Совместно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста. «В готях у осени».
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Купчикова Екатерина Владимировна
  • Формировать обобщённые представления о сезонном изменении в живой и неживой природе.
  • Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gotyakh_u_oseni.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Совместно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста.

«В готях у осени».

Программное содержание:

  • Формировать обобщённые представления о сезонном изменении в живой и неживой природе.
  • Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
  • Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников используя сравнительные эпитеты.
  • Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: рукодельница, лукошко, дупло, муравейник, берлога, полынья.

Материал и пособия:  Коллаж «осень» из природного материала, лечебные травы, овощи-муляжи, муляжи грибов,  костюм «Осень», (взрослый), ворота-арка, картины животных (белка, заяц, лиса, волк), игрушка – уточка, пруд-полынья (бутафорский), костюм Лесовичка (взрослый), аудиозапись с пением птиц (курлыканье журавлей).

Ход занятия:

В группе создана сюжетно-игровая обстановка: боьшая часть группы занята под импровизированный «осенний лес».

-Ребята, какие времена года вы знаете?

-Какое самоё тёплое время года?

-Вспомните, где вы летом отдыхали? (Ответы детей). А помните, как мы с вами отдыхали на лесной полянке? Кто встречал нас там? (Лесовичок).

-Давайте, ребята вспомним, что показывал да рассказывал нам Лесовичок?

(Показывал лечебные травы, рассказывал о лесных правилах).

Молодцы, что не забыли! А знаете, ребята, Лесовичок нас не забыл и прислал нам лечебные травы, чтобы мы не болели (Показывает травы).

-Чего здесь только нет! Можно понюхать (Дети различают травы и называют их: это ромашка, это зверобой, это подорожник…)

-Какие вы, молодцы, хорошо знаете травы. Лесовичок будет доволен вами.

-А чем пахнут эти травы? (Солнышком, дождиком, ветром, летом, смолкой..)

-Да, они росли летом и впитали в себя тепло, сет, влагу и выросли такми полезными и нужными для здоровья людей.

-Давайте, отдадим эти травки  ….., а она нам лечебный напиток приготовит.

А мы потом его будем пить да Лесовичка благодарить, лето вспоминать.

-Да ребята, как хорошо что было лето, а теперьгостит оно где-то…

«И пришла на порог, красками играя,

Чудо-рукодельница, кто она такая?» (Осень золотая).

Воспитатель надевает осенний наряд.

-Здравствуйте ребята, вы узнали меня? (дети называют определения осени: красивая, багряная, золотая, дождливая…)

-Молодцы, много слов мне сказали.

-Ребята, а ещё меня называют Осень-рукодельница, знаете почему? (Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, все деревья нарядила в разноцветные платья, рябинка стоит в красно-багровом платье, как будто брошки из красных ягод ей осень принесла, у берёзки жёлтый сарафан, как будто золотые монетки повесила, а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё время дрожит листвой, боится, скоро придётся с красивым нарядом расстаться).

-Да, ребята, действительно Я Осень-рукодельница!

-А что вы ещё знаете обо мне?

Дети называют пословицы и поговорки.

 Осенью холодно, да сытно.

Лето со снопами, а осень-с пирогами.

Осенью и у кошки пирог.

Осенью и воробей бегает.

Осень – запасиха, а зима – подбериха.

-А почему так говорим? (Осеью поспели вкусные овощи, сладкие ягоды, в садах спелые фрукты, с полей убрали урожай пшеницы и ржи).

-А лес какие дары преподнёс? (Клюкву, бруснику, чернику, много грибов, кедровые шишки)

-Вот возьмём-ка мы лукошко, соберём грибов немножко. (Осень берёт лукошко, а ребята собирают грибы и кладут в лукошко, называя гриб).

-Под сосенкой вырос  маслёнок.

-Под осиной….

-Под пеньком….

-Под елью….

-А ещё…..

-Вот сколько мы грибов нашли! Спасибо ребята!

-А если вы встрете в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать?

Правильно, лучше оставить. На этом месте вырастут новые молоденькие грибочки.

-А мухомор попадётся, что будете делать? (Мимо пройду, это ядовитый гриб, пусть растёт, он красивый)

-Да ребята, мухомором лечатся больные звери.

-Молодцы! А хотелось бы вам в гости к Лесовичку, посмотреть его лесное хозяйство?

-А пойдём мы не обычном шагом……..

-Вход в лес строгий: кто не знает лесных правил, нет ему входа.

Дети называют лесные правила: не шуметь, не пугать птиц, не бросать мусор в лесу, не ломать деревья и кусты, не разжигать костры, не разорять муравейники и т.д.

-Молодцы, думаю, что Лесовичок вас слышит, радуется, что вы так хорошо знаете правила леса.

-Проходите, дети, лес вас ждёт!  (Дети проходят в ворота-арку и оказываются в «осеннем лесу» Дети осматриваются.

-Прислушаемся к голосам осеннего леса (аудиозапись с курлыкантем журавлей.)

-Что за голоса вы слышите?

-Какие птицы, собрались улетать в тёплые края? (Гуси, ласточки, утки).

-Да, собираются они в большие стаи: хлопочут, наедеются, чистят крылья, и улетают.

-Вот, посмотрите, летят уже в голубом небе,спешат успеть до холодов (объёмная каритина-коллаж «Осень»).

-Давайте и мы с ними попращаемся. (До свидания, до встречи весной)

-А вот и хозяин леса-медведь (грустит, что скоро зима, мало жиру накопил, где поудобнее устроить берогу и до весны спать).

-Пойдёмте дальше в лес. (Обращает внимание на ёлочку, на которой белочка).

-А вот белочка-хлопотунья, чем она так занята? (Запасает грибы, орешки, готовит потельку к зиме).

-А здесь тоже звери на поляне собрались (картинки с изображением зверей: лисы, волка). Тихо, ребята, давйте послушаем их разговор, кто как к зиме приготовился.

-Что вы услышали, о чём беседуют волк и лиса? (Ответы детей)

-Не будем им мешать, пусть продолжают разговор (воспитатель обращают внимание на бутафорский муравайник).

-Ребята, почему не видно муравьёв, где же они?(Они закрыли свои ходы и уснули). Пусть спят, а весной примутся за свою работу. Что полезного они делают (Ответы детей). Воспитатель подводит детей к «полынье», в которой плавает уточка.

-Кто здесь притаился? Скоро все речки замёрзнут, морозы будут крепкие. Почему же уточка не улетела со своими подружками? (Ответы детей) Наверное, у неё сломано крылышко, давайте согреем её ласковыми словами (дети называют: уточка-золотушечка, прибауточка….)

От ваших ласковых слов у неё заблестели глазки, чаще забилось сердечко. Давайте, мы её возьмём с собой в группу, а весной отпустим, и она встретится со своими подружками.

-Выходит Лесовичок.

-Ребята, посмотрите, нас встречает Лесовичок.

-Здравствуйте, ребятишки!

Вот мы и встретились с вами. Слышал я, как вы знаете лесные правила, как звери готовятся к зиме, да и сердце у вас доброе, вы так пожалели уточку.

Хочу подарить вам лукошко с угощением.

-Спасибо тебе, Лесовичок, за гостеприимство, за травы лечебные и за вкусное угощение.

Лесовичок: «Ребята, сил, здоровья набирайтесь, а я пошёл, встретимся теперь в зимнем лесу. До свидания!»

-И нам пора возвращаться в детский сад. («Осень» помогает вернуться в сад с помощью волшебства.)

-Вот мы и дома. Сейчас мы будем, пить  целебный напиток из лесных трав, здоровья набираться, Лесовичка благодарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"

Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области  "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме  "Космос" с детьми старшей группы....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с нарушением зрения на тему "Распустились цветы. Проснулись бабочки"

Представленная в конспекте совсместная образовательная деятельность помогает развивать познавательную  активность детей, формировать представлениие об окружающем мире, и в тоже время решает корре...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием исследовательской технологии на тему: «Жили-были овощи»

Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.Воспитывать у детей культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать товарища.Ре...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по физическому развитию "Спортивный досуг к 23 февраля"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по физическому развитию "Спортивный досуг к 23 февраля"...

Планирование воспитательно- образовательной деятельности с детьми старшего возраста по теме недели "Осень золотая"

Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы).  ...