Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» в подготовительной к школе группе на тему «Чудесные превращения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект открытого занятия с использованием презентации, опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chudesnye_prevrashcheniya.docx | 23.21 КБ |
презентация к занятию | 1.89 МБ |
гимнастика | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ОО «Познание»
в подготовительной к школе группе
на тему «Чудесные превращения»
Подготовил:
Воспитатель
МДОУ ЦРР – д/с №15
Фирстова В.В.
Маркс
2013 г.
Цель. Развивать познавательный интерес детей к неживой природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, подтверждать гипотезу – экспериментом.
Задачи:
ОО «Познание»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и агрегатных состояниях воды.
Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный). Сформировать представление о свойствах магнита.
Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
ОО «Социализация»
Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Нацелить детей на поисковую деятельность в детском саду.
ОО «Здоровье»
При помощи кинезиологических упражнений улучшить мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий головного мозга, повысить устойчивость внимания.
Продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью.
ОО «Коммуникация»
Способствовать развитию слухового восприятия.
Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.
Материал и оборудование:
- Презентация «Герои сказок», «Физкультминутка», «Гимнастика».
- Для экспериментов: Два стакана, лед, чехол на стакан;
термос с горячей водой, зеркало; коробка с камнем и загадкой, камни (речные и морские) по количеству детей, мнемотаблица для классификации, лупы;
магниты по количеству детей, скрепки металлические, игла, емкость с водой, компас.
Ход НОД.
В группе созданы три зоны для проведения экспериментов.
-Ребята, вчера я в автобусе услышала спор двух мальчиков. Один из них говорил, что превращения возможны только в сказках или в цирке, как фокусы и в жизни они не нужны. А второй был убежден, что превращения в жизни происходят постоянно и могут быть очень полезны. Мне надо было выходить, и я не узнала, чем же окончился их разговор. И решила с вами обсудить эту проблему. Так как вы думаете, встречаются ли в нашей жизни превращения или это только в сказках и в кино, цирке? (Предположения детей)
Вот видите, мнения разделились, значит, чтобы ответить на этот вопрос нам надо самим совершить превращения, которые смогут помочь нам или научат новому. Проведение превращений по - научному называется опыт или эксперимент. И я пригласила экспертов по превращениям – это герои сказок.
Догадайтесь, кто первый гость – (Презентация) отгадайте загадку:
Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Ведь она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто - то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная
.......... (КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ)
Правильно, это снежная королева. Вот ее задание. Наша гостья считает, что только она может совершать превращения с водой. А мы попробуем это опровергнуть.
Первое задание – объясните для чего зимой мы носим варежки? ( ответы детей)
Большинство считаете, что варежки греют руки. Давайте проверим опытным путем.
Эксперимент 1
Я беру два стакана, на один стакан одеваю варежку. Теперь в оба стакана кладу по кусочку льда. Что произойдет со льдом в комнате? Правильно, он растает, другими словами твердый лед превратится в жидкую воду. А вот в каком стакане это произойдет быстрее – ваши предположения? (ответы детей). Для достижения результата, должно пройти время. А мы пока ответим на второй вопрос.
Второе задание.
Почему зимой на стеклах появляется вода? (Ответы детей)
Эксперимент 2
Проведение опытов требует внимания и соблюдения техники безопасности. Внимание! В этом опыте используется горячая вода, поэтому коллеги, пожалуйста, сделайте шаг от стола и не подходите близко к термосу.
В термосе горячая вода – я его открываю и подношу к нему холодное, сухое стекло, что происходит на стекле? (ответы детей). Откуда появились капельки воды? Капли воды при большой температуре превращаются в пар, то есть жидкая вода становится легким газом. А когда на пути пара появляется холодное стекло, он остывает и превращается опять в воду. Так как же появляется вода на нашем окне? (ответы детей). А кто теперь объяснит появление узоров на окне? Верно, вода на стекле замораживаясь превращается в лед.
Проверим, что же изменилось в наших стаканах. Где лед растаял быстрее? Почему? Подвожу детей к решению, что варежка помогает сохранить температуру предмета, а не согревает его. Поэтому, чтобы зимой не мерзли руки, надо сразу надевать варежки, не давая нашему теплу уйти .
Веселый Снеговик приглашает вас на разминку.
Физкультминутка.(приложение 2)
Вторая наша гостья - Хозяйка медной горы. Она спрятала в группе коробку с заданием- коробка зеленого цвета и перевязана лентой.
Дети ищут коробку, находят на коробке загадка
«В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким в ладошке лежать,
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Что же это? (камень)»
Отрываем коробку – правильно.
А теперь задание от Хозяйки медной горы. Она считает, что только она знает о камнях все. Давайте докажем ей, что и у нас есть такие знания. Пройдите за столы и необходимо составить описание вашего камня по таблице.
В данной таблице указаны, какие свойства камня вы должны описать (Цвет, форма, величина, шершавый или гладкий, холодный или теплый). Вызываю по очереди 3-4 детей. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.(Дети рассматривают все свои камни)
Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.
А как вы думаете, можно ли нагреть холодный камень? Как это можно сделать? (Ответы детей)
Эксперимент 3
Давайте попробуем нагреть его дыханием – вдох через нос и выдох на камень ( 4 раза). Получилось? Попробуем его потереть в ладонях, что происходит? Правильно камень становится теплее, он забирает наше тепло. В жаркие дни камни нагреваются на солнце, и потом может отдать это тепло нам. Но долго сидеть на камне нельзя почему? (ответы детей).
И главный вопрос, скажите, ребята, чем отличаются морские камни от речных? И как вы догадались? (ответы детей)
Эксперимент 4
Какие превращения произошли с камнями в реке и в море? Речные камни - шершавые, неровные с острыми углами. А морские камни – гладкие, округлые. Возьмите камешек в руки – представьте, что вы море и перекатываете камни и песок – (перекатываем камни в ладонях – вперед и назад и произносим звук ШШШШ). Камешки трутся друг о дружку и постепенно становятся такими гладкими. А теперь положите камешек на стол и катите его как река (катим прямым движением со звуком ССС). Вот так два камешка попав в реку или в море, превращаются в разные по виду камешки.
Кинезиологическая гимнастика.(приложение)
Третий наши гости это два друга Винтик и Шпунтик из Цветочного города.
Вот их загадка.
Это жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет.
Прилипанием страдает. (Магнит)
Скажите, что делает магнит? Правильно притягивает железные предметы. А как вы думаете .чем магниты отличаются друг от друга? (Ответы детей) А как можно определить какой магнит сильный, а какой слабый? (Ответы детей) Вот наши мастера предлагают вам самостоятельно определить, чей магнит сильнее. Подвожу детей предположению, что чем больше притянет предметов, тем магнит сильнее. Проведем опыт и узнаем, чей магнит сильнее.
Эксперимент 5
Держим магнит в руке и прикрепляем к нему скрепки, одну за другой – у кого получится самая длинная цепочка, тот магнит и сильнее. Дети выполняют задание и считают, сколько скрепок в их цепочке.
Молодцы, еще один вопрос, а вы можете превратить металлический предмет в магнит? (ответы детей).
Конечно можете, если приложить скрепку к магниту. А потом эту скрепку приложить к другой скрепке – то первая будет и сама магнитом – притянет вторую скрепку.
Где мы используем полезные свойства магнита? (Ответы детей)
Эксперимент 6
Я хочу вам показать еще оно превращение. Как вы думаете, если иголку опустить в воду, что произойдет? (ответы детей). Проверим. Этот опыт требует осторожности, поэтому ребята, встаньте вокруг стола, не касаясь его.
Я беру иголку, намагничиваю ее, затем кладу в масло. Потом беру емкость с водой и осторожно опускаю иголку на поверхность воды, что происходит? Да иголка лежит на поверхности, но сейчас это не просто игла, она нам указывает, где север. Я превратила иглу в компас. Вот компас и был изобретен. Поверим с помощью настоящего компаса. Все верно.
Как вы думаете, а всегда ли магнит полезен? (ответы детей). Если поднести магнит к компасу, то компас перестанет точно работать, магнит нельзя прикладывать к дискам, сотовым телефонам, экрану компьютера, телевизора – это создает помехи и портит эти приборы. А еще ученые доказали, что сильные магниты плохо влияют на кровь человека, так как в ее составе железо.
Ребята, давайте ответим на вопрос, который я вам задала в начале нашей беседы - встречаются ли в нашей жизни превращения или это только в сказках и в кино, цирке?
(ответы детей)
Да вы правы – превращения бывают и в реальной жизни. Что нового вы узнали сегодня? А какие эксперименты вам сегодня было интересно проводить? Какое задание было для вас трудным?
Литература:
- Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
- Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
- А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
- Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет», Волгоград , 2009 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый гость Эта женщина прекрасна, Красота её опасна. Может взглядом погубить, Сердце в миг оледенить. Ведь она полна коварства, В ледяное её царство, Если кто - то попадёт, То, пожалуй, пропадёт. Кто эта красавица, Что коварством славится? Властная, мятежная
Второй гость
Классификация камня Цвет Форма Величина Характер поверхности Температура.
Море
Река
Третий гость Это жадный предмет Все железо хватает. Для него нормы нет. Прилипанием страдает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Глазки» Глазки влево, глазки вправо. Вверх и вниз. И все сначала! 10 раз
Язычок Язычок вы покажите, На него вы посмотрите. 10 раз
Ротик Чтобы четче говорить, Рот подвижным должен быть. 10 раз
Домик Мы построим крепкий дом, Жить все будем вместе в нем. 10 раз.
Ладошка С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. 10 раз
Ожерелье Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим. 10 раз
Дыхание Глубоко мы все подышим, Сердце мы свое услышим. 10 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области познания в подготовительной к школе группе "Чудеса Краснодарского края". Составила Губа Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.
Формирование целостной картины мира, о достопримечательностях Кубанского края....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Вкусная и здоровая пища».
Многие дети даже не знают о том, что не всё, что они едят действительно полезно...Данным занятием мы не только поможем им это понять, но и наглядно продеменстрируем в каких пр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему «Тренировка олимпийцев» с использованием квест-технологии
ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взросл...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в Африку»
Закрепление знаний о флоре и фауне Африки....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Профессии».
Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Профессии"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе №8 Тема: «Игра в Форд Боярд»
Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времен года; о сезонных изменениях в природе; умение устанавливать причинно - следственные связи; формиров...