Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: « Река Аган »
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему
Составила воспитатель
Ермакова С.И.
г.Радужный
2012 г.
Цель:побуждать интерес к природе родного края.
Задачи:
- Систематизировать и закрепить знания детей о природе ХМАО - ЮГРЫ и её богатствах; дать представление об реке Аган;
- Обратить внимание детей на красоту округа, вызвать желание бережно относится к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
- Развивать речь, обогащать ее новыми словами: река Аган, кедр, кедровка, тайга, хвоя.
Оборудование:
видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, фото реки, корзинка, кедровые шишки, кроссворд, удочка.
Методы и приемы:
показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашему ХМАО - ЮГРА.
- А кто из вас помнит, как называется округ, в котором мы живем?
Правильно, молодцы!
Нас ждут новые тайны нашей земли.
Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав мои загадки.
А вот и первая загадка:
У меня иголки длинней, чем у елки.
Я расту прямо в высоту.
Если я на опушке, ветви только на макушке. ( Сосна.)
Правильно.
2.Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)
3. Её всегда в лесу найдешь.
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
4.В сенокос – горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка. (Рябина.)
5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.
(Осина.)
Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на реку Аган.
Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится река Аган?
Аган — река в Ханты-Мансийском автономном округе, левый приток реки Тромъеган, близ впадения её вОбь (поэтому Аган иногда считают правым притоком Оби). Длина 544 км, площадь бассейна 32 200 км². Истоки Агана расположены на возвышенном болотистом водоразделе бассейна реки Пур и правых притоков Оби. Протекает в центральной части Западно-Сибирской равнины. Преимущественно снеговое и дождевое питание. Средний расход около 260 м³/сек. Ледостав с конца ноября по май.
- А как называется город, в котором мы живем?
Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие?
А почему на вертолете?
И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь.
(Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)
Наш вертолет совершает посадку вблизи реки Аган.
Ребята, посмотрите на какое красивую реку мы с вами приехали.
(Просмотр отрывка из фильма.)
. Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода.
А теперь давайте подойдем к озеру поближе.
В реке водится очень много рыбы.
- Как вы думаете, какая рыба может водиться в этой реке?
- А кто знает, чем ловят рыбу?
- А вы знаете, как правильно ловить рыбу?
(Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)
- А почему?
Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку.»
(Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы, которые написаны на обратной стороне)
- Может ли рыба жить без воды?
- Чем дышит рыба?
- Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
- Чем покрыто тело рыбы?
А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу реки.
(Звучит народная ханты -мансийсккя мелодия).
-Что вы видите вокруг?
- Назовите, какие деревья вам повстречались?
- Как по-другому можно назвать лес? (тайга.)
- А чем отличается лес от тайги?
Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.
А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом.
- Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?
Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.
- Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?
Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя, проживают столько лет.
А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.
Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди, идут в тайгу за орехами.
Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.
- Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?
- А еще кто?
Большой любитель, кедровых орешек, птица кедровка.(Звучит пение кедровки).
Давайте рассмотрим с вами птицу
Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.
- А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?
-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?
- А какие вы знаете ягоды?
-Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?
Игра: « Собери дары леса».
Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д.
Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам реки Аган, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора. А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы также чисто?
А что бы мы с вами увидели?
- Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?
Молодцы правильно.
Давайте вспомним правила поведения в природе.
Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?
Смотрите, на берегу реки стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.
Как вы думаете, почему охотники все это оставили?
Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?
Спасибо белочка за угощение.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Кто запомнил, как называется река?
А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»
Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Большое воздушное путешествие».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.Тема:«Большое воздушное путешествие»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».
Цели; закрепить знания о назначении предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»
Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе...