Свойства воздуха
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 10.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа
Тема: Свойства воздуха
Виды детской деятельности: коммуникативное, познавательно-исследовательская деятельность, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура».
Цели деятельности педагога: познакомить детей с понятием воздух, со свойствами воздуха ( не видим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий, и т.д. ) и с его значением для всего живого, развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Предварительная работа: запустить с детьми бумажные самолетики, надуть воздушные шары и поиграть с мыльными пузырями.
Материалы и оборудование:
Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл.), мисочки , трубочки , вода , бумага , камешки , чеснок ,корка апельсина , ширма , игрушка Ворона.
Дети сидят на ковре полукругом.
Воспитатель ( показывает детям «волшебный» ящик, в котором что-то есть, и загадывает загадку).
В ящике есть то, без чего нельзя прожить, но мы его не видим… Что же это?
Дети: воздух.
Воспитатель: Что такое воздух?
Предположение детей.
Воспитатель. Воздух это смесь невидимых веществ, которые называют газами.
Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали ?(Ветерок) Как он возникает ? (Это движется воздух.) Значит , что же находится вокруг нас ? (Воздух.)
- Чего в комнате не видишь ? (Воздух.)
Отгадайте загадку:
- "Без рук , без ног, а ворота отворяет." (Ветер.)
На ширме появляется птица.
Воспитатель : Кого же к нам ветром занесло ?
Ворона : Меня , самую красивую птицу . Я к вам в гости прилетела. Здравствуйте. Воспитатель : А у нас занятие. Если хочешь слушай и ты узнаешь много нового и интересного.
Ворона : Я и так все знаю!
Воспитатель : Посмотрим. Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите , вы видите воздух вокруг нас ? (Нет , не видим.) Значит , какой воздух (бесцветный .невидимый.) Воздух - прозрачный , значит , через него все видно. А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окне , стенки графина , стакана , аквариума ).
Ворона : Какой такой воздух ? Где вы его увидели ?
Воспитатель : Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь ? (Ветерок дует .) Ребята , что это за ветерок ? (Это воздух движется.) Скажите , а у воздуха есть запах ? (Запаха у воздуха нет .)
Ворона : А вот и есть! Я всегда чувствую , когда пахнет вкусненьким , и без труда его нахожу.
Воспитатель : Дети верно сказали : воздух действительно не имеет запаха. А права ли наша гостья , мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина , помните ее. Что вы чувствуете ? (Пахнет апельсином.) Как вы думаете , это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат ? ( Этот запах идет от корки.)
Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.
Воспитатель : Вы чувствуете запах ? Чем пахнет ? (Пахнет чесноком). Как вы понял что пахнет чесноком ? (Запах дошел до нас.) Значит запах передается по воздуху.
И наша гостья была права , когда говорила , что она всегда чувствует запах.
Скажите еще раз : воздух имеет запах (нет.)
Как же мы чувствуем запахи. (Они передаются воздухом , и мы их чувствуем.)
Дети садятся за столы.
Как вы думаете , есть ли воздух внутри нас ? Давйте проверим. Возьмите трубочку и подуйте , опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит ?
Ворона : Я , я , я знаю ! В стаканчике поднялась сильная буря !
Дети - Пузырьки появились.
Воспитатель : Откуда они взялись ? (Мы выдыхаем воздух , и он выходит пузырьками.) Значит , внутри нас тоже есть воздух ? (Да.)
Проводится физкультминутка "Ветерок".
Дует ветер с высоты ,
Гнутся травы и цветы (руки вверх , наклоны.)
Вправо - влево , влево - вправо
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс , наклоны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте ( прыжки на двух ногах.)
Выше ! Веселей ! Вот так !
Переходим все на шаг (ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора.(садятся за столы.)
Воспитатель : Возьмите маленькие стаканчики . В них что – ни будь есть ? (Ничего нет.Они пустые.)
А вот мы сейчас проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в мисочки с водой. Вода попала в маленькие стаканчики? (Нет.)
Почему? Что мешает воде? Что её не пускает? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает).
В маленьком стаканчике находится воздух, который не даёт воде занять место.
Ворона: Вот так фокус! Я думала, что стакан пустой, а в нём, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.
А теперь снова опустите стаканчики в мисочки, но теперь держите их не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей).
Мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему наша гостья думала, что в стакане ничего нет ? (Потому, что воздух - прозрачный, невидимый).
Убедилась ли ты в существовании воздуха?
Ворона: Да.
Воспитатель: Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух - невидимку. Предлагаю ещё и услышать его. Как можно это сделать?
Приложите край листочка и подуйте вдоль неё так, чтобы получился звук. Что происходит?
(Дети выдыхают струю воздуха , край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух , поэтому возникает звук.) Звуки бывают только там , где есть воздух. Воспитатель : Бросьте - аккуратно - камешек в воду. Что произошло ? (Камешек утонул.) Почему он утонул ? (потому , что он тяжелый.)
Что тяжелее вода или камень ? (камень тяжелее воды .)
Почему вы так считаете ? (Потому , что камень утонул в воде.)
Скажите , а что тяжелее вода или воздух ? (Вода тяжелее.)
Как это проверить ? (Дети предлагают свои варианты.)
Давайте попробуем пустой стакан опустить в мисочку с водой. Что происходит? (Он не тонет.)
Почему ? (Потому , что воздух легче воды.) А сейчас подуйте в трубочку , опущенную в воду. Что произошло ? (Выходят пузырьки.)
Почему они не тонут?
(Потому, что воздух легче воды).
Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему?
(Человеку нужно дышать).
А как они дышат? (Носами и ртами).
А животные? (Тоже).
Подышите. Как узнать, что человек дышит, а не просто открывает рот? (Просит поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать).
Что вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице дышишь - пар идёт изо рта. Это значит, мы дышим.
Ворона: Подумаешь, воздух! Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?
Воспитатель: Давайте проверим, может быть наша гостья права? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать). И ты, Ворона, сделай то же самое.
Ворона: Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить невозможно.
Воспитатель: Скажите, кто не может жить без воздуха? (Люди, животные, растения).
Ребята, мы с вами выяснили, что все люди дышат: вдыхают и выдыхают воздух. Что для этого людям нужно?
(Носы).
Знаете песенку: У всех людей, у всех зверей Имеются носы.
Носы важны, носы нужны Не только для красы!
И ни чихнуть и ни вздохнуть Без носа нам нельзя.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передаёт чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям
Ворона: Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Воздух. Свойства воздуха!
Исследовательская работа...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»
Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....