Конспект занятия "Золотая хохлома" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста с хохломской росписью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_khokhloma.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме). Здравствуйте, дорогие дети. Меня зовут бабушка Музеиха. А почему меня так называют, я вам сейчас расскажу. В своей просторной избе собрала я настоящий музей. Проходите, дорогие гости, полюбуйтесь-ка на эту красоту.
(Дети проходят в группу, оформленную под музей хохломских изделий).
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом. А у вас дома есть изделия с такими узорами?
(Предполагаемые ответы детей)
А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской.
Говорят, что в тех местах жил давным - давно мужичок умелец. Варил он себе кашу, да птицам давал поклевать. Прилетела как-то жар – птица и стала из его миски клевать. Задела она миску золотым крылом, и стала чашка золотой. Это сказка. А на самом деле изготавливают посуду так: Вырезанный из дерева предмет вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и олифой. Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. А тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой.
(Дети подходят к предметам, берут, рассматривают).
Воспитатель: Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне суздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
(Воспитатель предлагает детям взять любое из понравившихся им изделий и внимательно рассмотреть).
Воспитатель: Какие цвета использовал художник?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, есть красный, чёрный. Встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? Какие элементы художники включают в свои узоры?
(Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: В узорах есть разные ягоды, листья, декоративные цветы, но чаще всего встречается элемент «травка». Травка лёгкая, похожая на завитки с острыми кончиками (как осока на ветру). Травка занимает почти всю поверхность изделия. Из травки художники составляют самые разные композиции. Травка заполняет всё пространство между ягодами, листьями и цветами. Из травинок даже составляют изображения рыбок и птиц. Иногда из - под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. Вот листья, похожие на перистых золотых рыбок. Плавают по дну чаши среди цветков-завитков и глазастых ягод. А этот жаркий цветок с чёрными и золотыми тычинками-усиками так и хочется назвать бабочкой махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнул ими – и вот-вот улетит.
(Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от увиденного, описать выбранные изделия по предложенному плану):
- Как называется?
- Для чего предназначается?
- Каким узором украшено?
Воспитатель: Скажите, ребята, какое настроение у вас вызывает эта посуда?
(ответы детей)
Воспитатель: А вы хотите научиться рисовать узоры по мотивам хохломской росписи? Вот этим мы и займёмся на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"
Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Детям о войне»
Огромное значение для патриотического воспитания ребенка имеет знание истории страны....
Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.
http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие» Формировать свободное общение с взрослыми и детьми Ввести детей в проблемную ситуацию, ...
Конспект экскурсии для детей старшей группы «Правила дорожные детям знать положено».
В начавшемся году в рамках проекта «Улучшение качества дошкольного образования: Стартуй», 7 сентября прошла экскурсия к проезжей части Ильинского шоссе «Правила дорожные детям з...
Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».
Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле». Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», ...
Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права».
Занятие в форме игры-путешествия по островам (по правам ребенка)...
Конспект НОД для детей старшей группы «Права детей»
Конспект НОД для детей старшей группы «Права детей»...