Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ по теме: «Скоро, скоро Новый год»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Остафийчук Екатерина Ивановна

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ по теме: "Скоро, скоро Новый год"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад «Белоснежка»

                              Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с  

                                      использованием технологии ТРИЗ по теме: «Скоро, скоро Новый год»                                                                                                  

                                                                                                Составила Екатерина Ивановна Остафийчук,

                                                                                                            высшая квалификационная категория

                                                                   

                                                   п. Пурпе – 1, 2013 год

        Цель: Учить детей способам разрешения противоречий.

         Задачи:

    Образовательные: систематизировать представления детей о противоречиях (противоречие в предметах, противоречие в ситуациях, противоречие в размерах, противоречие в количестве); закрепить умение детей воспринимать объекты как совокупности противоположностей. Формировать представления детей о традициях празднования Нового года, о его главном персонаже – Деде Морозе.

    Развивающие: развивать у детей умение пользоваться моделями, логическое мышление, память, воображение.

    Воспитывающие: воспитывать желание помочь в трудной ситуации, чувство взаимопомощи, дружеские отношения  в детском коллективе.

    Предварительная работа: работа над проектом «Скоро, скоро Новый год».  

         Оборудование: игрушка Снежный Колобок, ватман, маркеры, дидактическая игра « Волшебный мешочек», конфета.

     Ход  НОД:  

В гости к ребятам приходит Снежный Колобок

Снежный Колобок: Здравствуйте,  ребята! Я вижу, что вы украсили группу мишурой, гирляндами, нарядили ёлочку. А зачем все эти украшения?

Дети: Мы готовимся к празднику. Скоро наступит Новый год.

Снежный Колобок: А я так мало знаю об этом празднике. Помогите мне подготовиться и  расскажите о Новом годе.

Воспитатель: Конечно, мы с ребятами тебе поможем.  Ребята, а какие персонажи Нового года вы знаете?

Дети: Дед  Мороз, Снегурочка, Снеговик.

Снежный Колобок: А кто главный герой новогоднего праздника?

Дети: Дед Мороз!

Воспитатель: Давайте для Снежного Колобка нарисуем схему-модель «Что приносит Дед Мороз?», чтобы он всё узнал о Деде Морозе и впоследствии ничего не забыл.

Воспитатель прикрепляет на доске ватман, в центре располагает картинку с изображением Деда Мороза. Вместе с детьми обсуждает внешний вид Деда Мороза. Дети предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос (Дед Мороз приносит снег и мороз, ёлку, подарки, посох, песни, зимние игры-забавы, карнавал, фейерверки и хлопушки; живёт в ледяном тереме, приходит со Снегурочкой, приезжает на санях, запряжённых тройкой лошадей). Дети выходят к доске и зарисовывают свои ответы в виде моделей. После завершения работы один ребёнок подводит итоги, используя полученную схему-модель, рассказывает для Снежного Колобка «Что приносит Дед Мороз?».

   Физ. минутка «Снежинки и сугробы».

Мы мороза не боимся,

Мы внимательны во всём,

Скажу «Сугробы» - мы садимся,

Скажу «Сосульки»- мы встаём.

Как скажу «Снежинки»- кружимся,

«Ёлочка»- хлопаем руками.

Кто из вас внимательный,

Мы сейчас узнаем.

Снежный Колобок: Ребята я приготовил для своих друзей подарки, но не уверен правильно ли я их выбрал, понравятся ли они моим гостям.

Воспитатель: Давайте поможем Снежному Колобку и выясним, что может быть подарком к Новому году.

Проводится игра «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка различные предметы и объясняют, могут ли они быть подарком к празднику. В мешке находятся: 1)игрушки, конфеты, шоколад, книга, краски, альбом; 2) гвозди в пакете, набор ложек, набор, состоящий из степлера, скрепок и кнопок, нож в коробке, сломанная игрушка.

Когда дети доставали предметы из второго списка, они отвергли их в качестве подарка. Но в процессе обсуждения дети предположили, что  гвоздям будет рад столяр, степлер и скрепки пригодятся секретарю и учителю, нож и ложки можно подарить тому, кто любит готовить (повару, маме). А вот сломанные старые вещи нельзя дарить никому.

Снежный Колобок: Ребята, оказывается, если подарок не годится для ребёнка, он подойдёт для кого-то другого, для взрослого, например.

Воспитатель: Верно. Давайте запомним правила дарения подарков:

-при подборе подарка подумай, понравится  ли он тому, кому ты его подаришь; будет ли он ему полезен;

-никогда не дари старые, сломанные ненужные вещи.

Снежный Колобок: Спасибо, ребята, мне всё понятно. У меня остался ещё один вопрос. Дома я нарядил ёлочку. Вчера ко мне приходил мой друг Слоник и сказал: «Какая у тебя маленькая красивая ёлочка!». А сегодня утром ко мне забежал зайчонок и сказал: «Какая огромная у тебя новогодняя ёлка!». Вот я и не пойму, большая ёлка у меня или маленькая?

Дети: Слоник большой и ему ёлка кажется маленькой, а зайчонок маленький и ему ёлка кажется большой.

Снежный Колобок: Значит, одна ёлка может быть и большой и маленькой?

Воспитатель: Совершенно верно. А теперь давайте поиграем в игру «Что растёт на ёлке?». Если вы со мной согласны, то поднимайте руки вверх и говорите: «Да!», а если не согласны, то молчите и рук не поднимайте.

-Что растёт на ёлке?

Зайчики из ваты?

-Да!

-Плитки-шоколадки?

-Да!

-Конфетки, мармеладки?

-Да!

-Детские кроватки?

-….

-Что растёт на ёлке?

Бусинки?

-Да!

-Хлопушки?

-Да!

-Старые подушки?

-….

-Что растёт на ёлке?

Яркие картинки?

-Да!

-Белые снежинки?

-Да!

-Рваные ботинки?

-….

Снежный Колобок: Ребята большое спасибо вам за то, что вы рассказали мне о Дедушке Морозе, о празднике, научили делать подарки. В благодарность я хочу вас угостить вот этой конфетой.

Воспитатель: Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, посмотри, как много!

Снежный Колобок: Разве это много? Вот  на детском спектакле в театре детей действительно много, а у вас мало!

Воспитатель: Нет, мало - это когда дома один или два ребёнка, а у нас их двадцать –  это много!

Снежный Колобок: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

В процессе обсуждения дети формулируют вывод: «И  много и мало, в зависимости от ситуации».

Воспитатель: И конфеты нам одной на всех, конечно, мало!

Снежный Колобок: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?

Воспитатель: Конечно, может! Ребята, ответьте Снежному Колобку. Для кого одна конфета – это много?

Дети: Для муравья, для пчёлки, для улитки одна конфета – это много. А для слона, медведя, жирафа – мало.

Снежный Колобок: Как интересно. А если я один съем много – много конфет, что будет?

Дети: Ты заболеешь.

Снежный Колобок: А я люблю иногда поболеть. Ведь болеть – это хорошо! Можно лежать в кровати и весь день смотреть телевизор, все тебя любят и жалеют, мама всегда рядом…

Воспитатель предлагает детям назвать, что же плохого в болезни.

В результате обсуждения выясняется, что хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше всё – таки не болеть.

Снежный Колобок приводит в пример детям различные ситуации («играть на улице», «рисовать», «купаться в море»), а дети анализируют, что хорошего и что плохого в них. В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что – то хорошее и что – то плохое.

Снежный Колобок: Большое спасибо за помощь. Мне пора отправляться домой  готовиться к встрече Нового года. До свидания ребята!

Воспитатель: Приходи к нам в гости в следующий раз и мы поделимся своими впечатлениями о празднике.

(Снежный Колобок уходит).

Воспитатель: Вам понравилась наша встреча со Снежным Колобком? Что было самым интересным? Что узнали нового? Что было для вас трудным или непонятным?

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Нагревание - охлаждение»

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологии на тему: "Нагревание - охлаждение"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы по теме «Лёд» (с элементами театрализации, с использованием ИКТ, здоровье сберегающих технологий).

Знакомство детей с качествами и свойствами льда, формулировка правил безопасности со льдом.Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со способами обследования обьекта.Воспитывать трудолюбие...

План — конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Ягодка».

Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольнико...

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по Познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе. Тема «Страна здоровья».

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по "Познавательному развитию" с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе....