педагогический проект"Забавные куклы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления. Воспитывать художественный вкус, развивать творческую активность детей. Учить рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 211 ОАО «РЖД»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Забавные куклы»
Автор:
Воспитатель : Гуляева Н.В.
г. Усть-Кут
ПРОЕКТ: « Забавные куклы»
с 19.03.2012г. по 23.03.2012 года
Вид проекта:
«Художественно-эстетический»
Участники проекта:
воспитатель Гуляева Н.В., дети старшей группы, родители детей, младший воспитатель Кульчицкая Е.А., логопед Мурзова О.Н., музыкальный руководитель Майстэ И.Ю., хореограф Шихуцкая М.С.
Период продолжительности:
5 дней с учётом подготовки.
Итоговое мероприятие:
Выставка - презентация «Куклы своими руками»
Актуальность:
Идея отмечать во всём мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо (Иран) в 2000 году на 18 Конгрессе УНИМА в магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но не смотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживлённой, этот вопрос так и не был решён. Только лишь через 2 года дата празднования была определена. Традицию праздника кукольника открыл день 21 марта 2003 года.
Цель:
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления. Воспитывать художественный вкус, развивать творческую активность детей. Учить рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети познакомятся с историей появления первых тряпичных кукол в России. Познакомятся с такими видами кукол как, Петрушка и куклы БИБАБО, куклы- марионетки.
Научатся различать виды кукол и материалов ,из которых они изготовлены. Научатся изготавливать простейшие куклы из ткани и ниток. Познакомятся с историей России в куклах.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1Этап – подготовительный 1 день.
1. Определение актуальности проекта.
2. Разработка эскиза проекта, определение цели, сроков, прогнозирование результатов.
3. Разработка тактики системы взаимодействия участников проекта.
4. Выделение цели.
5. Определение задач, условий и средств достижения цели.
6. Поиск информации, иллюстративного, художественного материала.
7. Распределение обязанностей и поручений между участниками проекта.
8. Разработка интеграции видов деятельности и форм работы.
9. Получение предварительных консультаций в метод. кабинете, в Краеведческом музее.
Интегрированное занятие « В горнице»
Цель: Через вхождение в быт и образ того времени продолжать знакомить детей с народным творчеством. Продолжать познакомить детей с народной игрушкой –тряпичной куклой. Дать знания о появлении первых кукол, их применении, изготовлении. Познакомить с алгоритмом изготовления тряпичной куклы.
Активизировать речь детей новыми словами: обережная кукла, кукла-пеленашка, кукла-скатка, кукла-закрутка. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм и т. д.
Учить использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Материал: «Русская изба», маска медведя, игрушки для обыгрывания небылицы, иллюстрации с изображением тряпичных кукол, тряпичные куклы, ткань и нитки для изготовления тряпичных кукол.
Ход занятия:
1 ЧАСТЬ:
Под тихую музыку в горнице хозяйка наводит порядок
ХОЗЯЙКА: Ой, сколько забот у хозяюшки!
она и прибирает, она и угощает!
Одна за всё отвечает.
Ведь домом жить не лукошко шить.
Домом жить , обо всём тужить!
Ну вот с делами управилась, пирогов напекла, самовар поставила, пора и за рукоделье!
В горницу под музыку входят дети, одетые в русские костюмы.
ДЕВОЧКИ:
Дома ли ,хозяюшка?
ХОЗЯЮШКА: дома, дома!
ДЕВОЧКИ: можно ли в твою горницу войти?
ХОЗЯЮШКА: проходите, проходите, гости дорогие!
ДЕВОЧКИ: Здравствуй, хозяюшка!
Доброго здоровьица!
ХОЗЯЮШКА: Добрый день! Проходите ,милости просим, будьте как дома!
ДЕВОЧКИ: Наша-то хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Мы хозяюшку нашу будем величать
Да песнями потешать!
ХОЗЯЮШКА: усаживайтесь, гости дорогие. Всем ли удобно? Всем ли места хватило?
ДЕВОЧКИ: Чем же ты хозяюшка занимаешься?
ХОЗЯЮШКА: кукол шью, да песни пою.
ДЕВОЧКА: а для нас работа найдётся?
ХОЗЯЮШКА: найдётся, вот вам девицы- красавицы шитьё, принимайтесь за работу.
ДЕВОЧКИ:
Долог день до вечера, коли делать нечего!
У неряхи, да непряхи- нет и путней рубахи!
Всяко дело мастера боится!
Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Глаза боятся, а руки делают.
Делу время-потехе час.
ХОЗЯЮШКА: вот и будем вечер коротать за любимым рукодельем.
ДЕВОЧКИ: а что там за шум и гам на улице? Да это же добры молодцы пожаловали!
МОЛОДЦЫ:
Мы ребята раскрасавцы,
Любим петь и танцевать!
Где здесь горница-светлица?
Где нам девочек сыскать?
ДЕВОЧКИ: здравствуйте, молодцы- разудалые. гости званые и желанные!
МОЛОДЦЫ: а чем это вы здесь занимаетесь?
ХОЗЯЮШКА: шьём ,да играем,
Загадаю вам загадку
Вы скажите мне отгадку.
Хоть и знаю наперёд, вы смекалистый народ!
Деревянная подружка, без неё мы как без рук!
На досуге веселушка, и накормит всех вокруг!
Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт!
(деревянная ложка)
Молодцы играют на музыкальных инструментах под русскую-народную мелодию.
ХОЗЯЮШКА: добры-молодцы, где бываете, как поживаете?
МОЛОДЕЦ: на босу ногу топор надеваем,
Сапогом траву косим,
В решете воду носим!
ДЕВИЦЫ: вот это да!
Там сани едут сами,
А лошади там с усами,
Бегают в подполье за мышами!
ДЕВИЦЫ: Да ведь это кошки!
Комара вам всем в лукошке!
Там кошки живут в гнезде, летают везде,
Прилетели во двор, завели разговор: «кар-кар!»
ДЕВИЦЫ: ведь это вороны!
Мухомор вам всем варёный!
А недавно там козёл под корягу ушёл,
Хвостом шевелит, ставить сети не велит.
ДЕВИЦЫ: да ведь это налим!
Нет, не налим, мы про налима не так говорим!
Налим Никодим гордится собою, Налим Никодим носит шапку соболью.
Ни перед кем её не снимает и шуток не понимает!
ХОЗЯЮШКА: Ну, спасибо за небылицу, удивили вы нас, порадовали. А теперь давайте поиграем:
Хороводная музыкальная игра «Медведь»
ХОЗЯЮШКА: ну теперь садитесь рядком, да слушайте ладком.
Рассказ воспитателя о народных тряпичных куклах с показом иллюстраций и кукол.
2 ЧАСТЬ: Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В Воронежской губернии их преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут: «Чтобы дети были у вас хорошие да много».Ею играли дети в каждой семье, особенно деревенской; в их избах их было до сотни! Таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой – и вот простейшая кукла готова. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутков ткани – выглядели они как настоящая одежда. Часто кукольные наряды и головные уборы были этнографически точны. Кукле обязательно пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Но почему же, однако, при всем тщательном исполнении одежды, куклы оставались безликими? «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждядевочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более. В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. До наших дней дожила в Воронежской области удивительная традиция изготовления «зольной» куклы. Голову куклы они делают из твердого шарика золы, завернутого в большую тряпицу. Толстенькое туловище пеленают, накладывают груди и плотных шариков ваты и обряжают куклу в яркую юбку и передник. В Орловской губернии делали тряпичную куклу небольшого размера, с ладошку высотой, из туго набитой прямоугольной подушечки с пришитыми к ней трубочками – ручками и ножками. Наряжали ее исключительно в клетчатые одежды: поневу, передник, платок. В Смоленском уезде можно было встретить тряпичную куклу, голова и туловище которой были набиты песком или опилками. В Нижегородской, Архангельской губерниях, в Приуралье делали более сложные тряпичные куклы. В них выдерживались пропорции фигур человека (с руками, ногами, а позже – лицом). Это были куклы-образы: парень, барыня, царица. С давних времен множество кукол мастерили на Руси. На протяжении нескольких столетий центром изготовления игрушки был подмосковный город Сергиев Посад.В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:- сам процесс изготовления приносит радость;- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает. Т.е. осваивает различные социальные роли.- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и этнографические; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку):
- кукла - пеленашка – из обычного женского платка. Теплая, мягкая, удобная в руках ребенка (тактильная память), сохраняла ощущение присутствия матери (2 – 3 года).
- кукла – скатка - за основу этой игрушки бралась полонянка (низ сложить вдвое) плотно скрутить, Все заматывалось нитками; голова охватывалась белой тряпочкой.
- кукла – закрутка – безликая (либо вышивался крест). Мужские персонажи заменяли прутиком. И только к Х1Х в. стали мастерить мужские игрушки.
3 ЧАСТЬ: Продуктивная деятельность: изготовление тряпичной куклы «Бессонница»
ПЛАН - КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
«Лепка « Весёлый Петрушка»
Цель: закрепить умения детей лепить из пластилина образ весёлой игрушки.. Воплощать образ Петрушки. Учить лепить части тела в соответствии с размером- пропорционально. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.
МАТЕРИАЛ: игрушка Петрушка, пластилин, масса для лепки, стеки, клеёнки для лепки, иллюстрации Петрушек.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. Сюрпризный момент: В гости пришёл Петрушка.
2. рассказ воспитателя с показом иллюстраций о Петрушках разных стран.
3. цель занятия.
4. показ приёмов лепки Петрушки.
5. предложить материал для работы на выбор детей.
6. индивидуальная работа с затрудняющимися детьми.
7. обыгрывание поделки.
8. . выставка готовых работ.
ПЛАН- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Аппликация « кукольный театр»
Цель: Закрепить знания детей о куклах.. Продолжать учить передавать свои знания в аппликации. Закреплять навык в выборе материала и техники выполнения работы. Прививать любовь к народному творчеству, воспитывать гордость за историю своего народа.
МАТЕРИАЛ: ватман для коллективной работы с нарисованной сценой. Шаблоны игрушек кукольного театра, цветная бумага, цветной картон, клей и клеевые карандаши, клеёнки, салфетки, ножницы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. чтение отрывка из сказки А.Толстого «Приключение Буратино»
2. цель занятия.
3. рассматривание изготовленных родителями кукол.
4. рассматривание шаблонов, выбор бумаги для работы.
5. индивидуальная работа: помочь в переводе шаблона на бумагу, вырезывание по нарисованному.
6. распределение фигурок театра на большом листе бумаги.
7. Выставка работы.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ по Ручному труду
«Кукла Стригушка»
Цель: Показать детям приём выполнения куклы «Стригушки» из ниток. Закрепить умение пользоваться ножницами. Учить отмерять нужное количество нитки по образцу- мерке. Закреплять умение завязывать нитки узлом, для лучшего крепления.
МАТЕРИАЛ: самодельные куклы из ткани, ниток, куклы- бибабо; иллюстрации народных тряпичных кукол; нитки шерстяные разных цветов; ножницы; линейки-разметки, алгоритм выполнения работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. рассматривание изготовленных ранее тряпичных кукол.
2. беседа с рассматриванием иллюстраций с повторением названий других кукол.
3. определение фронта работы и выбора материала для работы.
3. показ приёмов и последовательности выполнения работы.
4. выполнение работы по алгоритму.
5. индивидуальная работа: помочь ровно наматывать нитку на шаблон линейки, аккуратно разрезать нитки, связывать крепким узлом, обмотав дважды.
6. выставка готовых работ.
ПЛАН –КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ
«Моя любимая игрушка»
Цель: Учить передавать в рисунке образ и вид окружающих предметов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать учить рисовать образы человека, животного, транспорта. Формировать навык в выборе материала для работы и техники выполнения.
МАТЕРИАЛ: ИЛЛЮСТРАЦИИ ИГРУШЕК НАШИХ БАБУШЕК, КУКЛЫ И ИГРУШКИ НАШИХ ДЕТЕЙ, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ, ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ, КРАСКИ, ПРОСТЫЕ КАРАНДАШИ, ЛИСТ А-4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. чтение стихотворения А.Барто из серии «Игрушки».
2. беседа с детьми о любимых игрушках и кто как с ними играет.
3. цель занятия.
4. рассматривание игрушек и иллюстраций.
5. вспомнить как мы рисуем куклу, машину; повторение приёмов рисование с частичным показом.
6. выбор детьми материала для выполнения работы.
7. индивидуальная работа : помочь разместить рисунок на всём листе; сделать набросок простым карандашом.
8. выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Театральные куклы"
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект Кукла Акань
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с коми – народной игрушкой и коми игр. Знакомство детей с различными коми куклами, о приемах изготовления кукы Акань...
Педагогический проект «Театральные куклы»
Проектная деятельность...
Педагогический краткосрочный проект «Забавные крышечки»
Тип проекта: познавательно-творческий, экологическийСроки реализации: краткосрочный проект (1 неделя)Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, учитель-дефектолог, учитель-лог...
Педагогический проект в группе раннего возраста «Мы милашки, куклы неваляшки»
Введение«Мой характер не сломить,...
Инновационный педагогический проект "Народная кукла в песенном хороводе"
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; развиваться, как личность, лю...