Конспект по формированию экологических представлений детей 5-6 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме
На этом занятии дети знакомятся со свойствами воздуха с помощью несложных экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Востровский детский сад» Волчихинского района Алтайского края.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по ознакомлению с окружающим миром
с использованием экспериментирования
в старшей группе
Тема:«НЕВИДИМЫЙ ДРУГ».
Составитель: Булгакова
Елена Александровна, воспитатель
МКДОУ «Востровский детский сад»
2013 год.
Цель: Формирование у детей знаний о воздухе на базе элементарных естественно - научных представлений, опытнической практики.
Задачи:
Дидактические: Знакомить с природными особенностями человека, в доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывать об основных биологических системах человека, работе организма.
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
Развивающие:Развивать у детей положительное отношение к живой природе.Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение.
Воспитательные:Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе.
Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое – неживое». Беседы из цикла «Земля – наш общий дом». Чтение познавательной литературы, знакомство с глобусом, изготовление с детьми корабликов.
Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, картонная коробка, сухие листья, воздушный шар, таз с водой, одноразовые стаканы, салфетки, модели парусников.
Ход занятия.
Дети входят в лабораторию.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Ребята, а вы знаете, что у нас не обычная лаборатория, а ВОЛШЕБНАЯ! Хотите убедиться? Тогда я предлагаю вам на минутку крепко-крепко закрыть глазки и не подглядывать. Вас ждёт сюрприз. (Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза.
Воспитатель превращается в доброго волшебника, приносит с собой глобус)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я – добрый волшебник, а вы будете моими помощниками. Согласны? И мы вместе с вами покажем нашим гостям разные чудеса.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принёс.
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель нашей планеты земля.
Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего.
Воспитатель: Что обозначает синий цвет на глобусе?
Дети: Моря, реки, озёра, океаны.
Воспитатель: Кто живёт в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины…
Воспитатель: Скажите, а где живут люди?
Дети: На земле, на суше.
Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу открыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём на дне очень большого океана. Только нас окружает не вода, а что – то другое. Послушайте загадку.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
- Как вы думаете, что это за невидимка?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. А океан, который нас окружает, называется «ВОЗДУШНЫЙ». Повторите, пожалуйста, за мной «Воздушный».
-Ребята, а нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте убедимся, что нам нужен воздух. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?
Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.
Воспитатель: Правильно. Обычный человек может задержать дыхание на 2 минуты, а опытные ныряльщики могут не дышать 5 минут – не больше.
Кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, растениям, деревьям…(называют объекты живой природы)
Воспитатель: А кому воздух не нужен?
Дети: Камни, вода, горы, песок, солнце…(называют объекты неживой природы)
Воспитатель: Правильно, воздух нужен для объектов живой природы, и совсем не нужен объектам неживой природы.
Игра на внимание «Живое – неживое»
Воспитатель: Давайте поиграем.
Правила игры такие: воздух нужен – подняли руки вверх, не нужен - спрятали за спину. (Птицы, камни, заяц, песок, гора, дерево, цветок, вода, железо и т.д.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый)
Поиграем? Давайте попробуем поймать воздух ладонями. Получается? Как вы думаете, почему?
Дети: Не получается. Он везде, но поймать его нельзя.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Опыт «Что в пакете»
Воспитатель: Возьмите мешочки. (Раздаёт пустые полиэтиленовые пакеты). Посмотрите, что там?
Дети: Там ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки. (Дети закручивают мешочки). Что внутри мешочков? Вы что-нибудь видите? (Нет). Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?
(В пакете воздух, но он невидимый, прозрачный, бесцветный)
А теперь давайте откроем пакеты. Что произошло? Почему пакет перестал быть упругим? (в пакете был воздух, а когда его открыли, воздух вышел, и пакет перестал быть упругим).
Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух? (Нет, он невидимый). Правильно, воздух прозрачный, лёгкий, бесцветный, он – невидим.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я ещё вам принёс. (Это шарики). Правильно, а ещё их называют «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ». Как вы думаете почему? Что находится у них внутри? (Воздух). Молодцы. Ребята, давайте сделаем красивый круг, мы превращаемся в воздушные шары.
Пальчиковая гимнастика « шары» (музыкальная).
Опыт «Сухой из воды»
Цель: Определить, что воздух занимает место.
Оборудование: Ёмкость с водой, стаканы, с прикреплённой на дно салфеткой.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку? (Опускают стаканы в воду) Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет)
Вывод: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.
Воспитатель: Ребята, а ещё, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте отгадать.
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток он сбивает,
Сосны с корнем вырывает
Так порою, он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!
(ветер)
Правильно, это – ветер. Давайте разберёмся, что же такое – ветер. Как вы думаете? А мы сейчас проверим.
Опыт.
Цель: определить, как движется воздух.
Ход опыта: Взять коробку, положить туда сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить воздух прямо в коробку. Сначала медленно, потом быстрее.
Вывод: Воздух, из воздушного шара, попадая в коробку, с силой поднимает сухие листья. Мы увидели, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит свойство воздуха – его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остаётся невидимым. Ребята, а каким бывает ветер?
(Ветер бывает ласковым, лёгким, тёплым, освежающим, порывистым, сильным, холодным, ураганным и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите свои парусники, которые мы сделали в группе, и опустите их на воду. Мы превращаемся в ветерки. (Сначала мы будем ласковыми, лёгкими ветерками. Как мы будем дуть на парусники? Потихоньку. Затем превращаемся в сильный, ураганный ветер. Набираем воздуха побольше и дуем на парусник с силой).
Опыт «Ветер по морю гуляет»
Цель: Дети выясняют, почему плывёт парусник, что его толкает; (ветерок) Откуда берётся ветер-воздух; (мы его выдыхаем) выясняют, что ветер бывает разной силы, что сильный ветер называется – ураган, он может быть очень опасным и наделать много беды.
Затем проводятся соревнования «Чей парусник быстрее доплывёт до другого края».
Воспитатель: Итак. Ребята, с каким океаном мы сегодня познакомились?
Дети: С «Воздушным».
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали, что нас окружает - ? (воздух).
Что воздух – лёгкий, прозрачный, невидимый. А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать). Ещё мы узнали, что воздух занимает место, что ветер – это движение воздуха.
Ребята, что вам особенно понравилось на нашем занятии?
Если всё понравилось – возьмите из волшебного сундучка солнышко, а если что-то не понравилось – тучку.
До свидания, юные исследователи. Мне было очень приятно работать вместе с вами. С нетерпением жду нашей следующей встречи в нашей волшебной лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»
Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...
Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....
Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...
Консультация для педагогов на тему: «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции воспитателей в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста....