В сказочном мире народных промыслов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГТ по образовательной области «Социализация» Разработала воспитатель первой квалификационной категории Жарко Елена Борисовна. Тема: «В сказочном мире народных промыслов» (форма проведения: познавательная игра–путешествие) Интеграция образовательных областей: социализация, художественное творчество, познание, коммуникация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lena.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГТ по образовательной области «Социализация»
Разработала воспитатель первой квалификационной категории Жарко Елена Борисовна.
Тема: «В сказочном мире народных промыслов» (форма проведения: познавательная игра–путешествие)
Интеграция образовательных областей: социализация, художественное творчество, познание, коммуникация.
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация»:
* учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;
*формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;
*формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;
*продолжать воспитывать детей на русских народных традициях,
*формировать представления о добре и зле;
*воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа;
Образовательная область « Коммуникация»:
*развивать связную речь: умение отвечать на вопросы полным предложением;
* развивать связную монологическую речь: рассказывать о богороцких игрушках, об истории создания матрешек.
Образовательная область «Познание»:
* развивать зрительное и слуховое внимание, память;
*развивать умение строить логически последовательные цепочки (этапы изготовления игрушек);
* углублять знания детей о народном творчестве;
Образовательная область «Художественное творчество »:
*формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
*учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;
Словарь: активизация: названия росписей глиняных и деревянных игрушек.
расширение: полушалок, передник, оберег, ворот.
Методы и приемы: словесные: рассказ, загадки; наглядные: изделия народных промыслов, предметные картинки; практические: физкультминутка, этапы изготовления изделий, роспись силуэтов игрушек.
Материалы к НОД: выставка игрушек – дымковских, филимоновских, утварь с хохломской росписью, с гжельской росписью, деревянных животных и матрешек: семеновских, полхов - майдановских; русская народная подвижная игра «У дедушки Трифона», схемы с этапами изготовления игрушек, карточки с изображением игрушек.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с игрушками народных промыслов, сопровождаемая рассказом воспитателя о них; чтение и прослушивание рус. народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, беседа по ним, рисование, лепка игрушек, с использованием разных росписей, видеоматериалы по народно-прикладному искусству.
Ход:
Игра - путешествие проводится в избе. Воспитатель принимает роль Сказительницы русских сказок и приглашает ребят в русскую избу полюбоваться народными игрушками.
(На подиуме под красивыми платками разложены народные игрушки)
Сказительница: Здравствуйте, ребята. Очень рада нашей встречи. Я, хранительница русских сказок, но сегодня вам сказки не рассказывать буду , а показывать.
-Вот здесь они у меня и стоят на подиуме, вас дожидаются.
Но чтобы узнать из каких мест прибыли наши гости, отгадайте загадки:
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
(Дымково)
Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы трехэтажные-
Статные и важные. (Дымковские барышни)
-Конечно, это сказочные игрушки из Дымково. Это и барышня-водоноска, и олень, золотые рога и петушок-золотой петушок. И про каждого своя сказочка есть.
А здесь живут:
Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!
- Вы откуда, Филимоны?
(- Мы из Филимонова)
-Правильно , это филимоновские игрушки, тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж, а как они свистеть - свиристеть умеют!
Вы знаете, зачем эти игрушки? Да, видно такая уж душа у нашего народа, что не только работать умеет, но и веселиться. А какое веселье без игрушек.
-А еще русский народ богат любовью своей к родной земле, к своим детям. Для детей своих и придумывали народные мастера игрушки и забавы. Делали их из разных материалов: из глины и дерева, из соломы и из лоскутков и ткани.
И сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Назови игрушку»:
-Я буду показывать народную игрушку, а вы, ребята, должны назвать её и указать из каких она мест, где живут эти промыслы.
- Дымковская барышня, петушок
- Городецкий барашек
-Филимоновская свистулька
- Барышня из Гжели.
-Молодцы, очень хорошо справились.
-А знаете ли вы, какой путь проделывает кусок глины и деревянная чурка в руках мастера, чтобы превратиться в чудесную игрушку?
Давайте, вспомним все этапы изготовления.
- Ой, ребята, видно здесь домовёнок Кузя побывал и перепутал все карточки.
Но я надеюсь, мы сейчас все исправим и разложим карточки в правильной последовательности:
- Сейчас, вы по цепочке, подойдете к столу, возьмете каждый по одной карточке. У кого карточка с первым этапом работы выкладывает ее на стол, остальные смотрят на свои карточки и ищут дальше последовательность и так до конца. (По ходу выполнения задания воспитатель при необходимости корректирует карточки.)
*накопать глины
*слепить форму
*обжечь в печи
*разукрасить
*покрыть лаком.
-Замечательно справились с работой. А теперь пора и отдохнуть.
Давайте поиграем в русскую народную игру : «У дядюшки Трифона»
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не ели, не пили,
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как Я!
( повторять заданное движение, имитировать различные трудовые действия и угадывать их по имитации)
-Отдохнули, поиграли, можно продолжить наше путешествие.
На этом месте собрались замечательные фигурки коней и птиц, которые в русской культуре имеют особое значение. Им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре – символ труда, чистоты помыслов, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
-А здесь собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Как вы думаете, почему именно из этого дерева? (Хорошо обрабатывается, имеет красивую окраску)
-Берет мастер липовую чурку (кусок дерева, без сучков), приглядывается к ней, а потом вырезает острым ножом в ней круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу - толстые медвежьи лапы. И вот готов уже Михаил Потапович – людям на забаву.
Такую хитрость придумали Богородские мастера, что игрушки их умеют двигаться. Здесь медведь дрова рубит, а вот там медведь с мужиком в кузнице работают, молотами бьют.
-А вот и еще один стол. Что на нем? А вы угадайте, только до конца загадку послушайте, она о многом вам скажет
Словно, репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черной смородиной глаз.
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)
-Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей, были матрёшки.
Ребята, а давайте с вами вспомним, где и как появилась матрешка.
-В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Там и смастерили матрешку. Мастера звали Звездочкин. На Руси девочек часто называли Матренами, а ласково – Матрешками. Вот так и родилась эта известная на весь мир игрушка матрешка.
Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая , неразъемная фигурка, затем фигурки обрабатываются шкуркой, расписываются, иногда покрываются лаком.
Наиболее известны семеновские, загорские и полхов –майданские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
(все это детали женского русского костюма)
- Ребята, а как вы думаете, у каждого мастера получались игрушки добрые, радостные? (Рассуждения детей. Вывод: только добрый, заботливый, приветливый человек может сделать игрушку доброй)
- Вот и закончилось наше путешествие.
Давайте вспомним, в каких сказочных краях мы побывали и что удивительного повидали:
- Я буду показывать вам карточку с изображением игрушки, а вы должны назвать игрушку и место ее изготовления. Отвечаем по цепочке, первый отвечает, второй при необходимости помогает.
(Дети называют игрушки и места их изготовления)
-Замечательно, а хотите сами превратиться в мастеров? Тогда давайте спустимся в группу, где вас ждут силуэты игрушек, которые мы будем расписывать.
(Воспитатель с детьми в группе расписывает игрушки, используя разные виды росписей. После окончания работы создается выставка для родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В сказочном мире народных промыслов"
Краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий проект, участниками которого являются дети 8-9 лет, родители воспитанников и педагог....
Народные промыслы для подготовительной к школе группы детского сада по теме " Сказочная гжель"
В пособие содержатся интересные сведения о народном промысле "Сказочная гжель". Данны йматериал подобран таким образом, что может легко использоваться на занятиях с детьми подготовительной к шко...
Конспект мероприятия для дошкольников средней группы «В сказочном мире народных промыслов».
Автором представлен конспект по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством....
Экскурсия в музей русских народных промыслов. Тема "Сказочная гжель"
Экскурсия в музей русских народных промыслов Тема «Сказочная гжель» Цель:закрепить представление о русском народном промысле «Гжель».Задачи:1.Формирование эстетического мировоззрения детей ч...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «В сказочном мире народных промыслов»
Автором представлен конспект непосредственно оборазовательной деятельности для детей старшей группы "В сказочном мире народных промыслов"....
Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению творческой мастерской «Красота мира» «Народные промыслы» (для детей 6–7 лет)
Музеи это такие здания, куда можно прийти и полюбоваться на прекрасные творения мастеров нашей Родины. Мы с вами любим свою Родину и должны знать историю своего края. Вещи, которые находятся в м...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народные промыслы. Хохлома» во второй младшей группе.
Воспитание любви к русскому народному творчеству, знакомство детей с хохломской росписью,сохранение традиций русского творчества....