Педагогический проект «Театральные куклы»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Театральные куклы»
Подготовила: Борщева Е.А.
Педагогические технологии: метод проекта, исследовательские методы, информационно – коммуникативные технологии, метод моделирования, игровые методы, мнемотехника, куклотерапия, обучение в сотрудничестве.
Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: 2 месяца
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: В волшебный мир ТЕАТРА ребёнок попадает в дошкольном возрасте. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с 2-3 лет. А если нет? Вот тогда и приходит на помощь горе родителям детский сад. Приобщаясь к театру, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности. Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.
Цель проекта: Создание условий для развития творческих способностей воспитанников.
Задачи проекта:
- Активизировать познавательный интерес детей.
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление
- Снимать зажатость и скованность.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- Знакомить с театральной терминологией.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемый результат:
- Умеют действовать согласовано.
- Умеют снимать напряжения в отдельных группах мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
- Умеют строить простейший диалог.
- Умеют составлять предложения с заданными словами
- Знакомы с основами кукловождения.
- Знают историю кукольного театра.
Этапы реализации проекта.
1 этап
Перед детьми были поставлены вопросы:
- Какие бывают куклы?
- Как они появились?
Была сформирована проблема 3 вопросов:
- Что мы знаем о театральных куклах?
- Что хотим узнать?
- Где узнать ответы на вопросы?
Что мы знаем о театральных куклах? | Что мы хотим узнать? | Где узнать ответы на ваши вопросы? |
Куклы – варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Бывают куклы, которые одеваются на палец. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху с помощью крестовины. Бывают игрушки, у которых рот открывается. | Как появилась первая театральная кукла. Какая страна считается самой «кукольной» Какие еще бывают куклы. Как ими управлять. Изготовление театральных кукол. Правила кукловождения. | Спрошу у мамы и папы. Расскажет воспитатель. Нужно посмотреть в книжке. Есть все в компьютере. Спрошу у мамы и папы. Посмотреть в журнале. |
Спланирована дальнейшая работа по проекту:
- Информирование родителей о предстоящей деятельности.
- Проведен опрос. Оказалось, что они тоже не могут ответить на вопросы без предварительной подготовки.
- Подборка информации о театральных куклах, демонстрационный материал и экспонаты для мини-музея.
2 этап.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.
Познавательное развитие
Беседы на тему: «Как появилась первая кукла», «Где появился первый кукольный театр», «Любимые кукла разных стран». Рассматривание карт России и мира.
Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами!» (рассматривание театров, варианты их изготовления, кукловождения).
Речевое развитие
Составление с детьми творческих рассказов: «История одной куклы», «мой поход в театр». Составление словесных описаний театральных кукол: «Угадай, что за кукла?», «Моя любимая кукла» (по мнемотаблицам). Написание сценариев к мини-спектаклям.
Использование в театрализации малые фольклорные нормы: прибаутки, потещки, пословицы, поговорки. Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Портрет куклы», «Моя любимая сказка». Знакомство с народной игрушкой (дымковской, богородской)
Ручной труд: изготовление кукол из бросового материала, из ниток, из бумаги, изготовление ложкового театра.
Лепка: «Герои любимых сказок», «Моя кукла»
Танцевальная композиция «Русский хоровод», слушание музыки из балета «Щелкунчик»
Социально-коммуникативное развити
Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу с интонацией карточки-пиктограммы» Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся», «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Золушка», «К нам в гости страус пришел» Театрализованная игра «Театр 2-х актеров».
Большое внимание уделяли правилам безопасного поведения в театральной мастерской.
Физическое развитие
Этюды на выражение движений. Подвижные игры с кукольными персонажами.
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Кукольный театр на вашей кухне».
Рекомендовано родителям изготовить вместе с детьми театральные куклы из бросового материала, ниток (вязаных кукол).
Папка-передвижка «Виды театров»
3 этап
Создание вместе с детьми куклы из бросового материала.
Пополнение театрального уголка.
Презентация проекта.
Показ кукольного спектакль для детей младшей группы.
Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами
изготовления и обыгрывания.
Список литературы для работы по театрализованной деятельности в детском саду.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
11. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
12. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
14. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
16. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
17. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
18. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
19. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
20. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
21. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
22. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
23. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
25. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
26. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Театральные куклы"
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста...

педагогический проект " Театральный калейдоскоп"
проект предназначен для воспитателей детких садов, работающих по теме "Театрализованная деятельность в детским саду"...
Проект "Театральная кукла"
Детско-родительский проект "Театральная кукла"Данный проек предполагает развитие более тесного взаимодействия детского сада с семьями дошкольников, и развитие эстетических способностей...