Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Путешествие по рекам Санкт-Петербурга с А. С. Пушкиным"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
В этом материале дошкольники узнают о реках города и их отношениях к биографическим местам А.С. Пушкина, закрепляют знания о уже известных архитектурных памятниках города, закрепляют знания о правилах поведения на воде, формируется умение элементарно пользоваться картой города, находить на ней основные реки города и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_peterburgovedeniyu.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности
познание и коммуникация.
«Путешествие по рекам Петербурга с Александром Сергеевичем Пушкиным»
Подготовительная группа.
Воспитатель: Крейнгольд Е.М.
Программное содержание:
- Дать знания о реках города и их отношениях к биографическим местам А.С. Пушкина.
- Закрепить знания о уже известных архитектурных памятниках города.
- Закрепить знания о правилах поведения на воде.
- Формировать умение элементарно пользоваться картой города, находить на ней основные реки города.
- Закрепить порядковый счет и его соотнесение с цифрой, продолжать учить читать и писать слова.
- Учить слушать поэтическое слово и слышать художественные обороты, описания.
- Учить с помощью движения выражать характер и эмоциональное состояние.
- Активизировать словарь детей за счет слов: название рек, прилагательных, выражающих эмоциональное состояние, и т. д.
- Воспитывать бережное отношение к городу.
Материал:
Воздушный шарик с длинной веревкой, карта города с реками, набор фотографии с видами города, портрет А.С. Пушкина, Петра I.
Организация:
- На ковре
- За столами, поставленными в виде корабля.
Дети входят в группу. Здороваются. Потянуть вперед руки и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет аптеку.
И здоровым будет много лет.
Кинезиологическое приветствие.
- Ребята, смотрите, какой я сегодня принесла вам волшебный воздушный шар. Хотите, со мной отправится в путешествие? Для этого возьмемся за веревочку. Поднимаемся выше, выше, вот мы уже поднялись к самолетам, под облака. Хотите увидеть наш город с высоты птичьего полета. (разворачиваю карту). На большой высоте город становится маленьким, и становится похожим на карту. Взгляните, на карту, какого цвета больше? (голубого)
- Действительно, весь город пронизан «голубыми сосудами» – реками. У кого есть сосуды? (у человека по сосудам течет кровь).
- Действительно наш город, как живой человек. Прислушаемся. – Что мы можем услышать? (включаем музыку) (плеск волн, шум трамвая, машины и т. д.)
- Какая главная река города? – (Нева.) Наш город называют «Городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят – «Невские берега», « Невские просторы»…
- А кто ребята знает, что означает слово Нева? – Ученые считают, что «не» - значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят по-другому, текущая среди мхов река» почему так говорят, как вы думаете? Наш город основал царь Петр I. Здесь были болота и мхи. Вот почему так говорят, текущая среди мхов река.
- Хотите прокатится по этой реке на нашем корабле? Для этого давайте опустимся на нашем воздушном шаре на землю, давайте опять возьмемся за веревочку, закроем глаза и окажемся на земле. Ну вот мы и около нашего корабля, на котором мы поплывём.
- Корабль наш называется «Поэзии».
- Что значит это слово? (Поэзия – это стихи, очень красивые, мелодичные, музыкальные, слова которыми пользуются поэты, они прекрасны и необычны.)
- Ну вот заходите на корабле, рассаживаетесь. Отчаливаем. На столах карты, на каждого ребенка. По ходу движения отмечаем стрелками где проплываем. А поведет наш корабль поэт, жизнь, которого неразрывно связана с нашим городом, человек, который смог отразить всю красоту Петербурга. Он писал…
« Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»
- Какими словами описывает город, Неву? (строгий, стройный вид, узор чугунный, прозрачный сумрак, Невы державное теченье).
- Кто ребята отгадает его имя ? Оно зашифровано в ребусе. У вас, у
каждого есть эти ребусы. Давайте отгадаем слово. Каждая цифра показывает порядок места буквы в слове. Что надо сделать? Расставить цифры по порядку и тогда прочитаем слова.
П | И | Ш | К | У | Н |
1 | 5 | 3 | 4 | 2 | 6 |
- У кого получилось?
- Да, действительно – это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. (Достаю его портрет. Ставлю его на нос корабля.
- Итак, мы вплываем на нашем корабле в реку Неву. Взяли в руки карандаши, которыми мы будем отмечать стрелками путь нашего плавания. Отметили стрелкой начало нашего путешествия. Вперед на повороте повернули налево. …
«По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами…»
Так описывает нашу прогулку Александр Сергеевич Пушкин
- О каких дворцах может идти речь в стихотворении? (Эрмитаж, Меньшиковский дворец и т. д.)
- О каких башнях? (Башня Петропавловского собора, Адмиралтейства.)
- Но иногда у обычно спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной.
- Ребята, не случайно мы с вами свернули на реку Фонтанку. Здесь на берегу Фонтанки , со своими родителями жил А. С. Пушкин в детстве.
- Ну вот теперь мы с вами проплываем мимо Египетского моста, сворачиваем на Большую Неву налево.
- Ребята вам нравится наша прогулка?
- А как вы думаете какие правила надо знать, когда находишься рядом с водой? Молодцы!!! Все знаете.
- Ну а теперь сворачиваем на реку Мойку. Отмечаем стрелочкой на карте. Здесь жил с женой и детьми А.С. Пушкин последние годы своей жизни. Ну а теперь давайте поиграем в игру «Волшебник заколдовал название рек в картинках» мы будем отгадывать их и рисовать обратный путь дороги в той последовательности, в какой я буду показывать картинки. Молодцы вы все правильно отгадали. (реки Мойка, Карповка, Фонтанка). Ребята, на наша река Нева не всегда спокойная как сегодня, во время нашего путешествия. Иногда у обычно спокойной Невы «портится характер» тогда она становится темной, тревожной гневной.
«Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела…
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.»
- Так описал А. С. Пушкин наводнение 1824 года
- Какими словами он описывает Неву? (гневная, бурливая, свирепая, остервенясь)
- Как можно сказать по-другому? (бурная, неспокойная, кипучая, бешенная, неистовая, беспокойная)
- Посмотрите на картинки разных оттенков и подберите цвета подходящие к этому настроению Невы.
- Ребята, а скажите мне похоже ли определение Свирепая, вздувалась и ревела на строки, предающие характер реки, в таких словах «Невы державное течение».
- Похоже ли это на слова «Невы державное теченье»? Объясните слова «Державное»
- Показать картину «Царь с державой». На Руси символом царской власти была держава, которая изображала земной шар и символизировала власть над миром. А как можно по-другому назвать державную – величественная, царственная, влиятельная, благородная, могущественная. А теперь, давайте ребята мы с вами разделимся на две команды и покажем Неву державную, и Неву, которая кинулась, как зверь. Возьмите в руки шарфики разных цветов и изобразите нашу Неву. Молодцы. А теперь теплый луч упал на водную гладь, озаряя Неву, подул легкий ветерок, побежала легкая рябь, стукнул мороз и вот река охвачена льдом. Дети застывают. А теперь все отомрите, и давайте мы с вами угостимся вкусным, бодрящим соком.
- Ну вот и закончилась наша интересная прогулка. Расскажите мне, где мы с вами побывали? Ответы детей. Ну а сейчас я хочу вам подарить на память о нашем интересном путешествии эти маленькие календарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми подготовительного возраста: "Прогулка по Санкт-Петербургу"
Конспект разработан в форме виртуальной экскурсии, дети - маленькие экскурсоводы....
Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»
Расширит знания и представления детей о родном городе. Закрепит в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга....
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Петербурговедение...
Конспект НОД с детьми средней группы "Мой город - Санкт -Петербург"
Расширить знания и представления детей о родном городе....
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Прогулка по Санкт-Петербургу"
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада...
Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»
Конспект НОД детьми средней группы "Мой город - Санкт - Петербург"Автор занятия: Свешникова Екатерина АлександровнаИнтеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по Санкт-Петербургу. Легенды и мифы Исаакиевского собора.»
Я очень крепко связан с моим городом, потому что я – его продолжение. ...