Индивидуальная работа
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Федощенко Елена Юрьевна

Исследовательская  деятельность в средней группе. Тема: «Развитие любознательности детей  посредством  опытно – исследовательской  деятельности и   экспериментирования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№7 д/с «АЛЁНУШКА»

Воспитатель: Федощенко Е. Ю.

Исследовательская  деятельность в средней группе.

Тема: «Развитие любознательности детей  посредством  опытно – исследовательской  деятельности и         экспериментирования».

      Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка: он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное. Получить  возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать,  а самое  главное  само выражаться.

       К старшему дошкольному  возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, только ребёнка нужно направить, помочь проявить свою активность и любознательность. Детский сад  должен так подготовить ребёнка, чтобы на выходе (из ДОУ) он овладел комплексом интегративных качеств, одно из которых «любознательный, активный»

   Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает  характер деятельности. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся  видом деятельности, в которой знания приобретались.

     В работах многих отечественных педагогов говориться о предоставлении дошкольникам возможности  приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в самостоятельную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов,  замечать их сходство и различие.

      Причины встречающейся интеллектуальной  пассивности детей часто лежат  в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием. Они быстро выполняют его, если оно переводиться в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского  экспериментирования.

     Усваивается вас крепко и надолго, когда ребёнок слышит,  видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы.

Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в  поисковой - исследовательской деятельности.                                                                  

Для достижения поставленной  цели определила  задачи.

ЗАДАЧИ:

1.Обогащение и уточнение представлений детей о природе через элементарное экспериментирование.

2.Формирование у детей умений пользоваться приборами помощниками при проведении экспериментов.

3.Равитие у детей познавательных способностей;

=мыслительных способностей анализ, сравнение, классификация, обобщение;

=способов познания путём сенсорного анализа.

4. Развитие ребёнка в социально – личностном направлении:

=развитие коммуникативности;

= совершенствование самостоятельности:

=наблюдательности;

=развитие элементарного самоконтроля.

Предполагаемый  результат:

1.Проявлять устойчивый интерес познавательный интерес к экспериментированию;

2.Проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач;

3.В диалоге со взрослыми пояснять ход деятельности, доводить начатое дело до конца;

4.Устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи.

Этапы создания системы работы:

1.Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования  в предпочтениях.

2. Изучение научно – методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

3.Создание условий для детского экспериментирования.

4.Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.

5.Организация совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

6.Итоговая диагностика  степени устойчивости познавательного интереса.

Правила проведения экспериментов:

1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

3.Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта.

4.Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это являлось целью).

5.Реультаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.

Констатирующий эксперимент.

Выбор деятельности.

Вводная диагностика.

Результаты констатирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент:

МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежат ориентированный рефлекс «Что это?», «Что такое?».

СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия.

ФОРМЫ: элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

План работы:

1.Диагностика экологических знаний.

2.Узнаем какая вода.                                                    СЕНТЯБРЬ

3. Вода волшебница. Знакомство с капелькой.

4.Движение воздуха.

5.Что в пакете? Выдувание мыльных пузырей.      ОКТЯБРЬ

6.Игры с воздушным шариком и соломинкой.

7.Знакомство со снежинками. Опыты с весами.

8.Свойства солнечных лучей.                                       НОЯБРЬ

9.Первые заморозки. Состояние почвы в зависимости от температуры.

10.Опыты со льдом.

11.Защитные свойства снега.

12.Углекислый газ.                                                           ДЕКАБРЬ

13.Снег и лёд  вода изменившее своё состояние под воздействием температуры.

14.Магнит.

15.Опыты с солью.                                                            ЯНВАРЬ

16.Статистическое электричество.

17.Горячо, холодно.

18. «Чудесный мешочек» (металлические - холодные, деревянные – тёплые).

19.Что такое лупа?                                                           ФЕВРАЛЬ

20.Опыты с бумагой.

21.Крахмал.

22.Процеживание и просеивание.

23.Такие разные камни.                                                 МАРТ

24.Пейзажи из камней.

25.Вода не имеет формы.

26.Свойства глины.                                                        АПРЕЛЬ

27.Песчаный конкурс.

28.Чудесный замок, город.

29.Свойства мокрого песка.                                        МАЙ

Проект: «Что за чудесница, водица – волшебница».

Проект: «Выращивание лука».

Материалы для детского экспериментирования  в группе:

=сита и воронки разного объёма;

=формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет;

=пипетки с закруглёнными концами;

=пищевые красители, растворимые продукты;

=взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки от  мороженного;

=бросовый   материал (ёмкости с землёй, песок, с водой);

=линейка, треугольник;

=часы механические, песочные;

=бумага  для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры;

=стиплер, дырокол, ножницы;

=клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка, совок;

=тематические материалы.

 Опытно – экспериментальная деятельность

         «Что мы знаем о воздухе?»

Программное содержание:

1.Понакомить детей со свойствами воздуха.

2.Формировать представление детей о значении воздуха для человека.

3.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

4.Активизировать  речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, не имеет  запаха, не видим.

5.Индивидуальная работа.

Оборудование:    листы бумаги,  воздушные шары  (на каждого ребёнка),

1 надутый шар, стаканы, трубочки, тазик с водой, стеклянный стакан, предметные картинки.

ОПЫТ №1: ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем  много интересного и нового о воздухе. Посмотрите, опускаю шарик отверстием вниз в тазик с водой и разжимаю пальцы, а другой придерживаю шарик. Вот так. Что появляется в воде? (пузыри) Откуда взялись пузыри? (из шарика выходит воздух)  Откуда воздух появился в шарике? (мы его вдохнули) А теперь вы, ребята, сделайте именно это. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух.  Для чего он нужен человеку? (чтобы дышать.) Ребята, к нам пришёл клоун Вася  и спрашивает: «зачем нужен воздух, можно обойтись и без него».

Восп-ль: Давайте проверим: может быть,  Вася прав? Наберите  побольше воздуха и попробуйте  не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать) А теперь ты, Вася, сделай тоже самое, а мы с ребятами посчитаем, сколько сможешь не дышать.(воспитатель зажимает клоуну нос пальцами)

 Восп-ль: Ребята, Вася говорит: «Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно!». Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него?  (люди, животные, растения.). А мы видим воздух? (нет, не видим) Значит, какой воздух? (невидимый) А как вы думаете, воздух есть внутри нас? Давайте проверим.

ОПЫТ №2: Посмотрите, беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит? (появились пузырьки) А теперь ребята, вы попробуйте, подуйте в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками) Ребята, что внутри нас? (воздух). Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). А вот клоун Вася говорит, что это не так, и он всегда чувствует, когда его бабушка печет сладкие  булочки. Знаешь, Вася, дети, верно, сказали: воздух действительно не  имеет запаха. А вот прав ли ты, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)  Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? (запах идёт от апельсиновой корки). Ребята, запах передаётся по воздуху. Клоун Вася был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах булочек. Ребята, воздух имеет запах? (нет)  Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом, и их чувствуем).

КЛОУН: А мне нужен воздух ещё и для того, чтобы летать под куполом цирка. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного.  Я вас хочу угостить булочками, а сам скорее полечу к своим друзьям в цирк и расскажу им обо всём! До свиданья!

    «УДИВИТЕЛЬНОЕ  ПОД НОГАМИ»

           ( знакомство со свойствами камней )

Цель: познакомить со свойствами камней.

Задачи:

=дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;

=развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности;

=создавать детям хорошее настроение; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое  отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкость для опыта с водой, камешки по количеству  детей, сундучок, глобус,  камешки - конфетки.

«Находка в сундучке»

Воспитатель предлагает детям заглянуть во  внутрь сундучка. Там оказались разноцветные камешки. Какие они красивые, аккуратные? Дети отвечают.

Дети телятся впечатлениями.

Воспитатель  предлагает детям перекладывать волшебный камешек из рук в руки и говорит, что тогда к ним опять придёт  клоун Вася. Звучит музыка, появляется клоун Вася.

Клоун: Какие красивые камушки! А какого они цвета?

Дети отвечают.

   « Одежда для Земли»

Воспитатель: Вася, а ты знаешь, откуда взялись эти камешки? Мы тебе сейчас расскажем.

Дети рассказывают  о том , где они взяли эти камешки.

У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (показывает глобус). Знаешь, Вася, что это такое?

Вася: Это, наверное, мячик.

Дети объясняют ему, что это глобус.

Воспитатель: Посмотрите на глобус. Каждый камешек  - это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом.

Вася: А какие они, горы?

Воспитатель: Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голубая планета». В воде тоже много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож  на наш аквариум. Помните, камешки лежат там как маленькие горы.

Дети из своих камней делают гору.

Воспитатель предлагает заглянуть ещё раз в сундучок.

Дети там находят баночки с камешками.

Все вместе устраивают музыкальную паузу.

Вася: А сейчас я над вами подшучу. ( Достаёт камешки – конфетки). Это тоже камешки.  (Пробует). Их можно кушать, они сладкие и с изюмом.

Дети угощаются вкусными «морскими» камешками.

 «Знакомство с магнитом»

Задачи:

= Познакомить детей с магнитом – металл  обладающий магнитными свойствами.

= Познакомить детей со свойствами магнита – притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, бумагу, песок).

= Развивать навыки исследовательской деятельности, анализирующее восприятие.

= Развивать  речевую  активность: умение выдвигать предположения  (гипотезы, выражать в речи результаты действий.

Материал: магнит, мелкие предметы из разных материалов, сапожок с вшитым внутрь магнитом.

Технологии: экспериментально-поисковая.

Ребята, а вы верите в волшебство? Я зашла сегодня в магазин и увидела, что там продаётся волшебная сапожок и купила его. Хотите его  увидеть?

Как вы думаете, в чём заключается волшебство сапожка? Что за чудеса она может делать? (дети высказывают свои предположения)

Может это сапожок Деда Мороза, и он может нам наколдовать подарки? Давайте скажем волшебное заклинание: 1, 2, 3 чудеса нам покажи и подарки подари!

Не получилось. Может сапожок может морозить? (проверяют)

Воспитатель как бы случайно проводит сапожком над подносом с предметами и обращает внимание детей на «волшебные» качества сапожка притягивать предметы. Определяют почему (в сапожке есть «что-то», что не даёт упасть металлическим предметам). Дети рассматривают  сапожок, находят магнит, пробуют применить его.

Опыт №1

Что произойдёт с предметами, если поднести к ним магнит? (Дети выдвигают свои предположения, гипотезы, в ходе опыта по очереди подносит магнит к разным предметам, и делают выводы).

Вывод: магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Опыт №2

На столе стоит банка с водой, на дне которой лежит скрепка.

-Как достать скрепку, не замочив рук?

Гипотеза:

• Опустить магнит в банку.

• Поднести магнит к банке.

- Что произошло?

Вывод: магнитная сила действует сквозь воду и стекло, поэтому можно достать скрепку не замочив рук.

Опыт №3

Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, иголки, булавки, крючки – всё перемешалось в шкатулке.

- Как можно всё быстро разобрать, отделив металлические предметы от пластмассовых предметов, не поранившись?

Вывод: можно использовать магнит, он притягивает металлические предметы.

Ребята, можно магнит назвать волшебным металлом? (высказывания детей)

- Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились. И мы с вами познакомились с магнитом и изучили его свойства. Магнит это металл, обладающий магнитными свойствами притягивать другие металлы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма индивидуальной работы с детьми второй младшей - средней группы (из опыта работы)

Циклограмма помогает календарному планированию. Мы работаем по Васильевой. Буду рада, если кому пригодится....

Логопедическая работа при ОНР 3-й уровень. Методы и приёмы фронтальной и индивидуальной работы.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых ...

План индивидуальной работы с ребенкf с ОНР /вклейка в индивидуальную тетрадь ребенка/

Предназначен для информирования родителей о ходе коррекционной работы.Меняется каждый период....

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.

Сообщение на семинаре –практикуме   «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми группы раннего возраста Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫс детьми группы раннего возраста Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на созн...