Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе "Что мы знаем о воздухе?"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Моличкович Ирина Васильевна

Конспект образовательной деятельности по методике А, И. Савенкова, которая включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_my_znaem_o_vozdukhe_ord.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Что мы знаем о воздухе?»

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе

Цель:   развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

  • расширить представления детей о свойствах воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется);
  • уточнить знание о воздухе как необходимом условии жизни на Земле;
  •  развивать навыки исследовательской деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

 -  беседы «Воздух на Земле».

-     дидактические игры: «Отвечай быстро», «Да - Нет».

   -  эксперименты  «Свойства воздуха».

  - консультация для родителей «Занимательные эксперименты».

 Оборудование: изображение Знайки , карточки с символами, обозначающими методы исследования; листочки в клеточку, ручки; шапка ученого; книги о нашей планете; сумка - холодильник; воздушные шарики; палка (60 см.) ; миска, пластиковая бутылка.

* * *

Дети играют, входят «гости», дети здороваются и приглашают всех присесть.

Воспитатель. Дети, я хочу вам предложить увлекательное путешествие в страну ДОКОРУПО. Вы о такой слыхали?

Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО,

Поскольку великая эта страна

На карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда,

И самолёт не летает туда,

Но если всмотреться внимательным взглядом

Всё то, что с тобою находится рядом,

То не придётся дорогу искать

   В страну, ДО КОторой РУкою ПОдать.

-  Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами - глазами исследователя, глазами экспериментатора. Ну что же, давайте закроем глаза, повернёмся вокруг себя и скажем:

«Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади!»

- Посмотрите, кто нас здесь встречает: это же Знайка! И мы оказались в его научной лаборатории. Знайка нам предлагает научиться проводить исследования, как это делают настоящие ученые.     (Дети отвечают.)

 -Тогда мы вместе со Знайкой открываем заседание ученого совета.

- Вы символами будете  зарисовывать всю добытую нами информацию. Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка. (У детей листы в клетку, карандаши.)

- Слушайте внимательно.

Через нос проходить в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух) 

- Исследователи, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о воздухе, подготовить сообщение, т. е. небольшой доклад. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить ее.

 На планшете выставлены методы исследования, изображенные символами:

подумать самому;

провести эксперимент;

взять информацию из компьютера;

посмотреть в книгах;

спросить у другого человека.

1. - Обратите внимание на эти методы. С чего мы начнем собирать материал?

Дети. Нужно вспомнить, что мы знаем о воздухе. Воздух не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. (Символами фиксируют высказывания).

 2. - Следующий этап - эксперимент. Вы много вспомнили о воздухе, а хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? Давайте подойдем к столу.

Опыт 1. К палке длиной приблизительно 60 см с двух концов привязываются два надутых одинаковых воздушных шарика. На середине палки крепится веревочка. Палку подвешивают за веревочку в горизонтальном положении.

-Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно?

Дети. Шары весят одинаково.

 - А что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом?

Дети высказывают предложения.

 - Давайте проверим. (Протыкает один из шаров.)

- Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.

 - Почему изменилось положение весов?

Дети. Шарик без воздуха стал более легким.

 - Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик?

Дети. Палка выровняется.

Воспитатель проверяет предположение детей на практике. Равновесие снова восстанавливается.  - Что же произошло?

Дети высказывают предположения.

 Вывод: воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче. 

Дети символами фиксируют полученную информацию.

 -  А вы знаете, какой воздух легче - теплый или холодный? Почему? Хотите узнать?

Опыт 2. На пустую, охлажденную пластиковую бутылку надевают воздушный шарик. Ставят бутылку в миску с горячей водой. Воздух нагревается, ему становится тесно и он устремляется вверх. Шарик надувается.

 Видите, значит, можно сделать вывод: теплый воздух легче, чем холодный.

 Дети символами фиксируют полученную информацию.

3. - Где еще мы можем найти информацию о воздухе?

Дети. В компьютере.

Дети подходят к ноутбуку и смотрят презентацию «Воздух можно услышать» в исполнении духовых инструментов - флейты, кларнета, трубы. Затем пробуют сами поиграть на дудочках.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали.                      Дети качают поднятыми вверх руками.

Это деревья в лесу.                                  Плавно опускают руки вниз.

Руки согнули, кисти встряхнули -           Трясут кистями рук.

Ветер сбивает росу.                                   Машут руками перед собой.

В стороны руки, плавно помашем -   Руки разводят в стороны.

Это к нам птицы летят.                       Поворачивают туловище с раскинутыми в стороны руками.

Как они сядут, тоже покажем.            Приседают.

Крылья сложили назад.                         Встают, прячут руки за спину.

 4. - Также мы можем посмотреть то, что нас интересует, в книгах. (Зачитывает отрывок.)

«Когда встречаются теплый и холодный воздух, начинаются колебания. Так возникает ветер. Неправда, что от ветра одни только неприятности. Он уносит из города задымленный воздух, а на смену ему из полей и садов приходит чистый и свежий. Ветер переносит семена растений, разгоняет тучи и помогает летать воздушным змеям. У ветра такая сила, что он может делать самую разную работу. Например, крутить мельничные жернова и надувать паруса кораблей».

 5.  -   Куда сейчас мы отправимся за информацией? Правильно, пришла пора обратиться за помощью к другим людям. Много интересного знает Наталья Юрьевна. Может, спросим у нее?

Наталья Юрьевна: Не только человеку, но и всему живому на Земле нужен чистый воздух. Но дым заводских труб, выхлопной газ автомобилей, многочисленные пожары и даже извержения вулканов загрязняют его.

Особенно загрязнен воздух в городах. Поэтому люди создали общество охраны природы. В нем занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.

 - Сейчас я попрошу вас занять свои места.  Давайте вспомним, что вы узнали, проведя исследование?

(Дети расшифровывают пиктограммы.)

-  Много интересного мы узнали о воздухе. А как вы думаете, что самое главное мы узнали?

Дети. Воздух надо беречь.

- Наступило время научного доклада.

Дети выбирают докладчика сами. Ребенок надевает мантию и головной убор ученого. Опираясь на символы, он рассказывает о воздухе все, что узнали во время исследования.

 - Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить? (Дети высказываются.)

- О чем или о ком еще вы хотели бы узнать на следующих занятиях? Знайка подготовит для нас лабораторию. (Дети отвечают.)

- А сейчас настало время прощаться со Знайкой и страной ДОКОРУПО и возвращаться в детский сад.

«Раз, два, три - в детский садик попади!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...