Исследовательская деятельность на занятиях по экологии
консультация (окружающий мир, старшая группа) по теме
Как организовать исследовательскую деятельность, этапы эксперимента, оборудование, простейшие опыты, направления деятельности, литература по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на занятиях по экологии для дошкольников.
Руководя познанием природы и приобретением учащимися различных навыков и умений, педагог применяет разнообразные методы и приёмы. Многие предполагают непосредственное взаимодействие с объектами природы.
К таким методам относятся: наблюдения, эксперимент, труд и игры.
Рассмотрим подробнее организацию исследовательской работы с учащимися начальной школы.
Вся исследовательская деятельность проходит в специально созданных условиях.
В ходе экспериментально - исследовательской деятельности создаются такие ситуации , которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и , анализируя, делает вывод , умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментирование позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на личном опыте.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком различные жидкости…Опасность такой самодеятельности заключается в том, что ребёнок ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент , организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимого их учёта в собственной жизни. Такое сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимое при формировании экологической культуры, достигается при соблюдении определённых условий:
*Контакт между участниками эксперимента, обеспечивающий обмен действиями, информацией;
* Понимание всеми участниками смысла действий , видение конечного результата;
*Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
*Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер которых влияет на конечный результат.
Педагог, при создании условий для исследовательской деятельности, должен наметить для себя определённые цели:
*Демонстрация педагогом образца (эталона ) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение;
* Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное , практическое взаимодействие с ними;
* Ненавязчивое обучение детей приёмам и операциям по уходу за растениями, животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма;
*Косвенное обучение диалогу, вопросно- ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;
* Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно- следственных связей в природе.
Любой эксперимент или наблюдение проходит по определённой схеме:
- сообщение о предстоящей работе,
- выяснение знаний на данную тему (предшествующая беседа),
- рассматривание и выбор оборудования,
- непосредственно деятельность,
- завершение работы,
- уборка рабочего места,
- фиксация эксперимента:
- зарисовка, рассказ об увиденном, беседа…
Как создать и оборудовать лабораторию для проведения исследовательской работы?
1 Прежде всего надо определить место для опытов.
2 Тара для опытов / безопасная/
3 С чем проводить опыты / средства опытов/ - дары природы, семена, перья,
раковины, камни, камни, коллекции хвойных растений, веток, осенних листьев, песка, полезных ископаемых, почв, глин, гербарии, определители флоры и фауны.
4 Оборудование / лупы, микроскопы, пластиковая тара 0.5 ; 1 , 1,5 литра , баночки , сачки…/
Направления исследовательской деятельности :
1 ИЗМЕРЕНИЕ.
- Что можно измерить?
- Средства измерения.
- Единицы измерения температуры.
- Единицы измерения времени.
2 ЗЕМЛЯ И ЕЁ МЕСТО В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ.
- Земля на глобусе.
- Портрет Земли – карта.
- Отчего происходит смена дня и ночи?
- Смена времён года.
3 ВЕЩЕСТВО.
-Из чего всё сделано. Три состояния вещества.
- Жидкость. Свойства воды.
- Газ. Свойства воздуха.
-Твёрдое тело: материалы / керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы/
- Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой/ нагрев, охлаждение, горение, круговорот воды в природе.
4 ДВИЖЕНИЕ.
- Почему предметы движутся?
- Тяготение. Свободное падение.
-Виды движения.
- Простые механизмы.
5 СВЕТ И ЦВЕТ.
- Отражение света. Зеркало.
- Изменение размеров изображения с помощью различных линз. Преломление света.
- Что такое радуга? Смешение цветов.
6 ЗВУК И СЛУХ.
- Источники звука и его распространение.
- Способы восприятия звуков человеком и животными.
7 МАГНЕТИЗМ.
- Магнит и его cв-ва.
-Магнитные cв-ва Земли. Компас.
8 В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.
- Молния. Электрический ток. Виды электричества.
- Проводники и диэлектрики. Электрические приборы.
- Электромагнит. Современные технологии.
- ЧЕЛОВЕК И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир « Детское экспериментирование»
М., 2003г., Педагогическое общество России.
2. С.Николаева «Ознакомление детей с природой»
М., Просвещение, 2000г
3. А.И.Иванова «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в
ДОУ» , М., 2005г., Творческий центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»
Познакомить детей со свойствами воды. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность. Вести в активный словарь детей слова: жидкость, лед, прозрачная, теплая, холодная....
Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»
Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»Программное содержание:Познакомить детей со свойствами воды. Развивать любознательность, мышление, ...
Конспект занятия по экологии с использованием исследовательской технологии «Воздух и вода в жизни человека»
Конспект занятия по экологиис использованием исследовательской технологии«Воздух и вода в жизни человека» ...
Конспект занятия по экологии «Море в опасности» с использованием технологии исследовательской деятельности.
Цель: Учить охранять окружающую среду. Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе....
Конспект опытно-исследовательского занятия по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Водяной в гостях у ребят»
Конспект опытно-исследовательского занятия по экологии для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия по экологии с элементами опытно – исследовательской деятельности «Я-друг природы»» для детей старшей группы «Почемучки».
Обобщить и систематизировать знания детей о воде и воздухе....
Конспект интегрированного занятия по экологии с исследовательской деятельностью и аппликацией в средней группе. «Озеро в опасности»
Конспект интегрированного занятия по экологии с исследовательской деятельностью и аппликацией в средней группе. «Озеро в опасности»Цель: формирование начал экологической к...