Конспект по формированию экологических представлений детей 5-6 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Булгакова Елена Александровна

На этом занятии дети знакомятся со свойствами воздуха с помощью несложных экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Востровский детский сад» Волчихинского района Алтайского края.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по ознакомлению с окружающим миром

 с использованием экспериментирования

 в старшей группе

Тема:«НЕВИДИМЫЙ ДРУГ».

                                                                      Составитель: Булгакова

                                                                         Елена Александровна, воспитатель

                                                                          МКДОУ «Востровский детский сад»

2013 год.

Цель: Формирование у детей знаний о воздухе на базе элементарных естественно - научных представлений, опытнической практики.

Задачи:

Дидактические: Знакомить с природными особенностями человека, в доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывать об основных биологических системах человека, работе организма.

Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.

Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.

Развивающие:Развивать у детей положительное отношение к живой природе.Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение.

Воспитательные:Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе.

Предварительная работа:  Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое – неживое». Беседы из цикла «Земля – наш общий дом». Чтение познавательной литературы, знакомство с глобусом, изготовление с детьми корабликов.

Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, картонная коробка, сухие листья, воздушный шар, таз с водой, одноразовые стаканы, салфетки, модели парусников. 

Ход занятия.

Дети входят в лабораторию.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Ребята, а вы знаете, что у нас не обычная лаборатория, а ВОЛШЕБНАЯ!  Хотите убедиться? Тогда я предлагаю вам на минутку крепко-крепко закрыть глазки и не подглядывать. Вас ждёт сюрприз. (Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза.

Воспитатель превращается в доброго волшебника, приносит с собой глобус)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я – добрый волшебник, а вы будете моими помощниками. Согласны? И мы вместе с вами покажем нашим гостям разные чудеса.

Воспитатель: Посмотрите, что я вам принёс.

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель нашей планеты земля.

Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего.

Воспитатель: Что обозначает синий цвет на глобусе?

Дети: Моря, реки, озёра, океаны.

Воспитатель:  Кто живёт в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины…

Воспитатель: Скажите, а где живут люди?

Дети: На земле, на суше.

Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу открыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём на дне очень большого океана. Только нас окружает не вода, а что – то другое. Послушайте загадку.

 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

- Как вы думаете, что это за невидимка?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух. А океан, который нас окружает, называется «ВОЗДУШНЫЙ». Повторите, пожалуйста, за мной «Воздушный».

-Ребята, а нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте убедимся, что нам нужен воздух. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?

Дети:  Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.

Воспитатель: Правильно. Обычный человек может задержать дыхание на 2 минуты, а опытные ныряльщики могут не дышать 5 минут – не больше.

 Кому ещё нужен воздух?

Дети: Животным, растениям, деревьям…(называют объекты живой природы)

Воспитатель: А кому воздух не нужен?

Дети: Камни, вода, горы, песок, солнце…(называют объекты неживой природы)

Воспитатель: Правильно, воздух нужен для объектов живой природы, и совсем не нужен объектам неживой природы.

Игра на внимание «Живое – неживое»

Воспитатель:   Давайте поиграем.

Правила игры такие: воздух нужен – подняли руки вверх, не нужен  - спрятали за спину.  (Птицы,  камни, заяц, песок, гора, дерево, цветок, вода, железо и т.д.)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?  (Нет, не видим, он невидимый)

Поиграем? Давайте попробуем поймать воздух ладонями. Получается? Как вы думаете, почему?

Дети: Не получается. Он везде, но поймать его нельзя.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

Опыт «Что в пакете»

Воспитатель:  Возьмите мешочки. (Раздаёт пустые полиэтиленовые пакеты). Посмотрите, что там?

Дети: Там ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки. (Дети закручивают мешочки). Что внутри мешочков? Вы что-нибудь видите? (Нет).  Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?

 (В пакете воздух, но он невидимый, прозрачный, бесцветный)

А теперь давайте откроем пакеты. Что произошло? Почему пакет перестал быть упругим?  (в пакете был воздух, а когда его открыли, воздух вышел, и пакет перестал быть упругим).

Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?  (Нет, он невидимый). Правильно, воздух прозрачный, лёгкий, бесцветный, он – невидим.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я ещё вам принёс. (Это шарики). Правильно, а ещё их называют «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ».  Как вы думаете почему? Что находится у них внутри?  (Воздух). Молодцы. Ребята, давайте сделаем красивый круг, мы превращаемся в воздушные шары.

Пальчиковая гимнастика « шары» (музыкальная).

Опыт «Сухой из воды»

Цель:  Определить, что воздух занимает место.

Оборудование: Ёмкость с водой, стаканы, с прикреплённой на дно салфеткой.

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку?  (Опускают стаканы в воду) Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.

Воспитатель: Ребята, а ещё, я хочу загадать вам  загадку. Попробуйте отгадать.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток он сбивает,

Сосны с корнем вырывает

Так порою, он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

(ветер)

Правильно, это – ветер. Давайте разберёмся, что же такое – ветер. Как вы думаете? А мы сейчас проверим.

Опыт.

Цель: определить, как движется воздух.

Ход опыта: Взять коробку, положить туда сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить воздух прямо в коробку. Сначала медленно, потом быстрее.

Вывод: Воздух, из воздушного шара, попадая в коробку, с силой поднимает сухие листья. Мы увидели, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит свойство воздуха – его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остаётся невидимым. Ребята, а каким бывает ветер?

(Ветер бывает ласковым, лёгким, тёплым, освежающим, порывистым, сильным, холодным, ураганным и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите свои парусники, которые мы сделали в группе, и опустите их на воду. Мы превращаемся в ветерки.  (Сначала мы будем ласковыми, лёгкими ветерками.  Как мы будем дуть на парусники? Потихоньку. Затем превращаемся в сильный, ураганный ветер. Набираем воздуха побольше и дуем на парусник с силой).

Опыт «Ветер по морю гуляет»

Цель: Дети выясняют, почему плывёт парусник, что его толкает; (ветерок) Откуда берётся ветер-воздух; (мы его выдыхаем) выясняют, что ветер бывает разной силы, что сильный ветер называется – ураган, он может быть очень опасным и наделать много беды.

Затем проводятся соревнования «Чей парусник быстрее доплывёт до другого края».

Воспитатель: Итак. Ребята, с каким океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С «Воздушным».

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали, что нас окружает - ?  (воздух).

Что воздух – лёгкий, прозрачный, невидимый. А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать). Ещё мы узнали, что воздух занимает место, что ветер – это движение воздуха.

  Ребята, что вам особенно понравилось на нашем занятии?

Если всё понравилось – возьмите из волшебного сундучка солнышко, а если что-то не понравилось – тучку.

  До свидания, юные исследователи. Мне было очень приятно работать вместе с вами. С нетерпением жду нашей следующей встречи в нашей волшебной лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Повышение компетенции воспитателей в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста....