Богатство лесов Татарстана
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гранже Надежда Владимировна

Конспект эколого-валеологического занятия в подготовительной к школе преппе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatstvo_lesov_tatarstana.docx184.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по эколого-валеологическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему:

« Богатство лесов Татарстана»

Цель :Уточнить представление о лесе как о сложном организме, в котором живут растения и животные. Показать многоэтажность леса и особенности каждого этажа, учитывая природные данные родного края-республики Татарстан,  животных и растений. Учить логически мыслить, составлять экологическую цепочку роста растения. Воспитывать бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных через литературное слово, развивать мимику, жесты в театрализованных этюдах. Воспитывать экологическую грамотность детей (умение выполнять правила поведения в лесу, желание беречь, охранять природу, видеть ее значимость в жизни всего живого.

Ход.

С добрым утром, дорогие гости! С добрым утром, природа!

Сегодня на занятии мы с вами побываем в разных уголках леса. В нашей республике Татарстан очень много разного вида лесов, заповедников, где обитают животные, птицы, насекомые, растет много растений. Есть даже те, которые занесены в Красную книгу!

А что такое лес? (Это где растут травы цветы, деревья, кустарники, живут птицы, насекомые и животные).

Если в лесу растут все виды деревьев, как называется такой лес? (смешанный).

А какие еще бывают леса? (березовые рощи, сосновый бор).

А если в лесу обитают животные, растут растения, значит чем является для них лес? (домом).

(Открываю многоэтажный дом, чтение стихотворения:

Это что за чудо-дом?

Так свежо, прохладно в нем..

В доме много этажей

Много там живет зверей,

И растений и цветов, и деревьев и жучков.

дружно все живут и в мире

В своей собственной квартире.

Вот мы сегодня с вами и погуляем по этажам леса, хотите? (да).

Мы приходим в лес в гости к животным и растениям, а всегда ли мы хорошо себя ведем?

Ведь в каждом доме есть определенные правила поведения. Давайте же вспомним, как надо вести себя в лесу?

 А помогут нам в этом знаки. Только ребята, посмотрите, они почему-то все перемешались с другими, дорожными знаками. Вы отберите только те, которые нам нужны и скажите, что они означают. Вот только некоторые из них изображены в красном треугольнике, некоторые в красном круге.

Что это значит? (предупреждающие, запрещающие). Молодцы, вы все правильно назвали, теперь мы навели порядок .

Кто подскажет, какие растения и цветы могут расти на 1 этаже леса? (дети выкладывают).

 А есть такие растения, которые появляются самыми первыми, чуть только растает снег. Как их назовем одним словом? (первоцветы).

Кто назовет их? (подснежник, мать-и мачеха, одуванчик). Мы сможем объяснять, откуда получил название подснежник? (появляется из-под снега); одуванчик? (можно сдувать). А вот «мать-и мачеха»? Я знаю небольшую легенду про него. Хотите расскажу? (да)

Оказывается первыми у мать-и мачехи на свет появляются желтые мелкие цветы, а уже потом листья в виде маленьких лопушков, которые имеют одну особенность: сверху гладкие, а обратная сторона листа с ворсинками-мягкая. Если провести по руке, он приятно пощекочет. Если оставить полежать, то кажется, что он греет, т.е ласкает как руки мамы. Если вспомним сказку « Золушка», какая была мачеха (злая, неласковая, холодно относилась к девушке). Вот и лист с одной стороны — холодный, гладкий — как мачеха; а с другой стороны — мягкий, теплый, ласковый как руки мамы.

Многие растения леса являются лекарственными, приносят пользу. И я думаю, все растения надо беречь и охранять. Многие из них занесены в красную книгу. Почему? (потому что их осталось очень мало и их нужно сохранять). Не следует рвать растения для букетов, ведь они скоро завянут, погибнут, лучше полюбоваться и уйти, чтобы их красотой могли наслаждаться не только люди, но и птицы, животные и насекомые. Вот к примеру подснежник, он тоже занесен в красную книгу. Если каждый сорвет по 1 цветочку, после нас придут сорвут по цветочку другие ребята и унесут, красиво будет в лесу? Принесем мы этим пользу лесу? (нет). Или другое растение  красной книги — ландыш. Оказывается, чтобы вырос новый цветок, должно пройти не менее 6 лет — это очень долго. Именно столько нужно семечку пролежать в земле, чтобы оно выросло.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Составь цепочку роста цветка» и нам все станет понятно.

Расскажите что получилось. Посмотрите как трудно появиться на свет беззащитному растению. А если мы будем срывать цветы — губить природу! Тогда сколько погибнет пчел, бабочек, которые питаются сладкой пыльцой цветка, нектаром.

А каких еще насекомых вы знаете? (мух, жуков, пауков, комаров, кузнечиков, муравьев, гусениц). А есть среди них полезные и вредные? Можно ли убивать, топтать насекомых ?(нет). Правильно, ведь тогда останугся голодными птицы.

А вы знаете, что дятла и муравьев называют «санитарами леса»? Дятел достает вредных личинок-гусеыиц, которые выедают стволы деревьев, этим он лечит дерево, а заодно и питается, а муравьи — наводят порядок в лесу — собирают разный мусор — травки сухие, мелкие палочки, иголочки хвои и строят дома.

 Как их называют? (муравейники). А вот бабочки — коробочки поедают тлю, которая портит листья деревьев. Значит, нужны ли лесу насекомые и птицы? (да).

Вы наверное устали, давайте отдохнем, представим, что мы все зеленые кузнечики . Проводится театрализованный этюд « Кузнечики»

Вот мы с вами определились с обитателями первого этажа. А как вы думаете, какие растения дорастают до второго этажа? (кустарники).

Какие кустарники, растущие в лесу вы знаете, кто расставит карточки кустарников на втором этаже? (малина, шиповник,  боярышник). Только все ли ягоды встречающиеся в лесу можно кушать? (нет). Мы сегодня говорим о полезных, съедобных ягодах и собирать их надо аккуратно, не путая  с ядовитыми.

А какие растения дорастают до третьего этажа мы узнаем отгадав кроссворд;

1. Он высок и могуч, достает до самых туч (дуб).

2. Маленький мужичок, костлявая шубка (орешник).

З. Стоят столбы белы, на них шапки зелены (березы).

4. Зимой и летом одним цветом (елка).

5, у болота, у обрыва, горько плачет, плачет.... (ива).

6. Никто не пугает, а все дрожит (осинка).

Так какие же растения дорастают до третьего этажа? (деревья). Нужны ла лесу деревья? Для чего? (дома для птиц и животных, а так же тень для растений, частота воздуха).

да, мы совершенно забыли о обатателях леса-животных! Каких диких животных вы знаете? Почему их назвали дглств,ш?

<Ах, ты лес, зеленый лес-

Где много сказок и чудес>

Недаром во всех-- русских народных сказках действия- происходят в лесу, всегда связаны с лесными обитателями давайте немного поиграем и вспомним о том, что животные, как а люди, и большие и маленькие имеют свои права; а определим кто же в сказках их нарушает. Ведь каждое животное имеет право на жизнь, на свой дом, чтобы расти на воле.

Игра называется....

1) Маша и медведь (Маша нарушила право на жилье, медведь- право на свободу).

2) Заюшкина избушка(лиса - право на жилье).

З) Волк и семеро козлят (волк — право на жизнь, на жилье, личную неприкосновенность).

4) Колобок (лиса — право на жизнь, личную неприкосновенность).

5) Теремок (медведь -право на жилье).

Молодцы, вы на все ответили правильно. Какой же мы сделали вывод?

А на каком этаже, лесного дома живут животные? (1), где? (в норе, берлоге). Правильно. Вот какой замечательный этот многоэтажный лес. Что же нам дает лес вместе с его обитателями? (воздух, красоту, лекарственные растения, ягоды, грибы, мы любуемся природой и всем живым). Ведь все живое имеет право на рост, на развитие, на жизнь!

Так давайте же будем беречь эту красоту, охранять, в все правила этого дома, учить других вести себя в природе. И в завершении нашего занятия давайте вспомним замечательные строчки аз стихотворения «Живой букварь».

А вечером мы нарисуем небольшие плакаты о правилах поведения в лесу; и каждый, кто пойдет погулять по лесу закрепит ах при входе в этот замечательный дом. Этим мы примем участие в защите всего живого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу»

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация».Виды детской деятельности:иг...

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

"Лес - наше богатство и краса, береги свои леса"

Экологический урок (старшая группа)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром   в подготовительной группе      на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»...

"Лес - наше богатство и краса, береги свои леса"

Познавательное занятие по экологическому воспитанию детей....

Сценарий театрализованного представления "Богатство лесов и полей Урала".

Знакомство  детей  с наиболее распространёнными лекарственными растениями  Урала, воспитание уважения и любови к природе родного края....