Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".
консультация
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
«Гуманная педагогика помогает полюбить в каждом ребенке и каждом человеке не только несовершенное, что в нем преобладает в данный момент, но и все лучшее, что появляется в процессе восхождения к вершинам нравственности и духовности» Ш.А. Амонашвили
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра-человека. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, т.е. по сути, ко всему миру в целом.
Гуманность поэтому является стержневым свойством личности, показателем нравственной воспитанности человека, его отношения к людям, природе и самому себе.
Гуманность как свойство личности формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Таким образом, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. В структуру гуманности как сложного многокомпонентного качества входят: заботливость других, взаимопомощь, доброжелательность, милосердие, альтруизм.
Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных условиях жизни.
Механизмы социализации, лежащие в основе развития гуманности:
- подражание гуманным поступкам взрослых,
- социальная ориентация (восприятие другого человека как социально значимого, чувствующего, переживающего, существа),
- эмпатия (сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения),
- нормативная регуляция (следование в поведении гуманистическим ценностям, нормам и правилам),
- саморегуляция (самосознание себя и собственных проявлений как гуманистических, управление собственным поведением, самооценка с гуманистических позиций).
Основы гуманности формируются уже на этапе дошкольного детства, поэтому так важно получить положительный эмоциональный опыт, что позволит в дальнейшем развитию успешной личности. Каждый его этап имеет свои особенности:
1.Ранний возраст: развивается стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым, любимым, формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.
2.Младший возраст – проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, потенциальному партнеру по совместной игровой деятельности; в развитии способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого, выраженных в ярких эмоциональных и поведенческих проявлениях; в стремлении следовать простым и конкретным правилам поведения в отношении сверстника, в попытках самостоятельного моделирования в условных и реальных жизненных ситуациях способов гуманного поведения, в обобщенных оценках поступках других и своих собственных (хорошо и плохо).
3.Средний возраст – постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя, постепенное обобщение личного опыта нравственного поведения, развитие способности к прогнозированию развития социальной ситуации взаимодействия и ее последствий для окружающих и самого себя, в попытках осознанного выбора разных стратегий поведения в зависимости от ситуации взаимодействия с сверстником и взрослым, стремлении следовать требованиям и оценкам взрослого.
4.Старший возраст – осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения, свободный и конструктивный анализ ситуаций взаимодействия с окружающими людьми, устойчивость гуманного поведения, адекватная нравственная самооценка.
Дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Поэтому, главным я считаю создание условий теплой и сердечной атмосферы в группе. Умение наполнить жизнь маленького ребенка интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными занятиями. В этом случае, малыш чувствует себя окруженным вниманием и заботой, накапливает опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более уверенным и общительным и с удовольствием начинает подражать его действиям. Поэтому, я считаю особенно важным подавать пример детям через свои положительные действия в различных ситуациях, культуру своего поведения и речи. Своим одобрением и примером я поддерживаю стремление детей к положительным поступкам, способствую становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Важным для меня является открытие детям радости общения, познания, ощущения роста собственных возможностей и самостоятельности. Планируя развивающую среду, я стараюсь учитывать все направления программы, интеграции и взаимосвязи образовательных областей.
Главное, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и радости общения со сверстниками и взрослыми. Как средство воспитания основ гуманности у детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей и, в воображаемом плане, подчиняясь правилам ролевой игры, усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. В данном случае рассмотрим игру как средство воспитания основ гуманности у детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромные резервные возможности в ее становлении:
1.Тематика, сюжет игры, наполненные нравственным содержанием способствуют привлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам, развитию интереса к сфере взаимоотношений людей и их социальному поведению, побуждают детей к анализу и социальной действительности и выделению в ней гуманистических ценностей.
2.Роль в игре позволяет ребенку в рамках заданного содержания моделировать социальную действительность – сферу взаимоотношений людей друг с другом, выстраивать в игровом поведении и отношениях различные модели гуманного поведения и отношений, осуществлять отбор средств, действий, которые бы выражали гуманное отношение.
3. Правила игры, вытекающие из нравственного ее содержания, позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений в игре, апробировать в игровой ситуации разные варианты поведения сообразно таким правилам.
4.Игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя: ориентации в его поведении, эмоциональных состояниях, настроениях, поступках; особенности реагирования на инициирующие действия ребенка, осваивать опыт продуктивной коммуникации сообразно гуманистическим правилам и ценностям.
5.Рефлексия игрового опыта, осуществляемая на завершающем этапе игры, позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки в игре с ожиданиями партнера, его состояниями, достижениями, а так же с правилами и требованиями к гуманному поведению.
Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительные и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тональности, которые служат ребенку в качестве эталонов. Дошкольники охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, преимущественно передающие реальные ситуации, в таких сюжетно – ролевых играх, как «Больница», «Парикмахерская», «Семья» и др. Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя, который побуждает доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, как угостить, как обрадовать, как помочь и т. д. Для овладения сюжетно-ролевой игрой дети должны научиться последовательно восходить с уровня узнавания к уровню выполнения под руководством наставника, а затем к уровню самостоятельности и творческого выполнения.
Руководство игрой воспитанников, направленное на развитие элементарных проявлений гуманности, осуществляю, используя авторскую технологию Крыловой Н. М. включающей в себя следующие:
- этап подготовки к игре (педагог – «артист», ребенок – «очарованный зритель»),
- этап обучения игре (педагог и ребенок «вкусные собеседники», открывающие игру как интересную увлекательную деятельность),
- этап развития игры как самостоятельной деятельности и формы воспитания и самовыражения воспитанника (педагог – «дирижер», дети – «исполнители»),
- этап развития игры как творчества ребенка формы проявления индивидуальности (ребенок - «артист», педагог - «очарованный зритель»).
На каждом этапе содержание руководства игрой, предлагаемое автором Крыловой Н. М. использовалось и обогащалось материалом, необходимым для решения задач воспитания гуманности. Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, важно видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания гуманных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами квест-игры"
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами квест-игры....
Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...
Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."
Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....
Консультация для педагогов по теме «Гендерная социализация детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"
Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Нравственные качества нельзя вᴏспитать, тᴏлькᴏ разъяснениями ребенку, чтᴏ такое хᴏрᴏшᴏ, а чтᴏ такое плᴏхᴏ, мᴏжнᴏ обучить егᴏ быть дᴏбрым, справедливым, порядᴏчным, ᴏтветственным, честным, добросовестн...