лист облетает зелёный.
В них нет других красок, кроме зелёной.
Воспитатель: К нам приходил весёлый художник. Он оставил
рисунки, давайте их рассмотрим.
XVII слайд Что вы видите на рисунке? ( На рисунке дерево клён.)
(по щелчку) А плоды, какие? ( Желуди). Может ли быть это в природе?
(клен с (Нет, такого не может быть в природе, желуди растут на дубе)
желудями)
(Работа с экологическим дневником, ноябрь – четвёртая неделя)
XVIII слайд Ноябрь месяц ещё называют предзимье.
(пустой) В ноябре часто идёт моросящий дождь, а иногда на землю
ложится сплошной снежный покров, деревья покрываются
серебристым инеем.
Загадка: И не снег, и не лед,
А серебром деревья убирает. (иней)
XIV слайд Воспитатель: итак, ребята, заканчивается последний месяц
(по щелчку) осени – ноябрь, закрасим его в «Круге года»
Круг года коричневым цветом – цветом опавших листьев
дуба.
XV слайд Ребята, мы с вами говорили об изменениях в жизни
(по щелчку) растений осенью. Давайте ещё раз коротко вспомним.
дождь, листопад, (на деревьях листья изменяют окраску и опадают. Это
улетают птицы. пора листопада, часто идёт дождь, птицы улетают в
тёплые края, потому что насекомых становится мало,
они с наступлением холода засыпают)
XVI слайд Воспитатель: Солнце стало холодней
(по щелчку) Улетают птицы.
осенняя И всё меньше ясных дней
картинка Первый лист кружится.
Тучи тёмною толпой
По небу спешат.
Лес как будто золотой
И полно опят!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...