Открытое занятие в подготовительной группе по теме "Какаие бывают вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект образовательной деятельности.
Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
![]() | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ – Детский сад №4 «Ручеек»
пгт.Суземка Брянской области
Конспект образовательной деятельности.
Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Тема: «Какие бывают вулканы.»
Подготовительная к школе группа.
Автор составитель: воспитатель Грибанова Е.М.
Суземка, 2013
Ход занятия.
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся .
-Проходите, присаживайтесь на свои стульчики.
Ребята посмотрите у меня для вас сюрприз - вот этот мешочек, а что находится в мешочке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять,
В пыли на дороге не нужным лежать
Кто может предмет по приметам узнать?
Правильно – это камни. А вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в страну камней.
И первая остановка в стране камней называется «Мастерская» пройдем в мастерскую.
Но прежде чем мы поиграем с камнями - разомнем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями).
Давайте с камнями поиграем. Какая красивая у меня коробка (коробка ощущений). В этой коробочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни. Играющим задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что вы почувствовали? Что произошло с пластилином? Почему?
Что произошло с камнем? Почему? (пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)
Посмотрите, у нас есть мисочка с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый).
Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня? (дырки) .
А как вы думаете эти дырочки пустые? Давайте опустим этот камень в воду. Он не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем как появляется пемза.
Мы побывали с вами в мастерской и узнали какие бывают ткани.
Какие камни бывают? (ответы детей)
А теперь пройдемте в кинотеатр.
Пришли в кинотеатр. Садитесь.
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор приготовил нам легенду, послушаем ее.(слайд 1)
Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. »Вулкан работает»- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
Давайте заглянем внутрь вулкана(слайд 2).
На что похож вулкан?(ответы детей: пирамида, конус).
Какой он формы?(конусообразной).
Верхушка вулкана называется кратер.
А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава.
Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 3). Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами (слайд 4). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.
А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов.
Действующий - это тот который извергает лаву. (слайд 5)
Потухший - который тысячу лет не извергает лаву. (слайд 6)
Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд 7)
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
-Немного отдохнули и отправляемся в лабораторию (надеваем фартуки и нарукавники). Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре.
Но мы все же попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.
-Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными и знаете ли вы правила безопасности в лаборатории.
Итак, вспомним технику безопасности (работа с карточками).
Как вы думаете, что надо сделать первым делом?
Д. – Одеть специальную одежду.
Вспомнить технику безопасности.
Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно,
ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж
конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если
не знаешь, что это за вещество.
Пройдёмте в нашу лабораторию. (сели)
Как мы можем определить тему нашего исследования? (дети: тема нашего исследования «действующий вулкан»)
Тему определили, начинаем работу в лаборатории. Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан. (в готовый раствор капаю уксус) .
Наблюдаем “извержение “ вулкана.
– А хотите я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?
- Посмотрите внимательно на свой стол и скажите мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана? ( из конуса.)
– Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с окрашенной в красный цвет водой под № 1.
Помещаем в стакан под №1 1 чайную ложку соды из сосуда № 2, 5 капель моющей жидкости из сосуда №3.
А теперь внимание! Этот стаканчик у меня с особым знаком.
Что она означает? ( самому пользоваться нельзя. )
Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Это буду делать я.
– Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы.
Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление) .
– Кому, что не понятно?
Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.
Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.
– А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к
проведению эксперимента.
Дети сами готовят состав лавы, но лимонную кислоту добавляет воспитатель.
-- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.
Ребята, напомните мне тему нашего исследования. Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана. Какой вывод можем сделать ( При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг)?
Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди картинку».
Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.
Ребята, вы все молодцы, хорошо работали на занятии. Я приготовила для вас сюрпризы – раскраски, которые вы можете раскрасить в свободное время.
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей | Тема совместной деятельности взрослого и ребенка | Задачи совместной деятельности взрослого и ребенка | Виды деятельности детей | Планируемые интегративные качества |
Познание Коммуникация Безопасность Здоровье Музыка Художественная литература Социализация Труд | Беседа «Свойства камней». Дидактическая игра «Коробка ощущений». Прочтение мифа «Бог Вулкан». Презентация «Вулканы». Беседа «Правила безопасности при проведении опыта». Эксперимент «Извержение вулкана». Дидактическая игра «Найди вулкан». | Образовательные: -дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан; -познакомить с профессией ученого – вулканолога; -познакомить с видами вулканов; -уточнить и активизировать словарь детей по теме «Вулканы»; - способствовать развитию связной речи; -продолжать углублять представления детей о свойствах и особенностях камней (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.); -закрепить знания детей об объектах неживой природы; -закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта. Развивающие: -развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы; -развивать у детей познавательный интерес к деятельности; -способствовать развитию творческого воображения; -развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье. Воспитательные: -воспитывать интерес к исследовательской деятельности; -воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий; -воспитывать умение работать в команде. | Коммуникативная (беседа) Двигательная (физминутка) Продуктивная (конструирование модели предмета неживой природы (вулкан)) Познавательно-исследовательская (эксперимент) Музыкально-художественная (прослушивание «Древняя Греция - Античная музыка») Игровая (дидактическая игра «Хорошо - плохо») | Используют в речи слова, обозначающие части вулкана. Владеют диалогической речью. Знают и соблюдают правила безопасности при проведении опыта. Имеют представление о таком явлении неживой природы, как вулкан . Расширяют свои представления о видах вулканов и о профессии ученого – вулканолога. Умеют находить нужные предметы, объединенные общей темой среди других. Владеют умением определять свойства камней. |
Развивающая среда
Запись «Древняя Греция - Античная музыка», иллюстрация «Бог Вулкан», презентация «Вулканы», набор камней, карточки «Правила по безопасности при проведении опыта».
Предварительная работа
Просмотр видеофильма «Вулканы», изготовление макета вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, изучение темы: «камни», изготовление конуса из картона для каждого ребёнка.
Материалы к занятию
Проектор, ноутбук, пластиковые тарелки (на каждого ребенка), пластиковые стаканы (на каждого ребенка), набор камней, пластилин, сосуды с водой. Коробка ощущений, карточки-схемы. Сода, моющая жидкость (любая), красная краска, лимонная кислота(только для воспитателя), салфетки, лупы, поддоны, пипетки, чайные ложки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе Тема: «Какая бывает осень»
Занятие в подготовительной группе Тема: «Какая бывает осень»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»
Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»Цель:Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.Зада...

Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"
Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"...

Открытое занятие в подготовительной группе в подготовительной группе по развитию речи "В поисках сокровища".
Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища» Автор разработки: Семушева Елена Федор...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по физической культуре в подготовительной группе «Физкульт-Ура»
Тип: Физкультурно – оздоровительныйЦели: Учить уверенному преодолению препятствий и самостраховке при выполнении упражнений.Способствовать укреплению здоровья детей.Воспитывать у детей пот...