Зимушка-зима
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие о признаках зимы по ФКЦМ в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimushka-zima.docx | 166.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках зимы.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
- Уточнить признаки зимы.
- Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом,
- Подбирать однокоренные слова.
- Упражнять в составлении предложений, рассказов по схеме,
- Активизировать словарь по данной теме.
- Обогащать словарь с помощью прилагательных.
- Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов.
- Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.
- Развивать фантазию, память, внимание.
- Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Предварительная работа: беседа о зиме, д / игра «Времена года», отгадывание загадок о зиме, разучивание упражнения «Мы бежим с тобой на лыжах», рассматривание иллюстраций и зиме и зимних забавах, наблюдения и игры детей на прогулке.
Материал: снежинки, схемы - карточки, мяч; картинки зимней одежды, обуви, головных уборов, д / игра «Дикие животные»
Словарная работа: активизировать в словаре детей названия одежды , обуви и головных уборов; упражнять детей в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных.
Методы и приёмы: загадка о зиме, художественное слово, вопрос - ответ, рисование, логоритмическое упражнение «Снежная баба», составление рассказа по схеме, словесные игры «Скажи ласково», «Кто знает, пусть продолжает», «Доскажи словечко», отгадывание загадок..
Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»
Содержание организованной образовательной деятельности:
Дети и воспитатель стоят на коврике кружком.
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на занятии.
Кто, угадай-ка.
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки.
Дети: Зима.
-Верно, зима. Мы с вами сегодня поговорим о зиме. Зима - чудесное время года. Зимой - чистый воздух, много развлечений. Вы любите это время года?
Дети: Да.
-Уверена, что зима принесла вам много радости. Расскажите, что у вас было интересного зимой, чем вы занимались?
Дети: Катались на санках, играли в снежки, лепили из снега, бегали на лыжах.
-Тогда нас ждёт увлекательное путешествие в природу. Но перед тем как отправиться, нам надо собрать с собой тёплые, зимние вещи.
Дидактическое упражнение: « Кто быстрее соберёт вещи в поход».
Цель: классификация предметов одежды.
Воспитатель раскладывает на столе карточки с одеждой, обувью и головными уборами.
Воспитатель: Вещи собраны, можно отправляться в поход.
Упражнение « Мы бежим с тобой на лыжах.
Цель: координация речи с движением.
Мы бежим с тобой на лыжах! Дети « скользя» шагают (ходят на лыжах).
Снег холодный лыжи лижет. Скользя, делают поочерёдно ногами полукруг.
А потом на коньках, бегут на коньках
Но упали мы. Ах! Приседают.
А потом снежки лепили. Показывают, как лепят снежки
А потом без сил упали. Падают.
Но на место мы попали. Бегут по кругу.
(Упражнение выполняют вокруг столов с возвращением на свои места).
-Мы оказались в зимнем лесу. Какая красота кругом! Мороз так и щиплет нос. Зима - самое холодное время года. В лесу тишина. Никого не видно, необходимо взять « бинокли». Никого. Все звери спрятались от мороза в свои теплые жилища.
-Ребята, а вы знаете, где зимой прячется от морозов белка?
Дети: В дупле.
-Медведь?
Дети: В берлоге.
-Ёж?
Дети: В норе.
-Лиса?
Дети: В норе.
-Волк?
Дети: В логове.
-Молодцы! А где же спрятаться от холода и ветра человеку?
Дети: В доме.
- Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", « Береги нос в большой мороз"?
Ответы детей.
- А какие зимние месяцы вы знаете?
- А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
Игра «Придумай слово».
Цель: упражнять в образовании родственных слов.
1-я групп подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.
2-я группа подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Цель: развивать связную речь.
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
Игра с мячом: «Какая?» Цель: упражнять в подборе однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
-Хорошо, молодцы. А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, на звук С. Кто слово называет, тот садится на стульчик {снег, санки, снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад).
-Вы придумали много зимних слов. Скажите, пожалуйста, какая она, зима?
Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая.
-Молодцы. А теперь придумаем предложения о зиме. Каждое предложение начинается со слова «зимой» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Зимой редко светит солнце». (Приготовить картинки- схемы для подсказки в случае затруднения).
Дети: «Зимой много снега».
«Зимой очень холодно».
«Зимой замерзают речки».
«Зимой дети и взрослые одеваются тепло».
«Зимой спит в берлоге медведь».
«Зимой деревья спят под снежными шубами».
-Молодцы, ребята. А еще зима- время веселых детских игр и забав. Какие зимние забавы вы знаете?
Дети: снежки, катание на санках, катание на коньках, на лыжах, на сноуборде, игра в хоккей. Можно лепить снежную бабу, когда тепло.
- А поиграть хотите? П /игру «Снежная баба».
Сегодня из снежного идут по кругу, катят перед собой
мокрого кома воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили у дома «рисуют» руками в воздухе три круга,
начиная с маленького.
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, грозят указательным пальцем сначала правой
никто не пройдет. руки, потом - левой.
Знакома она уже всей детворе идут по кругу, взявшись за руки.
А Жучка все лает: говорит ребёнок, сидящий в центре круга
«чужой во дворе!»
-А сейчас поиграем с мячом. Игра «Скажи ласково».
Цель: упражнять детей в умении образовывать ласковые слова.
Снег- снежок, ветер-…, мороз-…, сугроб -…, холод -…, лёд -…, снежинка -…., зима -…, метель -…. (Дети садятся на стульчики).
-Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом Д /игра «Доскажи словечко».
Цель: учить детей подбирать слова по смыслу и по содержанию.
Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые... (снежинки.)
На поселки, на лужок
Всё снижается ... (снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее… (снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка-... (снегурка.)
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой... (снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (снег.)
- Ребята, посмотрите, сколько картинок - схем накопилось у нас, пока мы разговаривали о зиме. Кто хочет рассказать об этом удивительном времени года?
Дети рассказывают о зиме, используя схемы.
«Снежок - загадка» отгадывание загадок.
Цель: упражнять детей в отгадывании загадок.
Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Мы - проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... (Снежинки)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)
Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии? - Что мы делали? - Что Вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...