Рабочая программа с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим по программе Детский сад 2100
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

Иванова Ольга Александровна

Пособие по программе Детский сад 2100 "Здравствуй, мир!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуй, мир!

(наименование учебного предмета)

2013-2014 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы

«Детский сад 2100»

Примерная основная

общеобразовательная программа

дошкольного образования

__Научный руководитель А.А.Леонтьев

( наименование программы)

( автор программы)

Буланова Ольга Александровна

 (Ф.И.О. педагога (ов), составившего ( их) рабочую учебную программу)

II.Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям существенные особенности предметов, помогать в освоении способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности.

        В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется отчетливое представление о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

        Знания о явлениях природы, полученные детьми в предыдущей группе, расширяются, уточняются и систематизируются, выходя за пределы непосредственного опыта.  Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей действительности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах. У детей формируются элементарные понятия: «травы»,  «кустарники», «деревья»,  «растения»,  «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания»,  «сезонные изменения».  Обогащаются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Календарно тематическое планирование

Здравствуй, мир!

раздел

Познание

                  доминирующая область

старшая группа

группа

Воспитатель Буланова Ольга Александровна

Количество занятий_________________________

всего в год

в неделю __________________________________

Плановых занятий___________        тестов ___________

Планирование составлено на основе Примерной основной

Общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», Москва, 2012

программа

Пособия: Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. « Здравствуй, мир!»  (5 - 6лет)

Календарно – тематическое планирование

Тема, цель

Содержание НОД, пути достижения цели

Количество занятий

Форма организации НОД, продолжительность

Предметно – пространственная развивающая среда

Дата проведения

Вид контроля

1.

«Приглашение к путешествию»

 Диагностика (Познавательные интересы)

Обобщить представления детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; выявить и закрепить знания правил безопасности; выявить и закрепить знания вежливых форм обращения друг к другу.

1.Игра-мотивация

«Мы повзраслели»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Здравствуй, дружок!»,

3.Проблемная ситуация беседа «Правилах приема гостей»

4.Разрешение ситуации

4.1.Игра «Встречаем гостей»

4.2 Игра «Уборка квартиры»

4.3. Игра «Угощения»

5.Итог

1

Фронтальное

Диагностический материал

02.09

Тест №1

2.

«Береги себя»

Уточнить и расширить представления детей о доме – жилище человека, учить видеть предметы времени; расширить представления о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности; научить пользоваться телефонами службы безопасности.

1.Игра-мотивация

«Отправляемся в путешествие»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Опасные ситуации»,

3.Проблемная ситуация игра «Разложи картинки»

4.Разрешение ситуации

4.1.Игра «Что можно – что нельзя»

4.2 Игра « Правила безопасности»

5.Итог

1

Фронтальное

Иллюстрации с изображением бытовой техники, плакаты с номерами телефонов служб спасения.

16.09

3.

«Если хочешь быть здоров»

Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники; дать представление об устройстве и функционировании человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.

1.Игра-мотивация

«Поликлиника»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Что дети делают правильно? »,

3.Проблемная ситуация беседа «О специальностях врачей»

4.Разрешение ситуации.

4.1. «Кабинет врача- отоларинголога»

4.2. «Кабинет врача- стамотолога»

4.3. «Физминутка Чистим зубы»

4.4. «Кабинет врача- окулиста»

4.5. «кто ведет себя неправильно?»

5.Итог

1.

Номерки для гардероба, мед.карты на каждого ребенка, таблицы для проверки зрения, иллюстрации с изображением работы врачей, пособие.

30.09

4.

«Если хочешь быть здоров»

 Продолжать знакомить с устройством  и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение  к себе и другим.

1.Игра-мотивация

«Идем в поликлинику»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Что дети делают ни так?»,

3.Проблемная ситуация игра «К какому врачу обратиться?»

4.Разрешение ситуации

4.1.»Рентгеновский кабинет»

4.2 «Физминутка Гимнастика»

4.3. «Кабинет дерматолога»

4.4. «Кабинет терапевта.

5.Итог:  задание «Кто из детей вырастет здоровым?»,  задание «Почему доктор Айболит».

1

Интегрированное

Фонендоскоп, пособие

14.10.

5.

«Книги в дорогу »

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; уточнить представления детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову, воспитывать бережное отношение к книге.

1.Игра-мотивация

«Любимые книжки»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Библиотека»,

3.Проблемная ситуация беседа «Какие бывают книги»

4.Разрешение ситуации

4.1. «Библиотека Древней Руси»

4.2 Игра «Море волнуется, раз…»

4.3. игра «Самая большая библиотека»

4.4. Работа с пособием.

5.Итог

1

Интегративное

Картина «Библиотекарь», фотографии Российской библиотеки, книжки-малютки для дид. Игры «Библиотека», разделители с местом для символа.

28.10

6.

«Уж небо осенью дышало…»

Обобщить и систематизировать представления  детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; познакомить с природными особенностями осенних месяцев; развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

1.Игра-мотивация

«Почему беспокоится Айболит»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Как природа готовится к зиме?»

3.Проблемная ситуация беседа «Какая бывает осень»

4.Разрешение ситуации

4.1. «Заполните календарь природы»

4.2. физминутка «Листопад»

4.3. Игра «С какой ветки детки?»

4.4. Игра «Что перепутал художник?»

5.Итог

1

игра

Иллюстрации с изображением русской природы, характерные для каждого осеннего месяца. Календари природы, репродукции картин, музыка  к физминуткам.

12.11.

7.

«Помощники в путешествии: глобус и карта»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

1.Игра-мотивация «Где вы живете?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний беседа «Какие бывают дома?»

3.Проблемная ситуацияигра « Земля – наш общий дом»

4.Разрешение ситуации

4.1.Игра «Познакомимся с условными знаками»

4.2. Работа в пособии.

4.3. игра «Поможем Айболиту»

5.Итог

1

игра - путешествие

Глобус, географические карты, бумажный круг (разделенный на линиями на три равные части), ножницы, пособие.

26.11

8.

«Выбираем транспорт»

Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; продолжать знакомить детей законами по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей; уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах, закрепить умения соблюдать правила безопасности.

1.Игра-мотивация

«На чем можно путешествовать»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Виды транспорта»

3.Проблемная ситуация игра «Разложи картинки»

4.Разрешение ситуации

4.1.Игра «Где используют этот транспорт?»

4.2. Игра «Кто водит транспорт?»

5.Итог: «Расскажите, где используется этот транспорт?»

1

Фронтальное

Диагностический материал

Иллюстрации с изображениями различных видов транспорта; 5 картонных полосок длинной 15 см и шириной 2 см со схематич. Изображением на них самолета, поезда, машины, парохода, и ковра – самолета. Иллюстрации города с высоты, конфеты, пособия.

2.12

Тест №2

9.

«Идет волшебница зима…»

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить с природными особенностями зимних месяцев; приобщить к русской национальной культуре; развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы;      закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

1.Игра-мотивация

«Приметы времен года»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний беседа «Идет волшебница зима…»

3.Проблемная ситуация игра «Разложи по порядку»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Каждому месяцу свое название»

4.2 физминутка «Малечина – калечина»

4.3.Опыт со снегом.

4.4. работа в пособии

«Что общего?»

«Какой снеговик растает быстрее?»

5.Итог

1

Иллюстрации с изображением русской природы зимой; цветок с 12 лепестками; календарь погоды; оборудование к опыту; пособи

16.12.

10.

«Путешествие на Северный полюс»

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке.

1.Игра-мотивация

«Отправляемся в путешествие»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Лото животных»

3.Проблемная ситуация беседа «Кто, где живет?»

4.Разрешение ситуации

4.1. Опыт с водой.

4.2. физминутка «Море волнуется, раз…»

4.3. Работа в пособии

«Покажите стрелками, кто кем питается»

«Что перепутал художник?»

«Что общего?»

«Отметь погоду»

«Что за сказка?»

5.Итог

1

игра - путешествие

Лото животные, большие карточки лото леса, скотного двора, оборудование для опыта, пособие.

30.12

11.

«Путешествие в Тундру»

Познакомить детей с особенностями природных условий Тундры; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

1.Игра-мотивация

«Путешествие».

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Кто в теремочке живет?»,

3.Проблемная ситуацияигра «Где живет олень?»

4.Разрешение ситуации

4.1.Опыт с настольной лампой.

4.2. Работа в пособии

«Какие деревья растут в Тундре?»

«Кто чем питается?»

5.Итог

1

Комплексное

Иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры; оборудование для опыта, пособие.

20.01.

12.

«Жители Тундры»

Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей; воспитывать уважение к людям другой культуры

1.Игра-мотивация

«Едем в гости»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»,

3.Проблемная ситуация игра «Как связаны картинки»

4.Разрешение ситуации

4.1.«Опыт с тестом»

4.2. физминутка «Лыжники»

4.3. Работа в пособии

 «Что перепутал художник?»

«Что общего?»

5.Итог

1

Интегрированное

Иллюстрации с изображением быта жителей севера, оборудование к опыту, пособие.

03.02.

13.

«Обитатели тайги»

Диагностика

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия».

1.Игра-мотивация

«Путешествие».

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний беседа «Лото растений»

3.Проблемная ситуация игра «Где растут хвойные растения»

4.Разрешение ситуации

4.1.«Опыт»

4.2. Работа в пособии

 «Чем питаются животные?»

«Кто из зверей хищник?»

5.Итог «Обведи деревья, которые растут в тайге»

1

Путешествие  

Иллюстрации с изображением флоры и фауны тайги; оборудование для опыта, пособие

17.02

14.

«Путешествие в смешанный лес»

Диагностика

Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе как о зеленом доме растений, продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса, уточнить знания о правилах поведения в лесу.

1.Игра-мотивация рассказ – загадка.

«Путешествие».

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Где мы побывали»,

3.Проблемная ситуация беседа «Хищники и травоядные»

4.Разрешение ситуации

4.1 «Что изменилось за окном»

«Кто где живет?»

«Почему Лес – наше богатство?»

5.Итог

1

Путешествие

Иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса; пособие

03.03.

15.

«Путешествие в Африку»»

Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные пустыни и саванн).

1.Игра-мотивация

«Отправляемся в путешествие»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Разбегалочки»,

3.Проблемная ситуация беседа «Кто, где живет?»

4.Разрешение ситуации

4.1.Игра Путешествие по Африке»

4.2. физминутка «Море волнуется, раз…»

4.3. Работа в пособии

5.Итог

1

Игра - путешествие

Карточки с изображением животных и гор и джунглей (по одной на каждого), животных пустынь, зверей и птиц саванн, карта Африки.

17.03

16.

«В гости к мастерам гжели»

Познакомить детей с особенностями изделий мастеров Гжели, с историей возникновения этого промысла,. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. Воспитывать любознательность.

1.Игра-мотивация

«Любите ли вы путешествовать?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра « Назови слово»

3.Проблемная ситуация игра «Из чего сделана посуда»

4.Разрешение ситуации

4.1.Игра «Назад в прошлое»

4.2. Физминутка «Гжельские узоры»

4.3. Игра «С чего начинается…»

5.Итог

1

Игра - путешествие

Географическая карта, изделия Гжельского завода, пособие.

31.03.

17.

«В гости к городецким мастерам»

Познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла,. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. Воспитывать любознательность

1.Игра-мотивация

«Любите ли вы путешествовать?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра « Четвертый лишний»

3.Проблемная ситуация игра «Как сделать игрушку?»

4.Разрешение ситуации

4.1.Игра «Назад в прошлое»

4.2. Игра «Как называется эта сказка?»

4.3. Игра «Раскрасьте»

5.Итог

1

Игра – путешествие

Географическая карта, изделия городецких мастеров, набор для игры «Четвертый лишний»изображение дымковской и городецкой игрушки, пособие

14.04

18.

«Путешествие к мастерам хохломы»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, с историей возникновения этого промысла,. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. Воспитывать любознательность

1.Игра-мотивация

«Любите ли вы путешествовать?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра « Накрой на стол»

3.Проблемная ситуация игра «Где делается такая посуда?»

4.Разрешение ситуации

4.1.Физминутка «Ложки»

4.2. Игра «Этапы изготовления деревянной посуды»

4.3. Игра «Раскрасьте»

5.Итог

1

Игра - путешествие

Географическая карта, изделия городецких и хохломских мастеров, музыка для физминутки, пособие

28.04

19.

Викторина «Что? Где? Когда?»

(Диагностика)

закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

  1. Дети соревнуются как бы с «телезрителями», отвечая на вопросы в карточках, помогая друг другу.
  2. Ответы на вопросы викторины.
  3. Выполнение задания в пособии «Скоро лето»
  4. Разгадывание кроссворда.

1

Викторина

цветные карточки, конверты с цветными наклейками, черный ящик, пособие.

12.05.

тест №3

20.

«На экскурсию в Москву»

Расширить представления детей о Москве, продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем (внешний и внутренний вид). Воспитывать любовь к Родине.

1.Игра-мотивация

«Идем на экскурсию»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний беседа « Почему площадь называют Красной?»

3.Проблемная ситуация игра « Назови одним словом»

4.Разрешение ситуации

4.1. Историческая справка о достопримечательностях Кремля.

4.2 Задание «Башни Московского Кремля»

5.Итог

1

Игра – путешествие

Географическая карта, план – схема Московского Кремля, иллюстрации Московского Кремля, запись колокольного звона, пособие.

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ «ЗАКОНЫ УЛИЦ И ДОРОГ»

•         Закрепить знания о значении светофора на дороге, правила регулирования движений транспорта и пешеходов.•...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....

Образовательное мероприятие с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие на дно Онежского озера».

Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.Задачи:·         уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повад...

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром по теме «Народные куклы»

В конспекте занятия педагог знакомит детей с особенностями народных тряпичных кукол...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Детский сад».

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Детский сад».Задачи:Обучающие: показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые з...