"Лес - наше богатство и краса, береги свои леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Байгулова Найля Рашидовна

Познавательное занятие по экологическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok_.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:"Лес - наше богатство и краса, береги свои леса"

Экологический урок (старшая группа)

Вид деятельности: интегрированная( познавательная, игровая) Образовательные области:

 «Художественное творчество»,  « Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка».

Цели и задачи:

«Познание»

- расширять представления детей  о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида.

-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;

«Социализация»

- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности

-    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной        деятельности;

-воспитывать любовь к родному краю, животным леса;

«Коммуникация»

Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).

«Физическая культура»

- обогащать двигательный  опыт детей

- Развивать мелкую моторику рук

«Безопасность»

-формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого

«Художественное творчество»

- закреплять знания о красоте леса;

- помочь увидеть красоту природы;

«Здоровье»

- формировать привычку здорового образа жизни

« Труд»

- формировать первичные представления о труде взрослых;

 «Чтение художественной литературы»

- Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;

 «Музыка»

- приобщать  к  слушанию  звуков леса.

Оборудование: видеоматериал, компьютер.

Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.

                                              Ход занятия:

Воспитатель: -Дети сегодня у нас необычное путешествие. Мы сейчас с вами отправимся в лес. Нас ждёт много интересного, а может даже сказочного.

-Ребята, скажите мне пожалуйста, вот вы бывали в лесу? Кто из вас был в лесу? С кем вы ездили? Что там делали? ( активизация детей) 

- Как вы представляете себе лес?

- Что растёт там?

Дети: -Деревья разные, грибы, ягоды, трава

Воспитатель -А кто живет в лесу ребята знаете?

Дети: -звери, птицы, насекомые.

Воспитатель: -Хорошо ребята, оказывается вы очень много знаете о лесе.

                                               (раздается стук в дверь).

-Ребята к нам кажется, идут гости (заходит Красная шапочка с ноутбуком)

Красная Шапочка: -Здравствуйте ребята. Я узнала. Что вы много знаете  про лес.  И хотела, чтобы вы поделились со мной своими знаниями, потому что я живу в  сказочном лесу, и ничего о настоящем лесе не знаю.

Вы согласны?

Дети: -Да

Воспитатель:  -Но чтобы отправиться в лес, нужно сказать волшебные слова (закрывают глаза, начинает звучать музыка – звуки леса)

Воспитатель: -Круг волшебный покружись поскорей в лесу окажись(дети открывают глаза, звучит музыка и включается видео – лес)

-Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво. В лесу много разных деревьев. какие деревья?

(Дети  перечисляют)

-Рядом с нашим селом ребята, тоже есть леса.

Самые главные жители леса – деревья. Их много, они высокие. И в наших лесах растут разные деревья: береза, дуб, клён, осина, ель, сосна и другие. Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья, хвойные леса- темные леса их называют тайгой, в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.

Воспитатель: -Ребята, а теперь отгадайте – ка загадку про деревья

                                        "Её узнаешь по простой примете:
                                       Нет дерева белей на свете"
Дети: Береза.

-А ты  хочешь, Красная Шапочка, послушать, какое стихотворение о берёзе знают наши дети?

Красная шапочка: -С удовольствием послушаю!!!

Воспитатель: -А кто ребята знает стихотворение про березу? (Эльнара) 

                                                 Люблю берёзку русскую,
                                                То светлую, то грустную,

                                                 С красивыми застёжками,

                                                 С зелёными серёжками,
                                                В белом сарафанчике,

                                                 С платочками в карманчиках

                                                 Родную, ненаглядную.

                                                 Люблю её нарядную

-А вот вам моя новая загадка, о каком дереве идёт речь?
                                         "С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд,
                                         А меня все обижают, шкуру
 тонкую сдирают".
Дети: -Липа. 

Воспитатель: -Правильно липа. А кто расскажет стихотворение про липу?(Ильнур) 

                                                    Я густой, кудрявой
                                                  Вырасту на славу, -
                                                 Примечай меня!
                                                Я медовым цветом
                                               Расцветаю летом, -
                                              Береги меня!

Воспитатель: -У меня для вас ещё загадка есть: 
                                           "Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?"

Дети: -Осина. Стихотворение про осину нам расскажет Лилиана.

                                                Зябнет осинка,
                                               Дрожит на ветру,
                                              Стынет на солнышке.
                                              Мёрзнет в жару.

                                                Дайте осинке

                                               Пальто и ботинки

                                                 Надо нагреться
                                               Бедной осинке.

-Эту загадку наверное все отгадают .
                                      "Что же это за девица?
                                       Не швея, не мастерица,
                                      Ничего сама не шьёт,
                                     А в иголках круглый год".

Дети: Ель. Айсылу расскажет про ель.

                                                 Елка, елка,
                                                Елочка,
                                                Вершинка –
                                               Что иголочка!
                                               С буйным ветром
                                               Борется,
                                               Дотронешься –
                                              Уколешься!

Воспитатель: -Кто ещё расскажет про деревья.

Динар:                                Красненькую ягодку
                                                 Мне дала рябина.
                                                Думал я, что, сладкую,
                                                А она горчит.

                                                 То ли эта ягодка

                                                 Просто не дозрела

                                                То ль рябина хитрая

                                                 Подшутить хотела?

Ленар:                                            Дуб дождя и ветра
                                                 Вовсе не боится.
                                                 Кто сказал, что дубу
                                                 Страшно простудиться?

                                                 Ведь до поздней осени
                                                Он стоит зеленый.
                                                Значит дуб выносливый,
                                                Значит закаленный.

Воспитатель: -Да, у нас получился настоящий лес.

                         -Ребята, давайте тихонечко со стульчиков встанем.
                       

                                    Проводится физкультминутка

                                                  «Деревья»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И на место вновь пошли.

Воспитатель : - В каждом лесу есть не только деревья и другие растения.

Как вы думаете, кто ещё живёт в лесу?

Дети: -звери, птицы,  насекомые.

Воспитатель:- Какие животные живут в лесу?

Дети:- Волк, заяц, лиса, медведь.

Красная Шапочка: А в моём сказочном лесу живёт волк. Они крупные, сильные звери имеют крупные и острые зубы (клыки). Волки живут в лесной глуши и охотятся, на каких зверей.

- Кто  из вас знает? 

Дети:- зайцы, утки

Красная Шапочка:- Ребята отгадайте загадку

              «У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая»

-Кто это? 

Дети:- заяц (видео зайца)

Красная Шапочка: -Теперь я расскажу вам ребята про зайца. Смотрите вот он, какой заяц.

-Какая у него шубка цветом ?

Дети:- белая.

Красная Шапочка: -Он уже приготовился к зиме и сменил ее.

-Уши у зайца, какие? 

Дети:- длинные

-А какой хвост?

Дети:- короткий    

- Чем питается заяц (травой, корой).

-Кого зайчик боится (волка)

Воспитатель:- Давайте поиграем в игру «Зайцы и волк».

Воспитатель: - Садитесь на стульчики. А сейчас, отгадайте загадку. «Живет в лесу, а зимой спит в берлоге» (медведь, видео)

-Скажите, какого размера наш медведь (большой)

-А какого цвета у него шуба (бурая). Давайте посмотрим  на экран. Медведь – огромный сильный зверь, если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека.

 -Чем питается бурый медведь (рыбой, травой)

Воспитатель:- Вот какие звери живут в лесу.

 - Лес - это богатство страны. Лес нужен нам всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Мы ходим в лес отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом, собираем там ягоды и грибы.
-А какие грибы вы знаете ребята?

Дети:- Съедобные и не съедобные

Воспитатель:- Давайте ребята станцуем для нашей Красной шапочки и для гостей танец «Грибочки»

К.Ш.:- Молодцы ребята! Теперь я за вас спокойна. Много вы всего про лес знаете, а значит, и обидеть вы его не сможете.  А вот Баба-Яга с Лешим всегда в лесу хулиганят. То костер разожгут, то мусора набросают. Вы ведь знаете, как себя в лесу вести?!
Дети: Да!
Воспитатель:  Наши дети очень хорошо знают как вести себя в лесу.  А ещё у нас есть плакаты "Береги лес" и сейчас дети по ним расскажут, как нужно вести себя в лесу.
 (Дети, поднимая руки, отвечают.)

 1.Не жги костёр в лесу. Это может вызвать пожар. Лесные
пожары очень тяжело тушить.
2. Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
3. Не повреждай ягодные кустарники и не вырывай их с корнем.
4. Не сбивай ногами цветы и  несъедобные грибы. Они нужны лесу.  Ядовитыми грибами лечатся некоторые лесные животные,
например лоси.
5. В лесу слушают тишину и звуки природы, а шуметь в лесу
нельзя! Этим мы можем нарушить покой лесных жителей.
6. Не оставляй за собой мусор.

7. Не разрушай муравейник. Муравьи – санитары леса.

(Красная Шапочка прощается и уходит, оставив корзину)

К.Ш:- Ребята мне пора идти, другие ребята меня ждут. Мне у вас понравилось, много вы знаете о лесе, и я у вас тоже узнала о многом.

До свидания, ребята!

Воспитатель:- Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу. (Дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель тем временем рассказывает, как хорошо в лесу, поют птицы, свежий воздух и т.д. Чтобы  резко не выводить детей из релакса, воспитатель говорит, что теперь они снова оказались в саду. Дети открывают глаза и медленно встают.)

-Ребята давайте с вами поиграем в игру «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо то все вместе кричим «нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку?(нет)

Если разведу костер;а тушить не буду? Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумашку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?(да)

Если ветку подвяжу,колышек поставлю?(да)

Если сильно засорю и убрать забуду?(нет)

Если мусор уберу,банку закопаю?(да)

Я люблю свою природу,я ей помогаю(да)

Воспитатель:- Теперь подходим к столам здесь я приготовила заранее (нарисовала деревья без листьев

Дети делают фрагмент леса из сухих раскрошенных листьев . На цветном картоне заранее нарисованы  деревья без листьев. Места между ветвями дети мажут клеем и сыплют туда крошку из сухих листьев – получаются объёмные листья.

Готовые работы раскладываются на полу, и идет их обсуждение (мини-выставка).

- На этом наш экологический урок заканчивается. Сегодня ребята мы много с вами повторили, да и нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лес - наше богатство и краса, береги свои леса"

Экологический урок (старшая группа)...

Конспект-нод « Лес – богатство и краса, береги свои леса»

Путешествие по лесу с элементами экологического воспитания...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию с элементами здоровье сбережения в подготовительной группе с использованием ИКТ « Лес – богатство и краса, береги свои леса»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию с элементами здоровье сбережения в подготовительной группе с использованием ИКТ« Лес – богатство и краса,  береги свои леса»...

« Лес – богатство и краса, береги свои леса»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию с элементами здоровье сбережения в подготовительной группе с использованием ИКТ...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию с элементами здоровье сбережения в подготовительной группе с использованием ИКТ «Лес – богатство и краса, береги свои леса»

Цель: формирование у детей представление о Родине, о природе родного края, приобщать детей к здоровому образу жизни.Программное содержание (задачи):образовательные:- расширять представления ...