Конспект комплексного занятия.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе. Изучение свойств воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-kakaya_byvaet_voda.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка

д/с №29 «Улыбка»»

КОНСПЕКТ

 комплексного занятия

Тема: «Какая бывает вода?!»

(образовательная область «Познание»,

«Художественное творчество»)

 старшая группа.

Исполнитель: воспитатель старшей группы

Куликова Ольга Владимировна.


г. Вязники, 2013г.

Программное содержание:

воспитательные задачи – воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;  прививать бережное отношение к воде; продолжать воспитывать умение мочить лист бумаги, с помощью губки (техника по-сырому); воспитывать аккуратность во время работы.

развивающие задачи – развивать у детей фонематический слух; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; развивать логическое мышление, внимание, память; развивать глазомер.

образовательные задачи –  продолжать знакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса); совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности; учить пользоваться пипеткой, закреплять умение отгадывать загадки; познакомить детей с новым словом «лаборатория».

Материал к занятию: кроссворд, мольберт, прозрачные стаканчики(20 шт.), пипетки(9шт.), пуговицы (2 шт.), молоко, гуашь, краски акварельные, ватные палочки, моющее средство, альбомные листы, кисти, губки.

Предварительная работа:

беседа о воде, ее роли в жизни человека: «Вода на Земле»;

рассматривание репродукции картин русских и зарубежных художников: С. Щедрин «Набережная Санта – Лючия в Неаполе», И. Левитан «Озеро», И. Айвазовский «Черное море»;

чтение художественной литературы по теме «Живая вода» (сказки народов Сибири); Г. – Х. Андерсен «Русалочка»;

наблюдение за водой на прогулке;

просмотр дома фильма из цикла «Вода в жизни человека».

Последующая работа:

аппликация «Золотые рыбки»;сюжетно – ролевая игра «Отважные мореплаватели».

Индивидуальная работа:

поупражнять в пользовании пипеткой: Лию, Аню, Полину;

поупражнять в умении смачивать губкой лист бумаги Настю М.. Андрея Б., Артем Х.

Методы и приемы:

словесный – вопросы поискового характера, пояснение, художественное слово;

наглядный – показ; рассматривание; показ способ действия;

практический – рассматривание, игры - упражнения, эксперименты, действия по образцу воспитателя.

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть, что мы знаем, какие мы умные. Сегодня, когда я пришла на работу, то увидела, что к нам в группу пришло письмо. Я его еще не открывала, давайте откроем и прочтем его все вместе. «Здравствуйте ребята! Пишут вам ученые из лаборатории. Мы узнали, что вы умные и любопытные ребята и решили пригласить вас в лабораторию. Приходите, мы вас очень ждем! Ученые». Ребята, нас приглашают посетить лабораторию. А вы знаете, что это, лаборатория?

Д: ответы детей.

В: Лаборатория – это помещение, в котором проводятся исследования, анализы и эксперименты, часто на специальном оборудовании и в специальных условиях. В лабораториях разрабатываются и тестируются современные материалы и разнообразные новые продукты. Что такое лаборатория мы узнали, а вот,  чтобы попасть в  лабораторию и узнать много интересного, нам надо разгадать кроссворд, который прислали нам ученые вместе с письмом.Разгадав весь кроссворд и прочитав ключевое слово, двери  лаборатории откроются нам, и мы сможем войти. А помогут нам в этом загадки,  в каждой отгадке нам надо определить первую букву. Послушайте первую загадку: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, он невидимый, и все же без него мы жить не можем»

Д: воздух.

В: Правильно, молодцы первую букву мы угадали. Слушайте вторую загадку: «Пушистая вата плывет куда – то, чем вата ниже, тем дождик ближе»

Д: облако.

В: Молодцы, это правильный ответ и мы вписываем вторую букву в наш кроссворд. Треть загадка: «Меня ждали, меня звали, показался – убежали»

Д: дождь.

В: И, наконец,  последняя загадка: «Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем»

Д: роса.

В: Правильно, молодцы мы с вами разгадали весь кроссворд. А слово, которое было спрятано в этом кроссворде – вода. Теперь мы знаем ключевое слово, и я думаю, что в лаборатории, в которую мы сейчас пойдем, проводят опыты с водой, поэтому и мы будем проводить наши опыты с водой,  узнаем о свойствах воды, то есть какая она, вода.

Дети подходят к первому  столу.

В: Ребята, посмотрите, перед вами бутылка с водой. Интересно, а что это за вода, давайте прочитаем этикетку. Чтение этикетки. Оказывается, эту воду добывают в нашей местности, она называется «Я».  Давайте откроем бутылку, нальем немного в стаканчики и попробуем воду. Скажите, а какая вода?

Д: прозрачная, бесцветная, безвкусная.

В: Вода вкуса не имеет. А я хочу предложить вам проверить и доказать, имеет ли вода вкус. Как это узнать?

Д.: варианты ответов детей.

В: Перед вами лежат пипетки, у пипетки один конец стеклянный, а другой мягкий и именно мягким концом мы можем набрать в пипетку жидкость, чтобы капнуть несколько капель в стакан с водой. Посмотрите сначала, как я буду это делать. Теперь вы возьмите каждый пипеткуи наберите в нее сок лимона, добавьте в стаканчик с водой, размешайте. Давайте попробуем воду. Какой вкус стал у воды?

Д: кислый.

В: А почему вкус стал кислый.

Д: потому что добавили сок лимона, а лимон кислый.

В: Мы изменили вкус воды, то есть можно сказать, что вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в неё добавили.

В: А теперь давайте узнаем, имеет ли  вода запах. Вода пахнет?

Д: не пахнет.

В: Да, вода не пахнет, а давайте ее понюхаем. Но сначала я вам покажу, как надо правильно нюхать. Показ детям, как надо нюхать.Вода пахнет?

Д: нет.

В: Давайте добавим в воду это дольку чеснока, возьмите каждый по дольке и бросьте в стаканчик с водой. И  снова понюхайте, так же как нюхали воду в первый раз. Чем пахнет? Что произошло с водой? Вода изменила запах?

Д: да, пахнет чесноком.

В: Значит, если в воду добавить чеснок она станет пахнуть чесноком, то есть сама вода не имеет запаха,а принимает запах того вещества, которое в неё добавили и его можно легко изменить. Как?

Д: добавить что нибудь.

В: Мы сделали целых два опыта, немного устали и давайте отдохнём.

Физкультминутка.

1. «Кап-кап»
Кап- кап, я — капель, (хлопаем в ладоши.)
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап-кап на скамью, (Прыжки на месте.)
Детям на игрушки.
Кап-кап воробью
Прямо по макушке.

2. «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (круги руками вперед поочередно)

В: Молодцы, хорошо отдохнули, теперь продолжим наши опыты в лаборатории. Ребята, что мы узнали о воде?

Д: вода  не имеет вкуса и запаха.

В: А что еще можно сказать о воде? Какая она?

Д: прозрачная.

В: Давайте посмотрим на неё.  (дети рассматривают воду в стакане), а что произойдет, если в воду добавить краску. (ответы детей).

 Добавляется краска в воду, перемешивается. Что изменилось?

Д: вода поменяла цвет.

В: Да, краска растворилась и изменила цвет воды. А как еще мы можем увидеть, что вода прозрачная?  (ответы детей). Если мы сравним воду и молоко, положим в воду пуговицу и в молоко. Что мы увидим? В каком стакане мы видим пуговицу?

Д: в стакане, где вода.Вода не имеет цвета, она прозрачная, поэтому пуговицу видно хорошо, а в стакане, где молоко ее совсем не видно, так как молоко белое.

В: Ребята, а что ещё есть прозрачного в нашей группе. Окно прозрачное?

Д: да

В: Давайте подойдем к окну и рассмотрим его. Какое оно?

Д: прозрачное.

В: Посмотрите в окно, что вы видите?

Д: дом, дорогу, веранду.

В: А почему нам хорошо все видно?

Д: потому что окно прозрачное и сквозь него все видно.

В:  Да, окно прозрачно и через него видно, что вдалеке. А теперь предлагаю вашим глазкам отдохнуть и сделать гимнастику для глаз. Посмотрите сначала на черную точку, на окне, а потом на крышу дома, посмотрели, теперь снова на черную точку, снова на крышу, потом опять на точку и снова на крышу.

Гимнастика для глаз: «Дождь»

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут,

Как живые:

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

Покачать поднятыми вверх руками, посмотреть на них. Опустить плавно руки, перебирая пальцами, прослеживая движения взглядом. Наклониться, делая мягкие, пружинистые движения руками. Посмотреть вниз. Показать указательным пальцем движения сверху вниз и проследить его взглядом.

В: Молодцы. Сегодня мы узнали много о воде. Что?

Д.: Вода не имеет вкуса, запаха и она прозрачная.

В.: А я вам предлагаю устроить салют.  Подходите ко мне, я возьму краску, несколько цветов и по не многу налью в тарелку с молоком, затем возьму каплю средства и капну в центр тарелки. Посмотрите, что произойдет. Настоящий салют в тарелке. И я предлагаю вам нарисовать на бумаге салют, садитесь за стол. Возьмите каждый губку и намочите  лист бумаги, мы будем рисовать салют на сыром фоне. Скажите, а как можно нарисовать салют?

Д: можно нарисовать огоньки.

В: Можно нарисовать на сыром листе огоньки. Когда полностью намочите лист, возьмите краски,  какие вам больше всего нравятся и нарисуйте огоньки, чтобы у вас получился красивый салют!

Дети рисуют салют.

В.: Нам пора возвращаться обратно в группу, но мы вернемся с новыми знаниями, мы узнали, что такое лаборатория,  научились проводить опыты и когда вернемся, то сможем рассказать и научить и других ребят.

Скажем нашим гостям  до свидания, приходите к нам в гости еще раз, будем Вам рады

Гости уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Разработка занятия НОД: конспект комплексного занятия"На водоеме"

Развернутый конспект комплексного занятия "На водоеме"...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе.

«Волшебница – вода.»1. Загадка.2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.3. Экологическая игра «Посели животное».4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»Программное содержание. ...

Конспект комплексного занятия по математике. Геометрические фигуры: ромб, трапеция. Презентация открытого занятия по данной теме.

Классифицировать фигуры по разным признакам, передавать строение дома путем сочитания геометрических фигур разных по величине и цвету....