Конспект непосредственно образовательной деятельности «Спасибо тем, кто хлеб растит!»
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Нясимя Фатиховна Халимова

Авторм представлен конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, основной целью которого является формирование у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания хлеба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spasibo_tem_kto_khleb_rastit.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПАСИБО ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ!

 (конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе)

Цель: Продолжать формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания хлеба.

Задачи: Дать детям понятия, что хлеб ценный продукт; уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей  разных профессий трудится, чтобы вырастить хлеб; закрепить названия профессии: хлебороб, тракторист, комбайнёр, лётчик, пекарь, продавец; воспитывать уважение к труду людей и к хлебу.

Словарная работа: земледелец, хлебороб, комбайнёр, селекционер, урожай, элеватор

Словообразование: хлеб - хлебороб, трактор- тракторист, комбайн - комбайнёр,  рожь - ржаной,  пшеница – пшеничный.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, зёрен пшеницы и ржи, рассматривание атрибутов труда (грабли, лопаты, сеялка, серп), чтение произведений «Откуда хлеб пришёл», дидактические игры «Что за чем», «Кто это», изготовление колосков, разучивание стихов, пословиц поговорок, отгадывание загадок.

Материал: демонстрационный материал: трактор пашет землю, боронами рыхлят землю, сеялки сеют зерно, «кукурузник» опрыскивает урожай, комбайн косит пшеницу, машины везут урожай на элеватор, на хлебозаводе пекут хлеб, продавец продаёт хлеб; детская лопата, грабли, сеялка, зерно, каравай хлеба, печенья,  баранки, бублики, колоски из картона для танца.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

На центральной стене надпись «Спасибо всем, кто хлеб растит», слева и справа картины по теме занятия. Мольберты для иллюстраций. На столе разложены иллюстрации с изображением различных работ в поле, рядом стоят инструменты лопата, грабли, сеялка, зерно.

Стулья стоят полукругом в шахматном порядке. Звучит музыка, входят дети, воспитатель и  ребёнок с караваем хлеба.

Воспитатель: Издавна на Руси повелось встречать гостей караваем хлеба. Ведь в    хлебе здоровье наше, сила. Хлеб нужен каждому человеку. Мы сегодня поговорим о  том, как хлеб приходит к нам на стол. И  люди, каких профессий принимают в этом участие.

Ребенок: Слава миру на земле!

                Слава хлебу на столе!

                Вот он хлебушко душистый

                С хрусткой корочкой витой

                Вот он тёплый, золотистый

                Словно солнцем налитой! (ставит каравай на стол и садится).

Воспитатель: Да, какой  маленький хлеб, а сколько труда в нем заложено. Как же получается хлеб, который мы покупаем в магазине. Посмотрите у меня  на столе зёрна пшеницы, зерна ржи, из них получили муку, и испекли хлеб. Как всё просто. А давайте мы всё сейчас и проверим всё ли на самом деле так просто, как кажется.

Выходит мальчик с лопатой.

Мальчик: Какое большое поле, и мне нужно его перекопать. Да, трудиться придется долго.

Воспитатель: Да это было давно. Посмотрите и найдите иллюстрацию, как сейчас вспахивают поле. Люди какой профессии трудятся на тракторе?

Дети: Трактористы.

Воспитатель: Правильно, пришли на помощь человеку техника - трактор и плуг.

Из колхозного двора

Вышли в поле трактора

Далеко в просторе чистом

Слышен говор тракторов

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром

Это тракторы плугами

Пашут мягкий чернозём.

Выходит ребёнок с граблями: Надо землю прорыхлить (выполняет действия).

Воспитатель: Да, долго придется тебе это делать. Найдите иллюстрацию, на которой показано, как в наше время можно взбороновать поле? (дети находят). Хорошо земля готова принять зёрна.

Выходит ребёнок с сеялкой (имитирует движение, засевает поле).

Воспитатель: Посмотрите, сколько времени ему понадобится, чтобы засеять поле, так сеяли зерно,  хоть это было и долго. Но человек не стоит на месте и развивается. И вот однажды нашли выход.

На широкие долины

Вышли новые машины

Глянь в раскрытое окно

Сеют сеялки зерно.

Воспитатель: Найдите иллюстрацию,  где изображено  при помощи чего засевают поля. И опять на помощь человеку пришла техника. Итак, человек засеял поле, и ждет всходов. Но, почему-то зёрна не взошли не все. Как вы думаете почему.

Дети: Зерна были больные.

Воспитатель: Правильно, зерна оказались не совсем  здоровые. А как же предотвратить  беду. Кто же помогает вывести новые сорта семян.

Ребёнок (выходит в белом халате): Я селекционер мы сделали анализы, проверили зерна на всхожесть, отобрали только здоровые зёрна и вы получите хороший урожай.

Воспитатель: Итак, зерна оказались в земле, я предлагаю немного передохнуть, пока они прорастают.

Физ. минутка (под спокойную музыку). Воспитатель: Мы сейчас превратимся в зёрна. Присели и свернулись в «калач».

               В землю зёрнышко упало.

               И лежало, и лежало,

               Только солнышко пригрело,

               Наше зёрнышко прозрело (потянулись, улыбнулись, к солнцу руки потянули и от ветра покачнулись).

Солнце жёлтые колосья

Жёлтым светом заливает

Заплетает им косички,

Словно девочкам весёлым

И склоняются колосья

С наливным зерном тяжёлым.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Итак, заколосилось наше поле.

Ребенок: Читает стихотворение «Нива золотая» Ю.Ждановского

Нива моя нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая.

По тебе по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе…

Воспитатель: Всё идёт пока хорошо, поле колосится, но вот беда в это время к ним подбираются вредные насекомые. Как спасти урожай? Найдите, иллюстрацию кто приходит на помощь?

Дети: Летчики на вертолётах.

Воспитатель: Чтение отрывков из рассказа И.Виноградова «Как самолёт в поле работает». Спасли зерна от гибели, пришла пора собирать урожай. Раньше убирали урожай женщины,  вручную - серпами.

Танец с колосьями (девочки).

Воспитатель: «Колосок к колоску - будет большой урожай». Как же сейчас убирают урожай? Отгадайте загадку:

«Он идет волну сечёт

Из трубы зерно течёт»

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Куда попадает зерно с полей, угадайте:

             На просторе в море хлеба

             Замок с башнями до неба

             Замок с башнями до неба

             Сохранит всё море хлеба

Найдите отгадку, среди иллюстраций. И скажите что это за место?

Ребенок: Элеватор, там хранят зерно.

Воспитатель: Как зерно превращается в муку?

Дети: Зерно везут на мельницу, и там перемалывают. Получается мука.

Воспитатель: Куда везут муку?

Дети: Муку везут на хлебозаводы.

Воспитатель: Что делают там с мукой?

Дети: Там пекут хлеб, булки, плюшки  и т.д.

Воспитатель: С хлебозаводов всю продукцию везут в магазины, а из магазинов  хлеб, булочки, плюшки и т.д. попадают к нам на стол. А ещё из муки пекли калачи.

Хоровод «Калачи».

Воспитатель: Какой  долгий путь проделал хлеб, а сколько людей разных профессий потрудились. Какие профессии вы запомнили?

Дети: Трактористы, комбайнёры, шофёры, селекционеры, летчики, пекари, продавцы.

Воспитатель: Правильно. Хлеб - богатство нашей Родины. Хлеб - надо беречь.

 Дети:           Хлеб в трудах добывается

Сам собой не родясь

Хлеб не просто богатство

Хлеб опора для нас.

«Будет хлеб, будет песня!»

Правда в этих словах

Будет хлеб полновесный

Будет радость в глазах

Каждый к хлебу причастен,

Будем бережны все

Будет хлеб - будет счастье

Будет жизнь на земле.

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу:

 Пирогами, плюшками

 Мы вас всех встречаем,

 Самовар на стол несём,

 На чай всех приглашаем!

Идут в группу на чаепитие.

Конспект составил: воспитатель Халимова Н.Ф.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно – речевая» Образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира). "Как хлеб на стол пришёл"

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы «Хлеб - всему голова»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность ознакомление с окружающим миром «Хлеб - всему голова» для дет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Хлеб - наше богатство!"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб - наше богатство!"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Хлеб - всему голова"

Задачи:Образовательные:– уточнить представления детей о хлебе;Развивающие:– формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий, умение рассказывать об их свойствах и качествах...