Зимушка-зима
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Минкевич Нана Николаевна

Занятие о признаках зимы по ФКЦМ в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimushka-zima.docx166.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках зимы.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
  • Уточнить признаки зимы.
  • Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом,
  • Подбирать однокоренные слова.
  • Упражнять в составлении предложений, рассказов по схеме,
  • Активизировать словарь по данной теме.
  • Обогащать словарь с помощью прилагательных.
  • Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов.
  • Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.
  •  Развивать фантазию, память, внимание.
  • Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

Предварительная работа: беседа о зиме, д / игра «Времена года», отгадывание загадок о зиме, разучивание упражнения «Мы бежим с тобой на лыжах», рассматривание иллюстраций и зиме и зимних забавах, наблюдения и  игры детей на прогулке.

Материал: снежинки, схемы - карточки, мяч;  картинки зимней одежды, обуви, головных уборов, д / игра «Дикие животные»

Словарная работа: активизировать в словаре детей  названия одежды , обуви и головных уборов; упражнять детей в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных.

Методы и приёмы:  загадка о зиме, художественное слово, вопрос - ответ, рисование, логоритмическое упражнение «Снежная баба», составление рассказа по схеме, словесные игры «Скажи ласково», «Кто знает, пусть продолжает», «Доскажи словечко», отгадывание загадок..

Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»

                         Содержание организованной образовательной деятельности:

Дети и воспитатель стоят на коврике кружком.

- Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на  занятии.

                        Кто, угадай-ка.

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки.

Над миром пушинки?

            Дети: Зима.

-Верно, зима. Мы с вами сегодня поговорим о зиме. Зима - чудесное время года. Зимой - чистый воздух, много развлечений. Вы любите это время года?

Дети: Да.

-Уверена, что зима принесла вам много радости. Расскажите, что у вас было интересного зимой, чем вы занимались?

Дети: Катались на санках, играли в снежки, лепили из снега, бегали на лыжах.

-Тогда нас ждёт увлекательное путешествие в природу. Но перед тем как отправиться, нам надо собрать с собой тёплые, зимние вещи.                                      

 Дидактическое упражнение: « Кто быстрее соберёт вещи в поход».

Цель: классификация предметов одежды.

 Воспитатель раскладывает на столе карточки с одеждой, обувью и головными уборами.

Воспитатель: Вещи собраны, можно отправляться в поход.              

     Упражнение « Мы бежим с тобой на лыжах.                                

   Цель: координация речи с движением.

Мы бежим с тобой на лыжах!               Дети « скользя» шагают (ходят на лыжах).
Снег холодный лыжи лижет.                Скользя, делают поочерёдно ногами полукруг.
А потом на коньках,                                        бегут на коньках

Но упали мы. Ах!                                            Приседают.

А потом снежки лепили.                              Показывают, как лепят снежки

А потом без сил упали.                                Падают.

Но на место мы попали.                               Бегут по кругу.

(Упражнение выполняют вокруг столов с возвращением на свои места).

-Мы оказались в зимнем лесу. Какая красота кругом! Мороз  так и щиплет нос. Зима - самое холодное время года.   В лесу тишина. Никого не видно, необходимо взять « бинокли». Никого. Все звери спрятались от мороза в свои теплые жилища.

-Ребята, а вы знаете, где зимой прячется от морозов белка?                    

 Дети: В дупле.                                                                    

 -Медведь?                                                              

Дети: В берлоге.                                                        

-Ёж?                                                                    

Дети: В норе.                                                                

-Лиса?                                                                  

 Дети: В норе.                                                                

-Волк?                                                                  

 Дети: В логове.

-Молодцы! А где же спрятаться от холода и ветра человеку?

Дети: В доме.

        - Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", « Береги нос в  большой мороз"?

      Ответы детей.
- А какие зимние месяцы вы знаете?

- А какие изменения происходят в природе зимой?   (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

 Игра «Придумай слово».

Цель: упражнять в образовании  родственных слов.

1-я групп подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

2-я группа подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

Рассказ воспитателя  «Гостья зима»                                                              

 «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.    Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».                                                                                                                

Цель: развивать  связную  речь.

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:                                                                       - Кто пришел к нам в гости?                                                                                                            - Какое время года было до этого?                                                                                          - Чем зима накрыла землю?                                                                                                                        - Какие подарки принесла зима?                                                                                           - Для чего людям нужны эти подарки?                                                                                          - Что такое зимние забавы?

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.                                          Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.                                                                 По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.                                                                   И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.                                                                           На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.                                                                  И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.                                                                 Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

        Игра с мячом: «Какая?»                                                                                                          Цель: упражнять в подборе однородных определений к слову зима:                                             холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д. 

-Хорошо, молодцы. А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, на звук  С. Кто слово называет, тот садится на стульчик {снег, санки, снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад).

-Вы придумали много зимних слов. Скажите, пожалуйста, какая она, зима?
Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая.

-Молодцы. А теперь придумаем предложения о зиме. Каждое предложение начинается со слова «зимой» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Зимой редко светит солнце». (Приготовить картинки- схемы для подсказки в случае затруднения).

Дети: «Зимой много снега».

«Зимой очень холодно».

«Зимой замерзают речки».

«Зимой дети и взрослые одеваются тепло».

«Зимой спит в берлоге медведь».

«Зимой деревья спят под снежными шубами».

-Молодцы, ребята. А еще  зима-  время веселых детских игр и забав. Какие зимние забавы вы знаете?

Дети: снежки, катание на санках, катание на коньках, на лыжах, на сноуборде,  игра в хоккей. Можно лепить снежную бабу, когда тепло.

- А поиграть хотите? П /игру  «Снежная баба».

Сегодня из снежного                                 идут по кругу, катят перед собой

мокрого кома                     воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили у дома           «рисуют» руками в воздухе три круга,

              начиная с маленького.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет,                                  грозят указательным пальцем сначала правой

никто не пройдет.                руки, потом - левой.

Знакома она уже всей детворе             идут по кругу, взявшись за руки.

А Жучка все лает:                                     говорит ребёнок, сидящий в центре круга

«чужой во дворе!»

-А сейчас поиграем с мячом. Игра «Скажи ласково».

Цель: упражнять детей в умении образовывать ласковые слова.

Снег- снежок, ветер-…, мороз-…,  сугроб -…, холод -…, лёд -…, снежинка -…., зима -…, метель -…. (Дети садятся на стульчики).

-Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом Д  /игра  «Доскажи словечко».

Цель: учить детей подбирать слова по смыслу и по содержанию.

Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)

 С неба всё скользят пушинки-

Серебристые... (снежинки.)

На поселки, на лужок

Всё снижается ... (снежок.)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее… (снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик.)

Рядом снежная фигурка-

Эта девочка-... (снегурка.)

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой... (снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег.)

- Ребята, посмотрите, сколько картинок - схем накопилось у нас, пока мы разговаривали о зиме. Кто хочет рассказать об этом удивительном времени года?

        Дети рассказывают о зиме, используя  схемы.

              «Снежок - загадка» отгадывание загадок.

               Цель: упражнять детей в отгадывании загадок.

                                                             

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.                                                                                                               Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,                                                                                               В дождь - лежим, в снег - бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой?                                                                                                            Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)

 Итог занятия                                                                                                                   - Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?                                                                          - Что мы делали?                                                                                                                             - Что Вам понравилось?    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...