Рабочая программа дополнительного образования " Речевой кружок"
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) на тему

Малькович Олеся Александровна

Программа кружка по развитию речи  разработана для детей в возрасте от 4 лет до 5 лет, т.к. в группе есть дети с нарушениями речи.

Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЛЕСОВИЧОК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЧЕВОЙ КРУЖОК  

                            

Автор:

 Малькович Олеся Александровна

Талакан 2016

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Программа кружка по развитию речи  разработана для детей в возрасте от 4 лет до 5 лет, т.к. в группе есть дети с нарушениями речи.

Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.

В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.

Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.

Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

Актуальность:

    Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. Поэтому возникла идея оказать коррекционную помощь детям среднего возраста. Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме коррекционно-развивающего кружка. Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным освоением лексических тем.

Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Задачи кружка:

• формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

• развивать общую и мелкую моторику;

• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;

• формировать лексико-грамматический строй речи;

• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;

• формировать познавательную активность детей;

• совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;

• обучать навыкам эффективной коммуникации.

       Принципы:

  • принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
  • принцип системности;
  • принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

Методы и приёмы:

- наглядные ( показ,рассмотрение предмета, картинки,игрушки и т. д.);

- практические ( игры – драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры);

- словесные( которые связаны с художественным словом, метод рассказа и метод беседы);

- игровые.

Участники программы:

  • дети  среднего  дошкольного возраста;
  • родители;
  • учитель - логопед.

 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ

      Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

   У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.   Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение  некоторых звуков. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.   Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.                    Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.        

   Для исправления этих недостатков необходимо:

  • развивать связную речь детей;
  • научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
  • познакомить с простыми приемами запоминания;
  • развивать логическое мышление;
  • уметь формулировать свою мысль;
  • уметь понимать речь окружающих.

    ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
  • Правильное употребление грамматических категорий;
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале;
  • Формирование связной речи;
  • Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Содержание дополнительной образовательной программы

Деятельность кружка осуществляется в форме НОД на основе методических пособий Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Нищевой Н.В. НОД проводится 1 раз в неделю по 15 - 20 минут во второй половине дня. Деятельность кружка включает следующие блоки:

   1-й блок.                                                                                                               Логопедическая деятельность направлена на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей.   Занятие строится за счёт использования комплекса методов и приёмов:

  •  комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  •  фонопедические упражнения для формирования навыков речевого дыхания;
  • использование потешек, чистоговорок, сопровождаемых движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и памяти;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  •  релаксационные  упражнения для снятия напряжения.

   2-й блок.                                                                                                            Формирование связной речи и речевой коммуникации у детей.
   В ходе этой части занятия решаются задачи:

  •  развитие динамической стороны общения, позитивного самоощущения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  •  формирование культуры общения;
  • формирование навыков связной речи (составление рассказов по картине, по демонстрируемым действиям, обучение пересказу);
  •  развитие у детей творческих способностей  высказываний на основе применения наглядности.

Учебно-тематический план работы кружка

Сентябрь

                     1-2 неделя диагностика.   

                         Тема « Детский сад»

1.Игра  «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» -закрепить имена, фамилии детей и их сверстников.

2. Упражнение на развитие речевого дыхания «Веселый ветерок».

3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» - развитие мелкой моторики.

4. Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки».

5. «Мой Веселый язычок» - знакомство с органами артикуляции

                                Тема «Осенний лес – полон чудес»

1.Релаксационные упражнения «Хорошее настроение»

2. Игра «Узнай по голосу»- формирование слухового восприятия.

3. Упражнение на дыхание «Листопад»

4.Заучивание стихотворения «Осень»

5.  Зрительная гимнастика «Солнышко и тучки»- профилактика зрительных нарушений.

Октябрь

               Тема                                                  «Во саду ли в огороде»

1.Массаж для глаз «Раздеваем лук»

2. Закрепление названия   органов артикуляции:                                                         игра «Сказочка - подсказочка»

3.Пальчиковая гимнастика «В огороде»

5. Чтение сказки «Репка»

Тема « У медведя во бору»

1. Дыхательное упражнение

«Листопад».

 2.Релаксия (образные превращения)

3.Логоритмические упражнения- учить слышать ритм и темп музыки.

4.Су джок терапия «Ёжик»

5. Игра «Постучимся в «Теремок»

Логотренинг

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

1.Пальчиковая игра «Как живешь?»

2. Самомассаж

3. Работа над дыханием «Ветерок»

4. Игра «Сказочка - подсказочка»- закрепление названия   органов артикуляции

Тема                                                                   « Волшебный мир звуков»

1.Сказка  "Сказка о непослушном язычке".

2. Игры со звучащими предметами -  знакомство со звуками.

3.Интонационная выразительность речи «Колобок»

4.Игра «За грибами» - развитие общей моторики.

ноябрь

1-2 неделя.  Тема «Я люблю свою лошадку»

  1. Психогимнастика «Чудесные превращения».

2.Сказка  "Сказка о непослушном язычке"- развитие органов артикуляции.

3. Игра с прищепками «Котенок»- координация движений рук

4. Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» - побуждать детей  вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками

5. Игра «Узнай по силуэту»- узнавать и называть домашних животных.

1-2 неделя.  Тема «Пернатые друзья»

1.Релаксационные упражнения «Спасем птенчиков»

2. Игра «Гуси- лебеди»- развитие речевого дыхания.

3. Развитие выразительности речи. Стихотворение «Стайка».

4. Игра «Многим домик послужил, кто только в домике не жил».

5.Усвоение понятий «живой — неживой» - развитие мышления.

Декабрь

Тема «Здравствуй, зимушка- зима»

1. Релаксационные упражнения

2. Дыхательное упражнение «Снежинка»

3.Массаж  «Мороз- красный нос»

4. Закрепление  произношения звуков  в чистоговорках «Раз, два, три, четыре, пять стихи  - будем сочинять».

4.Упражнения для коррекции зрения «Лыжники»

Тема «Семья»

1.Пальчиковая игра «Дружная семья»

2.Игра с мячом «Подбери пару». 3.Артикуляционная гимнастика   «В гости к дедушке и бабушке».

  4.Мимические упражнения «Гномики»

5. Игра «На помощь Забывайкину»- активизировать словарный запас.

Тема «Здравствуй, елочка- зеленая иголочка»

1.Дыхательное упражнение

«Снежинка».

2.Релаксационные упражнении «Прогулка в зимний лес»

3. Гимнастика для глаз «Ёлочка».

4.Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой хата…»

Январь

Тема «Зимние забавы»

1.Дыхательное упражнение «Вьюга».

2.Релаксационные упражнения «Зимние забавы»

3. Выполнение  артикуляционных упражнений игра «Сказочка- подсказочка»

4. Оздоровительный массаж. 

5.Театральная игра «Сказочные превращения».

6. Работа над выразительностью в стихотворении «Есть в лесу под елкой хатой…»

Тема «Зимовье животных»

1. Дыхательное упражнение

«Снежинки».

 2.Релаксия (образные превращения)

3.Логоритмические упражнения

4.Игра  «Узнай по силуэту»

5. Драматизация сказки «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».

Тема «Зимующие птицы»

1 Дыхательное упражнение

«Сдуй снежинку».

2.Релаксационные упражнение

«Согреем воробушка»

3. Ритмодекламация  «Кормушка»

4.  Театральная игра «Одно и то же по-разному».

февраль

Тема «Мир полон сказок и чудес»

1.Работа над речевым дыханием «Снежинка»

2. Зрительная гимнастика «Елочка».

3.Релаксационные упражнения «Сказочные превращения»

4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений)

5. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

6.Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя прогулка»

Тема « Я- человек».

1.Дыхательное упражнение

«Шарик».

2. Игра «Доскажи словечко»                              3.  Игра “Что делаем, покажем и скажем»

4.Распознаём по мимике и интонации

«Назови ласково»

5. Активизация словарного запаса «Расскажи про себя»

Тема«Малыши- кибальчиши»

1.Дыхательное упражнение

«Звездочки».

2.Релаксационные упражнения

«Мы - веселые ребята»

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие рассматривание картин.

5. Игра «Летим- плывем-шагаем» развитие общей моторики

март

 Тема «Весна- красна. Мамин праздник»

1 Дыхательное упражнение «Аромат роз».

2. Релаксационные упражнения  «Игра с песком».

3.Заучивание стихотворения «Мамин день»

4. Драматизация сказки «Теремок».

 Тема «Все работы хороши»

1. Дыхательное упражнение

«Солнечные зайчики».

2.Релаксационные упражнения «Для чего нужны руки»

3.Оздоровительный массаж.

4.Развитие мышления «Кто больше заметит небылиц»

5.Работа над выразительностью: стихотворение «Мамин день».

Тема «Ателье»

  1. Дидактическая игра «Наведи порядок».
  2. Дыхательное упражнение

«Ветерок». 

  1. Выполнение артикуляционных упражнений

4.Релаксационные упражнения

 «Холодно -жарко».

5.Массаж «Что делать после дождика?».

апрель

 Тема «Перелетные птицы»

1. Дыхательное упражнение

«Гуси- лебеди».

2. Релаксационное упражнение Холодно -жарко»

3. Массаж лица «Воробей».

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».

4.Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка»

5. «Злая, злая нехорошая змея укусила молодого воробья»- мимические упражнения.

 Тема «Цветы»

1.Дыхательное упражнение

«Лепестки».

2.Релаксационное упражнение «На полянке».

3Логоритмическое упражнение «Цветок»

  1. Проблемное упражнение «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей».

 Тема «Подводный мир»

1.Дыхательное упражнение «Буря в стакане».

2. Релаксационные упражнения

 «Водопад».

3. Развитие слухового восприятия. Игра “Внимательные ушки?”

4.Гимнастика для глаз.

5.Театральная игра «Морское путешествие».

Тема «Транспорт»

1.Дыхательное упражнение

«Паровоз».

2.Подвижня игра «Шоферы» -координация речи с движением.   

3.Дифференциация звуков. Упражнение “Шина” -“Насос”

4.Упражнение “Шифровальщики”- слуховое восприятие.

5.Упражнение “Машина”: собрать машину из счетных палочек.

май

Тема « Мир насекомых»

1 Дыхательное упражнение «Ворона».

2. Релаксационное упражнение «Стрекоза и муравей».

3.Массаж ушных раковин.

4.  Су Джок терапия «Ёжики»

5. Игра «Каждому страх большим кажется»- развитие связного высказывания.

 Тема« Скоро лето»

1.Дыхательное упражнение Дровосек».

2.Релаксационные  упражнения  «Бабочка».

3.Оздоровительный массаж.

4.Пальчиковая гимнастика «Раз, два….»

5.  Мимические упражнения «Преодолеем страх».        

Список литературы:

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
  4. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
  5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  6. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

 

Приложение

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

        Звуко -

 произношение

Фонематический

 процесс

Словарный   запас

Грамматический                        строй речи

Связная речь

Артикуляционная моторика

  Мелкая моторика

 

 

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК «ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК«ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ»...

Рабочая программа дополнительного образования "Театральный кружок - Сказочный мир"

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности  "Сказочный мир"...

Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"

Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...