Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права».
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие в форме игры-путешествия по островам (по правам ребенка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Маленьким детям — большие права»
Конспект занятия для детей старшей группы №5 по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права».
Воспитатели Воробьева Е.Д., Гурьева Е.Г.
Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной
культуры обучающихся дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить начальные правовые знания у детей.
Воспитывать правовую грамотность
Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей
Активизировать словарь по теме.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки.
развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей
Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни
Воспитательные:
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать уважительное отношение друг к другу.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Оборудование: раздаточный материал для оформления «правовых островов».
Предполагаемый результат:
-Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей;
-Владеет терминологией по правовому воспитанию;
- Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы;
- У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше;
-Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами;
-Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов;
-Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.
Содержание организованной деятельности.
В группе плакаты с рисунками ребят, где изображены права детей.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!
- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы:
-На что имеют право и на что не имеют?
-Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.
-А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка».
Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
-Теперь рассмотрим, какие есть у вас права.
-А для этого мы отправимся в путешествие.
-Ребята, смотрите, что я нашла сегодня в почтовом ящике! Теперь у нас есть маршрутный лист!
-Все готовы к приключениям?
Дети: - «Да!».
-Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!
1.Остров: «Право на жизнь здоровое развитие»
- Давайте посмотрим, что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря). И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?
– Верно, ребята! Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь и здоровое развитие.
- Поплыли дальше!
2. Остров: «Право на имя и гражданство»
-А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)
Дети: - «Документ, свидетельство на рождение»
- Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!
- Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?
Дети: Благодаря родителям.
-Правильно!
-Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое.
На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).
Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?
Дети: Паспорт.
-Верно! Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.
- А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.
Ответы детей.
-Смотрим на нашу карту и плывём к следующему острову!
3.Остров: «Право на семью, любовь и понимание со стороны родителей, семьи»
- Что вы видите на этом острове (семейная фотография)?
Ответы детей.
- А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?
Дети: с мамой, с папой.
-Да, с родителями;
- А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?
Дети: Семья.
– в книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!
- ну что ж, плывём дальше!
4.Остров: «Право на дом»
- Что же мы видим на этом, 4-м острове (детский рисунок с изображением дома)?
Ответы детей.
- Молодцы! Дальше в книге ПРАВ РЕБЁНКА написано следующее: «Ребенок имеет право на дом».
-У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
Люди даже сочинили пословицы о доме:
Без хозяина дом - сирота!
В родном доме и стены помогают.
Человек без угла, что птица без крыла.
-да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
На столе лежит книга со сказкой «Заюшкина избушка».
- Ребята, из какой сказки эти герои?
(ответы детей).
-Ребята, посмотрите, кто здесь не прав.
- Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.
- Ребята, давайте немного отдохнём.
- Встаем все врассыпную.
Физкультминутка на песню «Всем на свете нужен дом».
- Смотрим в нашу карту. Плывём дальше?
5.Остров: «Право на образование (обучение)»
- Посмотрите, что вы видите на этом острове (книга, тетрадь, ручки, карандаши)?
Ответы детей
- Молодцы, ребята! Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.
- Кто знает, как называется наша страна?
Ответы детей.
- А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?
Ответы детей (с помощью воспитателя).
- Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше! Что нам говорит наша карта?
6.Остров: «Право на защиту от жестокого обращения»
- Что же мы видим на этом острове?
(Картинка с изображением двух поссорившихся мальчиков)
Ответы детей
- Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КНИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА. В ней говорится о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения».
– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. («Три поросенка», «Золушка»).
- Что хотел сделать волк с поросятами?
- Как обижали Золушку?
Ответы детей
А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.
- Почему?
(ответы детей)
-Плывём к следующему острову!
7. Остров: «Право на бесплатную медицинскую помощь»
– Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи)?
Ответы детей
-В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
( кукла доктор Айболит)
- Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой
(ответы).
Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?
(ответы).
Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
(картинка с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)
-Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.
Пусть дети живут, смеются звонко
Подрастают с каждым днем
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду Я!
8.Остров № “Права сказочных героев”.
- Ребята, помогите мне вспомнить:
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на дом, на неприкосновенность жилища?
( иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, имеет право на бесплатную медицинскую помощь? (иллюстрация из произведения К.И.Чуковского“Айболит”).
В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (картинка с изображением Буратино, продающего азбуку)
- Верно, ребята! Это Буратино, он не воспользовался своим правом на образование
В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)
Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо теперь знаете свои права. Нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с использованием муль...

Конспект интеллектуально-речевого занятия с элементами игрового тренинга по правовому воспитанию для детей старшей группы и их родителей
Цветок Правушка...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»
В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Викторина по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Правовые ситуации»
Викторина по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Правовые ситуации»...

Конспект НОД по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Я имею право!»
Познакомить с правом на сохранение своей индивидуальности....

Конспект ООД по правовому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»
Конспект ООД по правовому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»...

Конспект занятия «В яранге горит огонь» духовно-нравственному воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная ситуация по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе...