Перспективное планирование по экологическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
План работы по развитию экологической культуры дошкольников!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesyats.docx | 49.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 165 общеразвивающего вида»
Орджоникидзевского района городского округа
город Уфа республики Башкортостан
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Месяц | Задачи | Форма работы | |||||
Занятия | Экологические игры | Труд в природе | Чтение художественной литературы, беседы | Наблюдения и опыты | Взаимосвязь с другими видами деятельности | ||
Сентябрь | 1.Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры воздуха, стало больше дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое, серое. В живой природе: листья меняют окраску, птицы улетают на юг, исчезают насекомые. 2.Уточнить и обобщить представления детей о овощах и фруктах. 3.Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи. 4.Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность. | 1. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. | «Кто быстрее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде». Дидактическое упражнение «Раньше-позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Найди листок на дереве», «Опиши мы отгадаем», «Чудесный мешочек». Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» | Осуществлять уход за растениями и животными уголка природы. Уход за букетами срезанных цветов. Поместить модели признаков осенних изменений в природе и модели признаком насекомых. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений. | В.Бианки «Паучок-пилот», Г.Г.лушнев «Кузнец и кузнечики», А. Майков «Пейзаж». Э. Машковская «Осень». М.Михалков «Лесные хоромы», Э.Успенский «Как растили капусту», Г.Циферов «Как лягушонок искал папу». «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке». Загадки, пословицы. | Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды. Проводить наблюдения за солнцем, за ветром, за облаками, за дождем. | Лепка: «Угостим зайчика морковкой», «Яблоки и ягоды у бабушки в саду», «Поспели сливы в садах». Рисование: «Ромашка в траве или красивые цветы», «Радостная осень», «Поможем маме готовиться к зиме» (засолка помидор и огурцов в банках), «Волшебное яблоко». Аппликация: «Поспели яблоки в саду», «Что где растет», «Угостим зайчика морковкой». |
Октябрь | 1.Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе. Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья- закрепить понятие «листопад» - холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, значит птицам приходится улетать на юг.) | 1.Сравнение комнатных растений (герань душистая, бальзамин) | «К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Найди дерево по описанию», «Найди листок как на дереве», «Лети листок ко мне в кузовок», «Найди пару», «Кто знает пусть продолжает», «Третий лишний», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок», Дидактическое упражнение «Раньше-позже» | Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев, сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы. Изготовление игрушек, сувениров из природного материала. Мытье игрушек после прогулки. Совместно с воспитателем уход за обитателями живого уголка. В уголке природы поместить модели: строение растений, строение тела рыбы. | Е.Благинина «Улетают, улетели», «Осень» |
| Лепка: «Овощи для магазина», «Грибы в корзинах», «Лепим рыбок золотых». |
Ноябрь | 1.Продолжать формировать умение детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой природе. (холод заставляет диких животных готовить жилище к зиме, отрастить длинную, теплую шерсть, травоядные животные- заготовили на зиму пищу, изменение окраски шерсти зверей для защиты от врагов, человек тоже готовится к зиме- одежда, пища, жилище). | 1.Как поливать растение. | Дидактические упражнения: «Раньше-позже», «Подскажи словечко» Дидактическая игра «Знаешь ли ты?», подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Все по домам», «Покажи без слов» (с элементами пантомимы), словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок»; ботаническое лото: «Кто во что одет». | Совместно с воспитателем ухаживать за растениями уголка природы. Совместно мыть камушки из аквариума и поддоны из под цветов. Совместно с родителями изготовить кормушки для птиц, расчищать дорожки от снега. | Н.Сладков «Почему ноябрь пегий?», «Лесные шорохи», «Пороша», Н.Некрасов «Заунывный ветер гонит», Е. Благинина «Огонек», «Улетают, улетели», «Стрижи», И.Михайлова «Как обидно», А.С.Пушкин «Унылая пора», Л.Толстой «Волк», В.Зотов «Лесная мозайка» (дикие звери). | Наблюдение за небом. Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер». Ветер сдувает с деревьев последние листочки. Наблюдение за первым выпавшим снегом. Обсудить, почему он тает. Опыт: проращивание луковицы в сухой банке и банке с водой. | Лепка: «Как еж готовится к зиме». |
Декабрь | 1.Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады,метели. 2.Формирование умения устанавливать связи между поведением птиц и изменениями неживой природе. 4.Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам. | 1.Наблюдение за воробьем и вороной. | Дидактические игры: «Собери цветок» (на материале зимующих птиц: воробей, ворона, синица, сорока, снегирь). игра-инсценировка «Птичка» по стихотворению А. Пчельниковой. | Уборка участка от снега. Окапывание снегом деревьев, постройка снежных гаражей, горок, лабиринтов, подкормка птиц. Наблюдение за работой дворника по уборке снега. | Я. Аким «Первый снег». Е.Трутнева «Первый снег», «Елка», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Воробей», Зверев «Воробьиное бюро погоды», В.Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяц-беляк». «Воробей», «Сорока», Э.Успенский «Проказы старухи Зимы», В.Чарушин «Что за зверь». Беседы: «Как помочь птицам зимой». «О чем грустят растения», «Почему люди зимой не мерзнут?», «С кем дружит ель?». |
| Лепка: «Маша в теплой шубке», «Сорока-белобока» |
Январь | 1.Продолжать знакомить с зимними явлениями неживой природы (гололёд, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями: «Метель», «вьюга», «оттепель».
| Прогулка в зимний парк. Цель: закрепить представление о том. Что у каждого времени года есть свои особенности. Формировать представление о том. Что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Обобщить знания о том, как проводят звери и птицы зиму, чем питаются. Закрепить знание и использование моделей. Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление. | Дидактические игры: «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живёт?», (лото с элементами модели). «Кто кем будет», «Бывает, не бывает», подвижные игры: «Льдинка», «Четвертый лишний», игровые упражнения «Догадайся, о ком рассказываю», «Кто кричит, и что трещит». | Самостоятельно протирать пыль с листьев растений и поливать в уголке природы. Поместить модели следов зверей и птиц, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге). | И.Суриков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы зайки», «Снежинка», С.Маршак «Январь», М.Садовский «Снегопад», А.Клыков «Белка», «Как лиса зимует», Покровский «Волк», «Медведь», В.Степанов «Большая пурга, В.Кондратьев «Метель», Г.Снегирев «Звери наших лесов», Чаплина «Как лиса в лесу живет». |
| Лепка: «Зимняя птичка-снегирь», «Заяц-беляк», «Кто живет в зимнем лесу» (лиса и белка). |
Март | 1.Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега). 2.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве). 3.Закрепить знания о структуре трудового процесса и использованием моделей. 4.Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдения, труда в природе. | Экологические игры: Пальчиковые игры: | Уход за растениями в уголке природы совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, рассады цветов, перца. | С.Маршак «Весенняя песенка», Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей», Г.Скребицкий «На лесной поляне», Н.Сладков «Весенние радости», В.Алферов «Март», В.Зотов «Заяц-беляк», «Ёж», «Бурундук», «Волк», «Белка», В.Бианки «Лесная газета», С.Аксаков «Гнездо». | Неживая природа: В наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня. Снег часто падает с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным, покрыт ледяной коркой (наст), обсудить почему он образуется. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются . понаблюдать где быстрее тает снег и сосульки. | Лепка с элементами конструирования «Лодочка с веслами». | |
Апрель | 1.Уточнять представление детей о признаках весны (изменение цвета неба, количество солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин. 2.Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой 9прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов). 3.Продолжать формировать умение делать обобщения. | 1.Посадка рассады цветов. | Дидактические игры: «Где спряталась матрешка», «Найди дерево по описанию», «Загадай, мы отгадаем», «Съедобное-несъедобное», «Помоги малышам». | В уголке природы уход за растениями: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание. Самостоятельная поливка , протирание листьев. Совместно с воспитателем пересадка рассады. | А.Аким «Апрель», В.Бианки «Последняя льдинка», Н.Павлова «Ранней весной», И.Беляков «Подснежник проснулся», К.Ушинский «Пчелки на разведках», М.Горький «Воробьишко». | Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца. Солнце выше, светит ярко, ослепительно. | Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше». |
Май | 1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появление насекомых; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд. 3.Развивать связную речь. 4.Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | 1.«Мои зеленые друзья» (составление описательных рассказов о комнатных растениях). | Экологические игры: | Уход за растениями в уголке природы: (полив, рыхление почвы, опрыскивание). Продолжать уход за рассадой овощей (прореживание, прополка). | Н.Павлова «Находка» (сказка), «Под кустом», «Подножная травка», Г.Скребицкий «Счастливый жучок», В.Степанова «Летающий цветок», М.Пришвин «Золотой луг», Е.Серова «Ландыш», «Фиалка», В.Зотов из книги «Лесная мозаика» «Береза», «Дуб», «Божья коровка», «Одуванчик», «Кузнечик», «Майский жук», Е.Чарушин «Воробей», В.Бианки «Первая охота», Е.Благинина «Черемуха». | В теплый день описать состояние погоды и природы. Почему дети так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба, какой дует ветерок. | Аппликация (сюжетная) с элементами рисования «У солнышка в гостях» |
Июнь | 1.Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). 2.Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. 3.Воспитывать любовь и заботу к животным. | Мы бережем природу. | Игра «Что ты сделал доброе для природы?»
«Звериная зарядка» | Чтение стихотворения Р.Рождественского "Береги природу" | Целевая прогулка по экологической тропинке | | |
Июль | 1.Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). 2.Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. 3. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | В гостях у птиц | Дидактические игры: | Беседа о зимующих и перелётных Отгадывание загадок о птицах. Слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц») Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой!» Беседа «Правила друзей леса». | Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Рассматривание альбома «Пернатые друзья» | Рисование «Чудо- птица» (по мотивам дымковской игрушки Изготовление птичьей столовой (Совместное изготовление с детьми кормушек для птиц). |
Август | 1.Формировать элементарные представления о природе: о животных и растениях, как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы; познавательный интерес к человеку; понимание важности охраны окружающей природы.
2.Развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»; 3.Воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения. | «До свидания лето!» | Хоровод «Во поле березка стояла». Вечер развлечения «Праздник мыльных пузырей». Найди дерево по описанию», «Магазин», «Цветы», «Почтальон принес посылку». Что где растет», «Загадай, мы отгадаем».
| Уход за цветами на клумбах. | Чтение сказки «Дудочка и кувшинчик» В Катаева. Рассказ воспитателя «Растения могут быть опасными», «Правила поведения в природе». Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» (закаливание организма). Загадывание загадок о лете, пословицы и поговорки о лете. Загадки о солнце. Рассказ воспитателя «Лесная аптека» (представление о лекарственных растениях). Чтение рассказа «На лесной полянке» Г.Скребицкого. . | Экскурсия в рощу | Рисование «Летнее настроение». Изготовление поделок из природного аппликация «Весенний ковер». материала. |
Февраль | 1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Подвести детей к самостоятельному объяснению почему февраль называют «лютым» месяцем. | 1.Беседа о домашних животных. | Наблюдение в неживой природе: февраль- месяц частых метелей и сильных ветров. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная, ветер злой, ледяной, колючий из-за такой погоды февраль «лютый». | «Зоологическое лото», «Что изменилось», «Найди по названию», «Где спрятана матрешка», «Кто кричит и что трещит?», «Когда это бывает?». | С.Маршак «Февраль», Н.Павлова «Белые шубки», Ушинский «Лошадка», Е.Клокова «Мой конь», В.Степанов «Большая пурга», В.Кондратьев «Метель», Е.Чарушин «На нашем дворе», Н. Пожарская «Путешествие с домашним животным». | Расчистка дорожек от снега и посыпание песком. Подкормка птиц на участке. Сбор сухих обломанных веток. | Лепка: «Котята», «Курица с цыплятами», «Шла уточка бережком», «Мое любимое животное». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по экологическому воспитанию
уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней и старшей группах
Перспективное планирование по экологии на учебный год....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию ст.гр.
Перспективное планирование НОД по экологическому воспитанию детей 5-6 лет (ст.гр.) из книги Т.М.Бондаренко "Экологическое воспитание. 5-6 лет. представлено по блокам:"Растения", "Животные", "Чел...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста
перспективное планирование по формированию основ экологической культуры для детей 2 младшей группы. планирование подготовлено с использованием программы " от рождения до школы" и представляет собой вн...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста ( продолжение)
планирование по формированию экологической культуры у младших дошкольников с января по май...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...