Конспект занятия "Где живёт электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства с понятием «статическое электричество
Занятие формирует у детей познавательный интерес к природе: знание о молнии – гигантском электрическом разряде в атмосфере.
Закрепляет правила безопасного поведения во время грозы. Пополняет словарный запас детей словами электрический разряд, статическое электричество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия для старшей группы "Где живёт электричество" с технологией ЭОР | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Кировского района
Санкт–Петербурга.
«Утверждаю»_____________________
заведующая ГБДОУ №27 Бараева С.В.
«_____»_______________2013
Конспект образовательной деятельности с использованием электронной презентации «Погода в картинках» и экспериментирование «Где прячется электричество» для детей старшего возраста.
Технология: исследовательской деятельности.
Автор – составитель
Фёдорова Светлана Фёдоровна
Воспитатель высшей категории
Санкт-Петербург
2012-2013 уч. год
Пояснительная записка.
Цель:
Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства с понятием «статическое электричество».
Задачи:
- Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знание о молнии – гигантском электрическом разряде в атмосфере.
- Закрепить правила безопасного поведения во время грозы.
- Пополнять словарный запас детей: электрический разряд, статическое электричество
- Формировать речевые навыки: умение делать выводы и обобщения; устанавливать связи между предметами и явлениями природы.
- Формировать умение приобретать знания по средствам практических опытов по теме «статическое электричество»
- Воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу, самостоятельность, интерес к окружающему миру, желание отражать свои впечатления в изобразительной деятельности.
Материально-техническое оснащение:
- электронная презентация «погода в картинках»;
- модели правил безопасного поведения во время грозы;
- воздушные шары;
- шерстяная ткань;
- пластмассовые линейки;
- бумажные бабочки;
- фонарик;
- батарейки, оргстекло;
- металлический поднос;
- фигурки из фольги;
- кусочек шёлковой ткани;
- бумага, цветные карандаши.
Участники:
Воспитатель, дети, незнайка.
Форма проведения: совместная деятельность.
Продолжительность: 30 минут
Ожидаемые результаты:
- Дети научились рассуждать, анализировать, делать выводы;
- Рассказывать о правилах безопасного поведения во время грозы с опорой на модели;
- Устанавливать связь между предметами и явлениями.
Предварительная работа:
Беседы о явлениях природы, рассматривание иллюстраций о явлениях природы.
Литературный сценарий
1 часть
Воспитатель: Ребята наступила весна, не хотите ли вы отправиться в путешествие?
Дети: Хотим
Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие в волшебную страну, где живёт электричество, только вам нужно будет отгадать загадки, сможете ли вы догадаться, о каких весенних явлениях идёт речь в загадках.
Загадки:
- Летит орлица по синему небу крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
- Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь)
- Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
- Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром)
- Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила (гроза)
Появляется Незнайка.
Незнайка: А-а вы про грозу говорите?! А я знаю, что такое гроза, это когда в небе петарды взрываются!
Воспитатель: Нет, Незнайка, а вы ребята знаете, как появляется гроза?
Дети: Нет
Воспитатель: Сейчас я вам покажу и расскажу причину образования грозы. И расскажу одну историю.
2 часть
(Просмотр электронной презентации с пояснениями воспитателя).
(Слайды №1 и 2.)
Воспитатель: Ребята, кто помнит, как испаряется вода и что такое водяной пар?
Дети: Пар это маленькие частицы воды, которые поднимаются наверх и образуют облако.
(Слайд №3.)
Воспитатель: «Присаживайтесь, сейчас я вам расскажу одну историю, как однажды воспитательница вывела на прогулку своих детей. Она сказала детям: «Ребята, кажется будет дождь. Сейчас жарко, но видите, оттуда идёт большая туча». (Слайд № 4) И Действительно было жарко. На горе лежал тёплый ветер и грелся на солнышке. А там сзади, за лесом, прятался холодный ветер. Видите, где он? (Слайд) №5.
Тёплый ветер нарисован тоненьким неженкой, а холодный – могучим великаном. (Слайд № 6.)
Тёплому ветру действительно было жарко. Он уже совсем высох и был лёгкий, как пёрышко. И чем теплее грело солнце, тем легче он становился. И когда тёплый ветер уже не мог вынести жары, он поднялся и улетел к верху. Этого как раз и ждал холодный ветер и сейчас же выскочил из-за леса. «У-у-у-у-у-у-у!» - Загудел он и полетел туда, где раньше лежал тёплый ветер. Так бывает всегда. Откуда улетает один ветер, туда сразу же бросается другой. Холодный ветер схватил тучу и стал носиться с ней по небу. (Слайд № 7)
А как только он схватил тучу, она сразу потемнела, и везде стали появляться другие чёрные тучи. (Слайд№8)
Что же делали капельки? Они испугались холодного ветра и быстро побежали друг к другу. И вот уже из них получились капельки побольше. Те опять испугались, опять бросились друг к другу и из них получились капельки ещё больше. И так они сливались до тех пор, пока не получились большие, тяжёлые капли, которые начали падать вниз. (Слайд №9).
«Ой, какой ливень! Бежим скорее!» - крикнула учительница детям, и они быстро побежали прятаться. Хорошо, что невдалеке оказался охотничий домик! Ветер пригибал деревья и хлестал дождём. (Слайд №10.)
Что же в это время делало электричество? Здесь электричество нарисовано в виде головастиков. Оно есть везде. Когда всё кругом спокойно, оно спит, как ни в чём не бывало – в людях, в земле, траве, в камнях. (Слайд № 12, 13.)
Как только ветер начнёт гонять тучи, как только начинает приближаться гроза, электричество сразу просыпается. Когда гроза нарушает их спокойствие, головастики страшно сердятся. Они начинают бегать, искать друг друга и собираются вместе. (Слайд №14.)
А когда они видят, что их собралось много, тут они начинают действовать. Видите, они собрались в этой туче. Теперь они хотят на кого-нибудь напасть, во что-нибудь ударить. Головастики выбрали гору. Сейчас они в неё ударят. (Слайд №15).
Трах! Вот уже ударили. Из тучи вылетела молния – большая электрическая искра – и ударила прямо в гору. А с молнией вылетели, и головастики и тоже бросились на гору. Когда же кончится гроза? (Слайд № 16).
-Куда там! Вот головастики уже опять нацелились друг на друга из двух туч. И хотят броситься навстречу друг дружке. (Слайд№17)
Трах! И молния – большая электрическая искра – пролетела между тучами. Это головастики бросились из тучи, где их было много, в тучу, где их было мало. (Слайд№18.)
Потом молнии сверкали одна за другой. Это электричество перескакивало из одной тучи в другую, из другой в третью и назад и опять в землю. Трах! Трах! Вот это была гроза! (слайд 19)
Наконец, опять - трах! Молния ударила в высокий тополь. И дерево сразу загорелось. Молния всегда выбирает что-нибудь высокое: высокие деревья, высокие башни, высокие горы. Хорошо ещё, что домик, где спрятались дети, не стоял с этим высоким деревом. Молния – это очень сильная электрическая искра. Такая сильная, что она могла даже бы убить детей. (Слад№20.)
Как всё изменилось после грозы! Растения, которые уже почти высохли, после дождя весело поднялись. Раскрылись цветы. Воздух стал чистым и свежим. Приятно запахло травами. На земле появились дождевые черви.
Потом выглянуло солнышко. Тучи рассеялись, и дети пошли обратно в садик»
Воспитатель: Вот и конец истории. Итак, молния - это сильный электрический заряд. А электричество – необычное явление природы, неведомое, но обладающее огромной силой, оно может быть очень опасным. Чтобы защитить здания от пожаров устанавливают молниеотводы. Давайте вспомним правила безопасного поведения во время грозы».
1-й ребёнок (берёт модель и поясняет): В грозу нельзя открывать окна.
2-й ребенок: (берёт модель и поясняет): В грозу нельзя оставлять включённые электроприборы.
3-й ребёнок: (берёт модель и поясняет): В грозу нельзя прятаться под высокими деревьями, потому что гроза бьёт в высокие предметы. И т.д.
Незнайка: Если гром и молния образуют мощный электрический заряд, то пусть она людям пользу приносят. Могут ли они зажигать лампочки в домах?
Воспитатель: Хоть молния и могуча, расходует на свою силу очень быстро, запас электричества у неё очень маленький. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество. Только надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно»
3 часть.
Опыты.
Незнайка: А я фокус знаю! Только надо закрыть глаза
(Незнайка, берёт шарик и натирает его об волосы, и вешает на стену, шарик висит).
Воспитатель: Дети, а попробуйте вы тоже повесить шарики.
(Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают?
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Дети повторяют опыт.
Незнайка: А я знаю ещё один фокус. У меня есть волшебная палочка, которая притягивает бумажные цветочки.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём палочки и попробуем прикоснуться к цветочкам. Что происходит?
Дети: Ничего не получается.
Воспитатель: Не расстраивайтесь ребята, сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
Дети: Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Воспитатель: Как палочки стали электрическими?
Дети: Мы их натерли кусочком шарфика.
Воспитатель: А мы тоже Незнайка фокусы знаем. Сейчас мы покажем небольшое кукольное представление с помощью статического электричества. Давайте потрём стекло шерстяной тканью, фигурки начнут «танцевать». Почему?
Дети: Из-за трения шерстью стекло электризуется. Наэлектризованное оно притягивает к себе фигурки, передавая им электрический заряд.
Воспитатель: Вот мы и побыли в волшебной стране. И увидели безопасное электричество. А где мы его нашли?
Дети: В волосах, в шерстяной ткани.
Воспитатель: А сейчас давайте сосчитаем опять до 10 и обратно и окажемся в нашей группе.
Дети считают до 10 и обратно.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте каждый из вас нарисует опыт, который понравился вам больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Где живёт электричество»
Познакомить детей с причиной проявления статического электричества...
Познавательное занятие "Где живёт электричество"
Познавательное занятие "Где живёт электричество"...
Конспект занятия в подготовительной группе по энергосбережению "Где живёт электричество?"
Программное содержание:- Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения.- Развивать творческие способности.- Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность су...
Конспект "Кто живёт в реке и в озере?" средняя группа
Конспект по ФКЦМ...
Конспект ОД по познавательному развитию "Где живёт электричество?"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе ...
Конспект занятия по познавательному развитию "Где живёт электричество?".
В данной методической разработке представлены материалы по опытно-экспериментальнеой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (исследовательская деятельность-экспериментирование с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии») в подготовительной к школе группе «Где живёт электричество».
Конспект непосредственно образовательной деятельности, направленный на решение задач познавательного развития в рамках организации экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе гру...