Проект сюжетно-ролевой игры "Детская поликлиника"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Карказова Анна Михайловна

Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt_detskaya_poliklinika.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида  №4  г. Ейска муниципального образования

Ейский район

ПРОЕКТ

Сюжетно-ролевой игры

 «Детская поликлиника».

Старший воспитатель

Карказова Анна

Михайловна

Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».

Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Задачи:

  • Развивать и обогащать сюжет игры, вызвать у детей интерес к профессии врача.
  • Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;
  • Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  • Создавать условия для творческого самовыражения;
  • Помогать детям наладить взаимодействия в совместной игре;
  • Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

Ресурсное обеспечение: набор специальных игрушек для врача,  самоделки, предметы-заместители.

Актуальность проекта:

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.

Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия.

Ролевая игра – - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт, приобретенный в игре во взрослую жизнь, не только доставляет огромное удовольствие, но и развивает образное мышление. В такой игре ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.

Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно-ролевых игр с детьми ОНР позволяет создать в группе условия для планомерной и эффективной работы. Во время игры дети работают активно и увлеченно именно благодаря использованию интересного, занимательного материала, который способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий русского языка. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением, что обогатит их словарный запас.

Ожидаемые результаты:

  1. Получение знаний детей о профессиях медицинских работников;
  2. Формирование у детей умения играть по собственному замыслу;
  3. Обогащение и расширение словарного запаса;
  4. Развитие диалогической и монологической речи;
  5. Совершенствование и расширение игровых умений детей;
  6. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
  7. Формирование коммуникативных навыков.

Научно-методическое обоснование

Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития.

Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В.А. Сухомлинский).

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Совместная

деятельность

логопеда и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

Диагностика речевого развития

Диагностическая методика Сафоновой Диагностика по методике Н.Н. Серовой.

Диагностика по методике О.С. Ушаковой.

Обрисовка сюжетной канвы

Ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Мама ведет его к врачам-специалистам (педиатр, лор, окулист)

Создание условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками через побуждение их обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями на занятиях, во время дидактических игр и упражнений.

Изучение литературы:

Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»  Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей»  Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть».

Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».

В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников».

Организационная работа

Чтение произведений Ю.Яковлева «Больной», Ю.Синицина «С человеком беда»,

И.Туричина «Человек заболел»,

К.Чуковского «Доктор А Продуктивные виды деятельности.

Изготовление атрибутов для игры.

йболит». 

Беседы с детьми:  о работе врача, медсестры.

Рассматривание: медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).

Лепка «Подарок для больной куклы». Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

Наблюдение за работой врача.

Занятие на тему: «Предметы для врача».

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наоборот», «Кто больше запомнил», «Каму, что нужно для работы», «Чего нет?».

Оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт;

Лекарства (мази, порошки, таблетки, капли, микстура, горчичники и т.д.)

Инструменты (фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, градусники и т.д.)

Работа

с родителями

Посещение родителей с детьми поликлиники, аптеки.

Консультации для родителей: «На приёме у врача», «Как гулять с пользой для здоровья».

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «поликлиника» (кабинет врача, лекарства, инструменты, таблица для проверки зрения)

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность

Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Взаимосвязь партнеров.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.        

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе.

Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры

Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений.

План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры

«Детская поликлиника».

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.

Задачи: 

- побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в поликлинике;

- продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;

- обеспечить развитие игры;

- учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

- развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;

- формировать навык речевого этикета;

- развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;

- воспитывать уважение к людям разных профессий.

Структуры

Общие методические приемы

Методиче6ские приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Формировать умение обозначать свои роли – врач, медсестра, пациент, аптекарь, шофер, регистратор.

Учить выполнять роли:

Доктор – лечит,

Пациент – принимает лекарство,

Аптекарь – продает лекарства,

Кассир – берет деньги,

Шофер – развозит медикаменты, доставляет больных в стационар.

Общая стратегия игровых  взаимодействий с детьми

Создать условия для возникновения игры. Предварительно обсудить содержание игры Включать детей в ролевое взаимодействие. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры.

Создать заинтересовывающий момент. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить ролевые действия в конце игры.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль.

Задать детям вопрос о том, что делают в поликлинике, какие специалисты работают в поликлинике (ЛОР, окулист, педиатр). С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль второстепенную роль. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.

Структура сюжета игры

Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий.

Из дома идут в больницу, из больницы – в аптеку за лекарством, а затем снова домой. Поощрять самостоятельность детей.

Словарный минимум

Часть словаря

Профессии

Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.

Инструменты

Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер.

Трудовые действия

Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализация.

Качество труда

Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Регистратор

Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки.

Врач

Ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на анализы.

Медсестра

Помогает доктору в проведении осмотра, выписывает рецепт, делает уколы, обрабатывает раны, измеряет температуру, рост, взвешивает.

Пациент

Приходит на прием к врачу, рассказывает о своих недомоганиях, приобретает лекарство, ставит горчичники, измеряет температуру, принимает лекарство.

Аптекарь

Принимает рецепт, дает справку о дозе приема лекарства, выдает лекарство.

Кассир

Принимает деньги от покупателя, выдает чек.

Шофер

Привозит лекарство в аптеку, отвозит больного в стационар.

Литература:

Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.

Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.

Михайленко Н.Я.,  Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.

Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.

Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.

Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.

Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.


Таблица взаимодействия ролей

Регистратор

Врач

Медсестра

Пациент

Аптекарь

Кассир

Шофер

Регистратор

Общаются, делятся опытом работы, выполняют совместную работу.

Делает запрос о количестве вызовов на дом, о количестве больных на приеме.

Просит помочь в разборе документации, поиске карточки.

Просит найти карточку, записывается на прием, вызывает врача на дом.

---

---

---

Врач

Записывает больных на прием, регистрирует вызов на дом.

Общаются, обсуждают новые методы лечения.

Помогает вести осмотр, выписывает рецепт, направления.

Рассказывает о недомоганиях получает указания по лечению.

---

---

---

Мед

сестра

Помогает в разборе документации, помогает найти карточку.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает рецепт, ходит на уколы.

---

---

Отвозит больного в стационар

Пациент

Выдает карточку, записывает на прием, выдает талоны, регистрирует вызов на дом, отвечает на телефонные звонки.

Ведет осмотр, выписывает лечение, дает рекомендации по уходу за больным, дает направления на анализы.

Делает уколы, обрабатывает раны, перебинтовывает, измеряет температуру, рост, вес.

Ожидают очереди, общаются.

Выдает лекарство, объясняет, как его нужно принимать.

Выдает чек, получает деньги.

Отвозит больного в стационар.

Аптекарь

---

---

---

Приносит рецепт, покупает лекарство, просит объяснить, как принимать лекарство.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются.

Привозит лекарство.

Кассир

---

---

---

Платит деньги за лекарство.

Общаются.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает заработную плату.

Шофер

---

---

---

Шофер отвозит больного в стационар.

Принимает лекарство, расписывается в накладных, отправляет за новым лекарством.

Выдает заработную плату.

Общаются, выполняют совместную работу.

Resource id #2652

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (младшая группа)

Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия;Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство ...

Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Развитие диалогической речи через сюжетно-ролевую игру...

Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника" . Старший дошкольный возраст....

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"...

Проект сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника»

Проект сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника»...