Конспект занятия "Где живёт электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фёдорова Светлана Фёдоровна

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства с понятием  «статическое электричество

  Занятие  формирует  у детей познавательный  интерес к природе: знание  о молнии – гигантском  электрическом разряде в атмосфере.

   Закрепляет правила безопасного поведения во время грозы.   Пополняет словарный запас детей словами электрический разряд, статическое электричество

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Кировского района

Санкт–Петербурга.

«Утверждаю»_____________________

заведующая ГБДОУ  №27 Бараева С.В.

«_____»_______________2013

Конспект  образовательной деятельности с использованием электронной презентации «Погода в картинках» и экспериментирование «Где прячется электричество» для детей старшего возраста.

Технология: исследовательской деятельности.

Автор – составитель

Фёдорова Светлана Фёдоровна

Воспитатель высшей категории

Санкт-Петербург

2012-2013 уч. год

Пояснительная записка.

Цель:

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства с понятием  «статическое электричество».

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей познавательный  интерес к природе: знание  о молнии – гигантском  электрическом разряде в атмосфере.
  2. Закрепить правила безопасного поведения во время грозы.
  3. Пополнять словарный запас детей: электрический разряд, статическое электричество
  4. Формировать речевые навыки: умение делать выводы и обобщения; устанавливать связи между предметами и явлениями природы.
  5. Формировать умение приобретать знания по средствам практических опытов по теме «статическое электричество»
  6. Воспитывать  интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу, самостоятельность, интерес к окружающему миру, желание отражать свои впечатления в изобразительной деятельности.

Материально-техническое оснащение:

  1. электронная презентация «погода в картинках»;
  2. модели правил безопасного поведения во время грозы;
  3. воздушные шары;
  4. шерстяная ткань;
  5. пластмассовые линейки;
  6. бумажные бабочки;
  7. фонарик;
  8. батарейки, оргстекло;
  9. металлический поднос;
  10. фигурки из фольги;
  11. кусочек шёлковой ткани;
  12. бумага, цветные карандаши.

Участники:

Воспитатель, дети, незнайка.

Форма проведения: совместная деятельность.

Продолжительность: 30 минут

Ожидаемые результаты:

  1. Дети научились рассуждать, анализировать, делать выводы;
  2. Рассказывать о правилах безопасного поведения во время грозы с опорой на модели;
  3. Устанавливать связь между предметами и явлениями.

Предварительная работа:

 Беседы о явлениях природы, рассматривание иллюстраций о явлениях природы.


Литературный сценарий

1 часть

Воспитатель: Ребята наступила весна, не хотите ли вы отправиться в путешествие?

Дети: Хотим

Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие в волшебную страну, где живёт электричество, только вам нужно будет отгадать загадки, сможете ли вы догадаться, о каких весенних явлениях идёт речь в загадках.

Загадки:

  • Летит орлица по синему небу крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

  • Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь)

  • Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

  • Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром)

  • Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила (гроза)

Появляется Незнайка.

Незнайка:  А-а вы про грозу говорите?! А я знаю, что такое гроза, это когда в небе петарды взрываются!

Воспитатель: Нет,  Незнайка, а вы ребята знаете, как появляется гроза?

Дети: Нет

Воспитатель: Сейчас  я  вам покажу и расскажу причину образования грозы. И расскажу одну историю.

2 часть

(Просмотр электронной презентации с пояснениями воспитателя).

(Слайды  №1 и 2.)

Воспитатель: Ребята,  кто помнит, как испаряется вода и что такое водяной пар?

Дети: Пар это маленькие частицы воды, которые поднимаются наверх и образуют облако.

(Слайд  №3.)

Воспитатель: «Присаживайтесь, сейчас я вам расскажу одну историю, как однажды воспитательница вывела на прогулку своих детей. Она сказала детям: «Ребята, кажется будет дождь. Сейчас жарко, но видите, оттуда идёт большая туча». (Слайд № 4) И Действительно было жарко. На горе лежал тёплый ветер и грелся на солнышке. А там сзади, за лесом, прятался холодный ветер. Видите, где он? (Слайд) №5.  

Тёплый ветер нарисован тоненьким неженкой, а холодный – могучим великаном. (Слайд № 6.)

 Тёплому ветру действительно было жарко. Он уже совсем высох и был лёгкий, как пёрышко. И чем теплее грело солнце, тем легче он становился. И когда тёплый ветер уже не мог вынести жары, он поднялся и улетел к верху. Этого как раз и  ждал холодный ветер и сейчас же выскочил из-за леса. «У-у-у-у-у-у-у!» - Загудел он и полетел туда, где раньше лежал  тёплый ветер. Так бывает всегда. Откуда улетает один ветер, туда сразу же бросается другой. Холодный ветер схватил  тучу и стал носиться с ней по небу. (Слайд № 7)

 А как только он схватил тучу, она сразу потемнела, и везде стали появляться другие чёрные тучи. (Слайд№8)

 Что же делали капельки? Они испугались холодного ветра и быстро побежали друг к другу. И вот уже из них получились капельки побольше. Те опять испугались, опять бросились друг к другу  и из них получились капельки ещё больше. И так они сливались до тех пор, пока не получились большие, тяжёлые капли, которые начали падать вниз. (Слайд №9).

«Ой, какой ливень! Бежим скорее!» - крикнула учительница детям, и они быстро побежали прятаться. Хорошо, что невдалеке оказался охотничий домик! Ветер пригибал деревья и хлестал дождём. (Слайд №10.)

Что же в это время делало электричество? Здесь электричество нарисовано в виде головастиков. Оно есть везде. Когда всё кругом спокойно, оно спит, как ни в чём не бывало – в людях, в земле,  траве, в камнях. (Слайд № 12, 13.)

Как только ветер начнёт гонять тучи, как только начинает приближаться гроза, электричество сразу просыпается. Когда гроза нарушает их спокойствие, головастики страшно сердятся. Они начинают бегать, искать друг друга и собираются вместе. (Слайд №14.)

А когда они видят, что их собралось много, тут они начинают действовать. Видите, они собрались в этой туче. Теперь они хотят на кого-нибудь напасть, во что-нибудь ударить. Головастики выбрали гору. Сейчас они в неё ударят. (Слайд №15).

Трах! Вот уже ударили. Из тучи вылетела молния – большая электрическая искра – и ударила прямо в гору. А с молнией вылетели, и головастики и тоже бросились на гору. Когда же кончится гроза? (Слайд № 16).

 -Куда там! Вот головастики уже опять нацелились друг на друга из двух туч. И хотят броситься навстречу друг дружке. (Слайд№17)

Трах! И молния – большая электрическая искра – пролетела между тучами. Это головастики бросились из тучи, где их было много, в тучу, где их было мало. (Слайд№18.)

Потом молнии сверкали одна за другой.  Это электричество перескакивало из одной тучи в другую, из другой в третью и назад и опять в землю. Трах! Трах! Вот это была гроза! (слайд 19)

Наконец, опять - трах! Молния ударила в высокий тополь. И дерево сразу загорелось. Молния всегда выбирает что-нибудь высокое: высокие деревья, высокие башни, высокие горы. Хорошо ещё, что домик, где спрятались  дети, не стоял с этим высоким деревом.  Молния – это очень сильная электрическая искра. Такая сильная, что она могла даже бы убить  детей. (Слад№20.)

Как всё изменилось после грозы! Растения, которые уже почти высохли, после дождя весело поднялись. Раскрылись цветы. Воздух стал чистым и свежим. Приятно запахло травами. На земле появились дождевые черви.

Потом выглянуло солнышко. Тучи рассеялись,  и дети пошли обратно  в садик»

Воспитатель: Вот и конец истории.  Итак, молния - это сильный электрический заряд. А электричество – необычное явление природы, неведомое, но обладающее огромной силой, оно может быть очень опасным. Чтобы защитить здания от пожаров устанавливают  молниеотводы.   Давайте вспомним правила безопасного поведения во время грозы».

1-й ребёнок (берёт модель и поясняет): В грозу нельзя открывать окна.

2-й ребенок: (берёт модель и поясняет): В грозу нельзя оставлять включённые электроприборы.

3-й ребёнок: (берёт модель и поясняет): В грозу нельзя прятаться под высокими деревьями, потому что гроза бьёт в высокие предметы. И т.д.

Незнайка: Если гром и молния образуют мощный электрический  заряд, то пусть она  людям пользу приносят. Могут ли они зажигать лампочки в домах?

Воспитатель: Хоть молния и могуча, расходует на свою силу очень быстро, запас электричества у неё очень маленький. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество. Только надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно»

3 часть.

Опыты.

Незнайка: А я фокус знаю! Только надо закрыть глаза

(Незнайка,  берёт шарик и натирает  его об волосы, и вешает на стену, шарик висит).
 Воспитатель:  Дети, а попробуйте вы тоже  повесить шарики.

(Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают?
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Дети повторяют опыт.

Незнайка: А я знаю ещё один фокус. У меня есть волшебная палочка,  которая притягивает  бумажные цветочки.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём  палочки и попробуем прикоснуться к цветочкам. Что происходит?

Дети: Ничего не получается.

Воспитатель: Не расстраивайтесь ребята, сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?

Дети: Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.

Воспитатель: Как палочки стали электрическими?

Дети: Мы  их натерли кусочком шарфика.

Воспитатель: А мы тоже Незнайка фокусы знаем. Сейчас мы покажем небольшое кукольное представление с помощью статического электричества. Давайте потрём стекло шерстяной тканью,  фигурки начнут  «танцевать». Почему?

Дети: Из-за трения шерстью стекло электризуется. Наэлектризованное оно притягивает к себе фигурки, передавая им электрический заряд.

Воспитатель: Вот мы и побыли в волшебной стране. И увидели безопасное электричество. А где мы его нашли?

Дети: В волосах, в шерстяной ткани.

Воспитатель: А сейчас давайте сосчитаем опять до 10 и обратно и окажемся в нашей группе.

Дети считают до 10 и обратно.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте каждый из вас нарисует  опыт, который понравился вам больше всего.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Где живёт электричество»

Познакомить детей с причиной  проявления статического электричества...

Познавательное занятие "Где живёт электричество"

Познавательное занятие "Где живёт электричество"...

Конспект занятия в подготовительной группе по энергосбережению "Где живёт электричество?"

Программное содержание:- Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения.- Развивать творческие способности.- Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность су...

Конспект ОД по познавательному развитию "Где живёт электричество?"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Где живёт электричество?".

В данной методической разработке представлены материалы  по опытно-экспериментальнеой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (исследовательская деятельность-экспериментирование с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии») в подготовительной к школе группе «Где живёт электричество».

Конспект непосредственно образовательной деятельности, направленный на решение задач познавательного развития в рамках организации экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе гру...