НОД по теме ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ».
ПРИЁМЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ
Цели: отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах; учить выполнять дымковскую роспись.
Материалы и оборудование: рисунки, на которых изображены деревья и кустарники без листьев; хвойные деревья; следы на снегу; заяц, грызущий осину; тетерева на березе; куропатки в кустарнике тянутся к почкам; пословицы о зиме; дымковские игрушки.
Музыкальное сопровождение: музыкально-игровое творчество «Играем в снежки» (муз. Т. Ломовой).
Ход занятия
1. Вводное слово воспитателя.
– Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?
– Сегодня мы отправимся в путешествие в зимний лес. Когда зима приходит в наши края?
2. Заочная экскурсия «Приметы зимы».
– В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский:
Здравствуй, в белом сарафане Здравствуй, русская молодка,
Из серебряной парчи! Раскрасавица-душа,
На тебе горят алмазы, Белоснежная лебедка,
Словно яркие лучи. Здравствуй, матушка-зима!
– Как поэт называет зиму?
– Что изменилось в природе с ее приходом?
– Назовите признаки зимы:
1. Стало холодно.
2. Снеговой покров.
3. Замерзание почвы и водоемов.
4. Дни короткие, ночи длинные.
5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.
6. Растения спят.
7. Некоторые животные меняют окраску.
– Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
– Погода стала только морозной?
– Бывают ли зимой потепления?
– Как они называются?
Оттепель – это кратковременное потепление зимой.
Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев.
– Какое небо зимой? (Серое зимнее. Красивых летних облаков на небе не увидишь.)
– Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь.)
– Что произошло с почвой зимой?
– Какие изменения произошли с водой в водоемах?
– Какова продолжительность дня и ночи?
– А как зимой изменилась жизнь животных? (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка – серой.)
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...
С. А. Есенин
– Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит.)
– Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы? (Изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры – наличием малого количества солнечного тепла.)
– Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:
Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет,
Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет,
Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит.
– А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопросы: какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму?
Чтение стихотворений детьми.
Чародейкою зимою Поет зима – аукает,
Околдован лес стоит Мохнатый лес баюкает
И под снежной бахромою, Стозвоном сосняка...
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит. А по двору метелица
Ф. И. Тютчев Ковром шелковым стелется,
Заколдован невидимкой, Но больно холодна...
Дремлет лес под сказку сна, С. А. Есенин
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна...
– Что такое метель? Метель – сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле.
– Как ведут себя зима и метелица?
– А знаете ли вы, какой у зимы дом?
– Какие половицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете?
· Декабрь год кончает, зиму начинает.
· В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
· Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.
· Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает.
· Мороз железо рвет и на лету птицу бьет.
· Скатерть бела, весь свет одела.
– Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью.
– Рассмотрите рисунки. На них – зима. Какие бывают снегопады? Что такое сугроб?
– Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград – домов, деревьев, камней и т. п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью.
3. Музыкально-игровое творчество «Играем в снежки» (муз. Т. Ломовой).
4. Приемы дымковской росписи.
– В долгие зимние вечера на Руси люди изготовляли народные игрушки. У всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.
– Рассмотрите дымковские игрушки и послушайте стихотворения про село Дымково.
Чем знаменито Дымково? Деревня Дымково,
Игрушкою своей! Дым идет из труб столбом,
В ней нету цвету дымного, Точно в дымке все кругом.
Что серости серей. Голубые дали,
В ней что-то есть от радуги, И село большое
От капелек росы, Дымково назвали.
В ней что-то есть от радости, Народное творчество
Гремящей, как басы!
В. Фофанов
– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
– Рассмотрите дымковские игрушки и иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барышня», «Конь».
У этого оленя золотые рога. Весь такой он ладный.
Через горные отроги, У большого индюка
Через крыши деревень, Все расписаны бока.
Краснорогий, желторогий Посмотрите, пышный хвост
Мчится глиняный олень. У него совсем не прост –
Краше всех индюк. Точно солнечный цветок,
Вот индюк нарядный. Да алеет гребешок.
– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Народное творчество
– Даже кони приобрели яркий наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Народное творчество
– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.)
– Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.)
– А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
– Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
– Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
– Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)
– Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?
– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них детворой – это свистульки.
– Рассмотрите игрушки-свистульки.
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – «Свистопляска»,
Город весь пустился в пляс!
Народное творчество
– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.
Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Народное творчество
– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.
Демонстрируются игрушки «Дама с собачкой», «Водоноска». Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с воспитателем.
– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
– Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Народное творчество
– Давайте выполним на закладке приемы дымковской росписи.
5. Итог занятия.
– А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по теме СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ».ХАРАКТЕР БОГАТЫРЯ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА». РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЁ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»Цели: учить составлять рассказ на заданную тему; продолжать развивать д...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «КРАЙ РОДНОЙ» в подготовительной группе. Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна.
«Сибирь мой край родной»Задачи: Формирование патриотических чувств, закрепление знаний о государственных символах страны, ознакомление с символами Иркутской области; воспитывать любовь к малой Р...
Конспект образовательной ситуации по ПДД в средней группе Тема: «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа) Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект образовательной ситуации по ПДД в средней группе Тема: «Страна Правил Дорожного Движения»(средняя группа)Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Перспективное планирование по лексической теме: Подготовка животных к зиме.старшая логопедическая группа.
Разнообразные виды деятельности....
Образовательная тема недели: «Здраствуй,гостья зима» старшая группа
Фрагмент рабочей програмы для старшей группы. Тематическая неделя "Здраствуй,гостья зима" может быть использована к Новому году....
Конспект ООД по окружающему миру на тему " Что приносит нам зима" (старшая группа)
Конспект ООД по окружающему миру на тему " Что приносит нам зима" (старшая группа) Цель: Дать детям понятия, что приносит радость и опасности, как избежать последних, р...
Проект «Покормите птиц зимой» старшая разновозрастная группа
Проект «Покормите птиц зимой» старшая разновозрастная группа...