НОД по теме ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ».
ПРИЁМЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ

Цели: отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах; учить выполнять дымковскую роспись.

Материалы и оборудование: рисунки, на которых изображены деревья и кустарники без листьев; хвойные деревья; следы на снегу; заяц, грызущий осину; тетерева на березе; куропатки в кустарнике тянутся к почкам; пословицы о зиме; дымковские игрушки.

Музыкальное сопровождение: музыкально-игровое творчество «Играем в снежки» (муз. Т. Ломовой).

Ход занятия

1. Вводное слово воспитателя.

– Отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет.

Когда это бывает?

– Сегодня мы отправимся в путешествие в зимний лес. Когда зима приходит в наши края?

2. Заочная экскурсия «Приметы зимы».

– В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский:

Здравствуй, в белом сарафане           Здравствуй, русская молодка,

Из серебряной парчи!                        Раскрасавица-душа,

На тебе горят алмазы,                        Белоснежная лебедка,

Словно яркие лучи.                                      Здравствуй, матушка-зима!

– Как поэт называет зиму?

– Что изменилось в природе с ее приходом?

– Назовите признаки зимы:

1. Стало холодно.

2. Снеговой покров.

3. Замерзание почвы и водоемов.

4. Дни короткие, ночи длинные.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

6. Растения спят.

7. Некоторые животные меняют окраску.

– Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?

– Погода стала только морозной?

– Бывают ли зимой потепления?

– Как они называются?

Оттепель – это кратковременное потепление зимой.

Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев.

– Какое небо зимой? (Серое зимнее. Красивых летних облаков на небе не увидишь.)

– Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь.)

– Что произошло с почвой зимой?

– Какие изменения произошли с водой в водоемах?

– Какова продолжительность дня и ночи?

– А как зимой изменилась жизнь животных? (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка – серой.)

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней...

С. А. Есенин

– Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит.)

– Какие изменения произошли  в  жизни  людей  с  наступлением  зимы?  (Изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры – наличием малого количества солнечного тепла.)

– Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:

Под голубыми небесами                     Прозрачный лес один чернеет,

Великолепными коврами,                            И ель сквозь иней зеленеет,

Блестя на солнце, снег лежит;             И речка подо льдом блестит.

– А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопросы: какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму?

Чтение стихотворений детьми.

Чародейкою зимою                       Поет зима – аукает,

Околдован лес стоит                     Мохнатый лес баюкает

И под снежной бахромою,           Стозвоном сосняка...

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.      А по двору метелица

                         Ф. И. Тютчев    Ковром шелковым стелется,

Заколдован невидимкой,           Но больно холодна...

Дремлет лес под сказку сна,                                           С. А. Есенин

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна...

– Что такое метель? Метель – сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле.

– Как ведут себя зима и метелица?

– А знаете ли вы, какой у зимы дом?

– Какие половицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете?

· Декабрь год кончает, зиму начинает.

· В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

· Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.

· Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает.

· Мороз железо рвет и на лету птицу бьет.

· Скатерть бела, весь свет одела.

– Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью.

– Рассмотрите рисунки. На них – зима. Какие бывают снегопады? Что такое сугроб?

– Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград – домов, деревьев, камней и т. п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью.

3. Музыкально-игровое творчество «Играем в снежки» (муз. Т. Ломовой).

4. Приемы дымковской росписи.

– В долгие зимние вечера на Руси люди изготовляли народные игрушки. У всех вас есть дома игрушки. Они сделаны  из  современных  материалов  (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.

– Рассмотрите дымковские игрушки и послушайте стихотворения про село Дымково.

Чем знаменито Дымково?                            Деревня Дымково,

Игрушкою своей!                                Дым идет из труб столбом,

В ней нету цвету дымного,                 Точно в дымке все кругом.

Что серости серей.                              Голубые дали,

В ней что-то есть от радуги,               И село большое

От капелек росы,                                 Дымково назвали.

В ней что-то есть от радости,                           Народное творчество

Гремящей, как басы!

                               В. Фофанов

– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

– Рассмотрите дымковские игрушки и иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барышня», «Конь».

У этого оленя золотые рога.              Весь такой он ладный.

Через горные отроги,                         У большого индюка

Через крыши деревень,                      Все расписаны бока.

Краснорогий, желторогий                           Посмотрите, пышный хвост

Мчится глиняный олень.                    У него совсем не прост –

Краше всех индюк.                             Точно солнечный цветок,

Вот индюк нарядный.                         Да алеет гребешок.

– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Народное творчество

– Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Народное творчество

– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.)

– Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.)

– А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

– Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

– Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

– Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)

– Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них детворой – это свистульки.

– Рассмотрите игрушки-свистульки.

Вятка вздрогнула от свиста,          

Всяк свисток к губам прижал.                 

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска»,

Город весь пустился в пляс!

                            Народное творчество

– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Барашек-свисток.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

                        Народное творчество

– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.

Демонстрируются игрушки «Дама с собачкой», «Водоноска». Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с воспитателем.

– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

– Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

                   Народное творчество

– Давайте выполним на закладке приемы дымковской росписи.

5. Итог занятия.

– А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по теме СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ».ХАРАКТЕР БОГАТЫРЯ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА». РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЁ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»Цели: учить составлять рассказ на заданную тему; продолжать развивать д...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «КРАЙ РОДНОЙ» в подготовительной группе. Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна.

«Сибирь мой край родной»Задачи: Формирование патриотических чувств, закрепление знаний о государственных символах страны, ознакомление с символами Иркутской области; воспитывать любовь к малой Р...

Конспект образовательной ситуации по ПДД в средней группе Тема: «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа) Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по ПДД в средней группе Тема: «Страна Правил Дорожного Движения»(средняя группа)Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна  МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Образовательная тема недели: «Здраствуй,гостья зима» старшая группа

Фрагмент рабочей програмы для старшей  группы. Тематическая неделя "Здраствуй,гостья зима" может быть использована к Новому году....

Конспект ООД по окружающему миру на тему " Что приносит нам зима" (старшая группа)

Конспект ООД по окружающему миру на  тему " Что приносит нам зима" (старшая группа)  Цель: Дать детям понятия, что приносит радость и опасности, как избежать последних, р...

Проект «Покормите птиц зимой» старшая разновозрастная группа

Проект «Покормите птиц зимой»  старшая разновозрастная  группа...