Конспект НОД "Модели вокруг нас" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

НОД по экологии с использованием разнообразных пространственных и графических моделей (подготовительная группа). Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его любознательность, совершенствует ориентировочную деятельность, формирует практические действия и оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_modeli.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Модели вокруг нас» (подготовительная группа)

                                                                                                              Составила

                                                                                                              воспитатель

                                                                                                              первой категории

                                                                                                              Тумашик

                                                                                                              Татьяна Викторовна

г. Волжский - 2013

НОД «Модели вокруг нас»

(подготовительная группа)

Программное содержание: Продолжать закреплять знания детей о многообразии свойств объектов и явлений природы, систематизировать знания о ней. Уточнить представления детей о признаках живого. Развивать умение сравнивать живой и неживой объекты природы, находить существенные признаки их различия, доказывать свое мнение. Закреплять умение выделять существенные и общие признаки, позволяющие формировать обобщенные понятия. Формировать умение анализировать и использовать модели при ориентировке в пространстве. Учить детей овладевать умением придумывать разнообразные графические модели и использовать их в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Учить детей делать выводы. Развивать наглядно-образное и логическое мышление. Развивать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать доказательную речь. Закреплять умение мыслить системно, творчески. Развивать воображение и фантазию.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Живое – неживое», «Птицы и насекомые», «Животные и рыбы». Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Наблюдения и эксперименты. Загадывание и придумывание загадок. Заучивание стихов. Придумывание моделей.

Ход НОД:

Круг радости «Улыбка» (эмоциональный настрой)

       Дети сидят на ковре по-турецки, в кругу.

Восп: Ребята, какой сегодня хороший день. У меня с утра хорошее настроение и я хочу поделиться с вами. Давайте подарим друг другу улыбки.

       (поворачиваясь, друг к другу, дети улыбаются).

Восп: Ну что, какое у вас настроение? (ответы детей) Ой, посмотрите, что это?

       В группу влетает воздушный шар, к ниточке привязана графическая схема группы. Дети рассматривают схему.

Восп: Вам это ничего не напоминает? (ответы: это план, карта, модель нашей группы) Давайте, определим, куда нам следует двигаться? (ответы: это место обозначено крестиком, но по пути есть остановки, они обозначены цифрами).

       Воспитатель предлагает разделиться на пары с помощью ленточек, у каждой пары будет свой план пути, по которому они поведут всех детей.

Восп: Идем к первой цифре. (Дети идут, ориентируясь по карте. Подходят к магнитной доске, возле нее на стуле сидит Незнайка (кукла)).

Восп: Остановка «Понимайкино».

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы ведь скоро пойдете в школу? Я тоже. И по такому замечательному поводу, мой друг Знайка приготовил для нас сюрприз, мы сможем его найти, если пройдем все испытания. Он сказал, что задания будут сложными, но интересными. Выполнив их, мы узнаем много интересного и найдем его сюрприз. Ребята, вы мне поможете, а то я один не справлюсь? (ответы детей). А еще, Знайка дал мне вот такие штуки. Что это за картинки? (ответы: модели)

        Незнайка показывает модели живого организма.

Незн: Подскажите, модели чего? (ответы: модели живого организма) Как вы узнали?

        Дети объясняют модели: живые организмы дышат, двигаются, питаются, растут, размножаются.

Незн: Ух, ты! И Я тоже живой организм? Кто еще является живым организмом? (ответы: животные, птицы, насекомые, рыбы, растения и люди).

Эвристическая беседа «Живое – неживое» (дети рассуждают и доказывают свои ответы).

Незн: Почему растения живые, ведь они не ходят и не питаются? Значит и машины, и самолеты тоже живые, они двигаются? Тогда моя любимая игрушка матрешка тоже живая: из одной получается много? Из 1 листа бумаги получается 2, 3, 4, если разрезать ножницами! Губка для посуды, она же, как растение, впитывает воду, значит питается.

Она тоже живая? Смотрите, шарик дышит. Я знаю, он живой! Вот и резинка растет, попробуйте (растягивают резинку). Она живая, живая!

Восп: Правильно, ребята? Давайте сделаем модели неживого. (дети рисуют на карточках)

Незн: Ого! Это вы сами придумали, молодцы! Ну, теперь я все знаю про живое и неживое.

Восп: Продолжим наше путешествие (дети ориентируются по схеме).

Остановка «Знайкино».

Игра «Справочное бюро».

Восп: Ребята, о чем мы с вами говорили на предыдущей остановке? (о признаках живого). Давайте, расскажем Незнайке о том, какие они разные живые организмы.

Незн: Какие же они разные, если все дышат, питаются, растут, размножаются,  двигаются?

Восп: Вот сейчас и увидим. Каждая пара возьмите одну модель (перевернута вниз изображением). Посмотрите, что на ней изображено и быстро подберите к ней подходящие модели.

Незн: Что у вас получилось? (ответы: модели животного, рыбы, птицы, растения и насекомого). Как их много, я теперь их тоже знаю! Спасибо, что рассказали мне о них!

Восп: Ребята, вы помните эту модель? (показывает круг Эйлера). О чем она нам помогает рассказать? Давайте, расскажем о птицах (все птицы – зимующие – оседлые – воробей).

Незн: Вот это да! Я это тоже запомню!

Восп: Идемте к следующей остановке (дети ориентируются по схеме)

Остановка «Отгадайкино».

Логическая задача «Чье яйцо?»

Восп: Незнайка, ты знаешь, откуда появился маленький цветок, а рыбка, а птенчик?

Незн: Наверное, из магазина? Ребята, а вы знаете? (ответы: из семян, из икринок, из яиц)

Восп: Правильно, птицы появляются из яиц. Вот вам загадка, послушайте ребят (дети читают стих).                                Интересно.

                                             Интересно, кто же это

                                             Появился из яйца?

Весь зеленый, непохожий

                                             На обычного птенца.

                                             Мы ему сказали:

                                             - Здравствуй!

      Посмотрели – он … зубастый!

                                            Оказалось, это был

                                            Не птенец, а крокодил!                  (Джанни Родари)

Незн: Как это – крокодил из яйца?

Восп: Ребята, расскажите Незнайке, кто еще появляется из яйца (дети моделями иллюстрируют характерные признаки птицы, крокодила, черепахи, змеи, динозавра).

Незн: Теперь понятно!

Восп: Отправляемся в путь (дети ориентируются по схеме).

Остановка «Отдыхайкино»

Дети делают гимнастику «Азбука телодвижений» (воспитатель показывает модели букв, дети называют животных на эту букву и показывают ее телом).

Незн: Отличная гимнастика, мне понравилась! Идем дальше?

Восп: Конечно! (дети ориентируются по схеме).

Остановка «Фантазийкино»

Дети подходят к столам, на которых лежат кубики с моделями (кожный покров, ноги, ротовой аппарат, особенности, питание), лекала, листы бумаги, фломастеры.

Восп: Давайте, придумаем какое-нибудь фантастическое животное, а помогут нам в этом модели (дети поочереди бросают кубик, соединяют все выпавшие грани. Находят признаки животных, птиц, рыб, насекомых и отталкиваясь от их названий придумывают фантастическому животному название).

Незн: Где же будут жить эти животные? (ответы детей). Нарисуйте мне, пожалуйста, это животное (дети рисуют при помощи лекал).

Рисунки размещаются на выставке.

Проводится самооценка при помощи моделей.

Восп: Я с вами согласна. Вы сегодня все правильно рассказали Незнайке. Ребята, что сегодня мы с вами делали? Что нового узнал Незнайка?

Незн: Да, ребята, я понял, как много могут рассказать модели. Теперь я много интересного расскажу своим друзьям в Цветочном городе. Вы мне очень помогли.

Восп: Я думаю, вы готовы идти в школу. Мы выполнили все задания Знайки.

Незн: Ребята, вы ничего не забыли? Нам надо закончить наше путешествие. Давайте, я попробую ориентироваться по карте. Вы мне поможете? (ответ) Дети подходят к последнему пункту, где находится сюрприз от Знайки. (новая настольная игра и набор животных)

Дети и Незнайка рассматривают подарки, разбираются в правилах игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии -подготовительная группа-по теме: Вода вокруг нас.Круговорот воды в природе.

Познакомить детей с путешествием воды в природе,т.е. рассказать,что капельки дождя движутся по кругу....

Конспект факультативного занятия в подготовительной группе «Путешествие вокруг света».

Сценарий  факультативного занятия  в подготовительной группе  «Путешествие вокруг света»....

Конспект НОД "Мир вокруг нас" Подготовительная группа

Конспект НОД "Мир вокруг нас"Подготовительная группа...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Путешествие вокруг света"

Цель: обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире.Задачи:Образовательные:-продолжать формировать у детей понятие о целостной картине мира, расширять ...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по ФЭМП. "За 30 минут вокруг земного шара"

Цель: Обобщение и закрепление знаний и умений и навыков детей в области ФЭМП.Задачи:Обучающие задачи:Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.Уп...