Занятие по ОБЖ в ст. гр "Огонь - наш друг, огонь- наш враг"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сергеева Наталья  Владимировна

ситуации которые могут встретиться в жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ОБЖ в старшей группе «Огонь — наш друг, огонь — наш враг»

Цель: Рассказать детям об истории огня, о его пользе человеку. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем. Продолжать воспитывать интерес и уважение к истории о появлении огня. Воспитывать у детей осторожного обращения с огнем.

Предварительная работа: знакомство с легендой о появлении огня на земле. Экскурсия в «Русскую избу»- знакомство с предметами быта (печи, утюги, самовары, камины). Беседы о роли огня в быту человека. Чтение произведения Р. Подольского «Как человек огонь приучил». Загадки. Пословицы, поговорки об огне.

Словарная работа: Экскурсия. Музей, диспетчер, святцы, высекать огонь. Лучины.

Материал: Трут, свечи, электрический фонарик, телефон, иллюстрации предметов добывания огня, загадки, поговорки и пословицы об огне, иллюстрации пожароопасных предметов

Ход занятия:

Педагог:- Ребята, сегодня хочу поговорить с вами об огне. Огонь очень нужен и полезен людям. Я познакомлю вас с предметами, которыми пользовался человек в древние времена. (демонстрирую – трут) – Это трут- прошу нескольких ребят повторить это название. Человек с его помощью разводил огонь. Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладывал кусочки трута и быстро вращал палочку между ладошками. От трения о подставку она нагревалась и трут загорался. (Дети рассматривают, передают его из рук в руки) .

Педагог демонстрирует кремень.

-Ребята, что же это за камень? Это кремень. Как древние люди использовали кремень?

Ответы детей:-Они делали из них ножи, топоры, наконечники для стрел и копей.

(показ иллюстраций).

Педагог:- Вы правы. Еще кремень использовался для разведения огня. От ударов двух камненй один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава или мох. Не легко сразу добыть огонь! Это работа очень тяжелая. Ребята, а в наше время с помощью чего люди разводят огонь?

Ответы детей:- С помощью спичек, зажигалок.

Педагог:- Правильно, сегодня все гораздо проще, огонь можно зажечь в считанные секунды. Раньше люди использовали огонь для освещения жилищ, улиц. Сначала это были лучины- тонкие, длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления- святцы. (Повторяем хором-святцы). (педагог демонстрирует предмет на картинке) Святцы можно было переносить с места на место. Позже появился предмет о котором я вам загадаю загадку:

Тонка девчонка,

Белая юбчонка,

Красный нос.

Чем длиннее ноги,

Тем она короче.

От горючих слез. (СВЕЧА)

Свечи стоили дорого. Немногие могли позволить себе купить их. Сегодня же в каждом доме есть свечи. (Демонстрирую свечи) .

Затем появились керосинове лампы. Улицы стали освещать фонарями, заправленными жиром и керосином.

1. Ребята, как сегодня люди освещают свое жилище?

Ответы детей:- При помощи электрических лампочек. А также при отключении света при помощи свечек, либо керосиновых ламп.

Педагог:- Если туристы идут в поход, с помощью чего они могут осветить путь в темноте?

Ответы детей[/i]:- Они берут с собой электрический фонарь. Электрическим фонарем можно освещать и свое жилище.

Педагог: (демонстрирует фонарь) - Очень много мы узнали об огне. Итак: Огонь может осветить жилище, согреть в походе. Как можно назвать такой огонь? - СОГРЕВАЮЩИЙ.

На огне можно приготовить еду. А такой огонь как можно назвать? – КОРМЯЩИЙ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ТУК-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали.

Руки-вверх! Руки вниз!

Влево-вправо повернись!

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками.

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом,

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки разведем и покружимся потом!

Раздается стук в дверь (появляется Петрушка)

Петрушка: - Зравствуйте ребята! Шел мимо Вашей группы и решил посмотреть чем Вы тут занимаетесь.

Дети: - Мы говорим об огне.

Петрушка: - Мне ребята загадали загадки, а я не могу их отгадать. Помогите мне их разгадать.

«Шипит и злится, воды боится?

«Без зубов, а кусает, с языком а не лает? »

Дети: - Об огне.

Петрушка: - Как Вы догадались?

Дети: - Огонь можно залить, потушить водой. Если до тронуться до огня, будет очень больно, обожжешься.

Педагог: - Верно, человек без огня жить не может, но надо помнить, что огонь не прощает шалости.

Петрушка: - Ребята! А Вы знаете какие-нибудь поговорки, пословицы об огне?

Дети: - «Пожар слезой не зальешь». "От искры Москва загоралась». «Малая искра сжигает гороода». «Не шути с огнем- обожжешься». «Спички- не игрушка, огонь не забава» «Огонь- не вода, охватит не выплывешь». «Солома с огнем не дружит».

Петрушка: - Я тоже знаю две пословицы: «Не топора бойся, а огня». «Топор рубит, а огонь с корнем спалит». Ребята можно я побуду у вас и послушаю про огонь.

Дети: - Оставайся.

Педагог: - Ребята, подойдите к столам. (перед каждым ребенком-альбомный лист с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных)

Перед вами альбомный лист с изображением различных предметов. Вы должны быстро и безошибочно разложить фишки на пожароопасные предметы.

Дети работают стоя.

-Дима (Настя) – объясни пожалуйста, почему ты положил (а) фишку на изображение свечи (на спички, на электроутюг, на ажигалку?

Дети: - Если свечу близко поставить к занавескам, они могут загореться. Если свечу плохо поставить на подставку, свеча может упасть и от огня может загореться стол, скатерть. Со спичками и зажигалками детям играть нельзя. Нельзя оставлять включенным утюг и оставлять его подошвой на столе. Нельзя включать электрическую печь без разрешения взрослых. Нельзя лезть к розетке может ударить электрическим током, и так далее.

Дети садяться на стульчики, а Петрушка начинает баловаться со спичками и в результате появляется огонь. (огонь имитирует- помощник педагога) .

Педагог: - Ребята! Вы посмотрите что делает Петрушка?

Дети начинают учить Петрушку правилам поведения при пожаре:

• Если пожар небольшой, огонь можно затушить водой.

• Накрыть плотным одеялом, ковром.

Петрушка гладит на гладильной доске рубашку и после глажки оставляет утюг подошвой на столе (появляется огонь- помощник педагога). Увидев, Петрушка берет ведро и начинает тушить огонь.

Дети говорят:

• Нельзя тушить водой электроприборы

• Нельзя оставлять включенный утюг подошвой на столе.

Огонь (огонь- помощник педагога) перекидывается на Петрушку. Петрушка начинает багать по группе и прячется под столом. Дети учат:

• Если загорелась одежда надо кататься по полу, сбивать огонь.

• Нельзя прятаться в дальних уграх, под. кроватями, за шкафами. Опесен не только огонь, но и дым.

• Если в квартире много дыма, не обходимо согнуться как можно ниже к полу и пробираться к выходу, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.

Воспитатель демонстрирует плакат, на котром написан номер телефона «01» и спрашивает у детей о его обозначении.

Дети: - Если в доме начался пожар нужно позвонить «01» и четко назвать адрес, где произошло возгорание.

«Сам не справишься с пожаром

Это труд не для детей

Не теряй секунды даром,

«01» звони скорей! »

Педагог: - Давайте попробуем проиграть такую ситуацию. У нас есть телефоны и я буду диспетчером слубжы «01», а вы будете передавать информацию о пожаре.

Диспетчер принимает заявки от каждого ребенка.

Молодцы! Я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией. Пожарные быстро приедут к вам на помощь. По вашому мнению, каким должен быть пожарный?

Дети: - Сильным, смелым, ловким, быстрым.

Петрушка: - Да! Ребята с огнем шутить и играть с ним нельзя! Это все может привести к беде. Я расскажу это всем своим друзьям и знакомым.

Петрушка прощается и уходит.

Педагог: - В следующий раз я расскажу вам о людях, которые выбрали профессию пожарного и о том, что помогает им в этой трудной работе.

Домашнее задание: Придумайте вместе с родителями загадку про пожарных и нарисуйте те предметы, с которыми вы познакомились сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."

Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и            отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...

Конспект интегрированного занятия «Безопасность» для подготовительной группы на тему: «Огонь наш друг, огонь наш враг»

Конспект   интегрированного   занятия «Безопасность» для подготовительной группы на тему: «Огонь наш друг, огонь наш враг»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ОГОНЬ-НАШ ДРУГ, ОГОНЬ-НАШ ВРАГ".

Конспект содержит познавательный материал , который дает элементарные знания детям о правилах пожарной безопасности....

Конспект занятия «Безопасность» для подготовительной группы на тему: «Огонь- наш друг, огонь- наш враг»

Цель: Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и            отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня.Задачи: Обра...

Конспект занятия "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Данный конспект поможет детям запомнить правила поведения при пожаре....

Конспект занятия «Огонь твой друг — огонь твой враг» старшая/подготовительная группа

1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. З...