Проект сюжетно-ролевой игры "Детская поликлиника"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_detskaya_poliklinika.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №4 г. Ейска муниципального образования
Ейский район
ПРОЕКТ
Сюжетно-ролевой игры
«Детская поликлиника».
Старший воспитатель
Карказова Анна
Михайловна
Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Задачи:
- Развивать и обогащать сюжет игры, вызвать у детей интерес к профессии врача.
- Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;
- Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- Создавать условия для творческого самовыражения;
- Помогать детям наладить взаимодействия в совместной игре;
- Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.
Ресурсное обеспечение: набор специальных игрушек для врача, самоделки, предметы-заместители.
Актуальность проекта:
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.
Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия.
Ролевая игра – - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт, приобретенный в игре во взрослую жизнь, не только доставляет огромное удовольствие, но и развивает образное мышление. В такой игре ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.
Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно-ролевых игр с детьми ОНР позволяет создать в группе условия для планомерной и эффективной работы. Во время игры дети работают активно и увлеченно именно благодаря использованию интересного, занимательного материала, который способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий русского языка. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением, что обогатит их словарный запас.
Ожидаемые результаты:
- Получение знаний детей о профессиях медицинских работников;
- Формирование у детей умения играть по собственному замыслу;
- Обогащение и расширение словарного запаса;
- Развитие диалогической и монологической речи;
- Совершенствование и расширение игровых умений детей;
- Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
- Формирование коммуникативных навыков.
Научно-методическое обоснование
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития.
Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В.А. Сухомлинский).
Этапы игровой деятельности
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Совместная деятельность логопеда и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | |||
Выявление проблемы | Диагностика игровых навыков, игровой среды | Диагностика речевого развития | Диагностическая методика Сафоновой Диагностика по методике Н.Н. Серовой. Диагностика по методике О.С. Ушаковой. |
Обрисовка сюжетной канвы | Ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Мама ведет его к врачам-специалистам (педиатр, лор, окулист) | Создание условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками через побуждение их обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями на занятиях, во время дидактических игр и упражнений. | Изучение литературы: Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть». Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре». В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников». |
Организационная работа | Чтение произведений Ю.Яковлева «Больной», Ю.Синицина «С человеком беда», И.Туричина «Человек заболел», К.Чуковского «Доктор А Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры. йболит». Беседы с детьми: о работе врача, медсестры. Рассматривание: медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Лепка «Подарок для больной куклы». Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. | Занятие на тему: «Предметы для врача». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наоборот», «Кто больше запомнил», «Каму, что нужно для работы», «Чего нет?». | Оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт; Лекарства (мази, порошки, таблетки, капли, микстура, горчичники и т.д.) Инструменты (фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, градусники и т.д.) |
Работа с родителями | Посещение родителей с детьми поликлиники, аптеки. | Консультации для родителей: «На приёме у врача», «Как гулять с пользой для здоровья». | |
Основной | |||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «поликлиника» (кабинет врача, лекарства, инструменты, таблица для проверки зрения) | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства. | |
Игровая деятельность | Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры. Взаимосвязь партнеров. | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. | |
Заключительный | |||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. | Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры | Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений. |
План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры
«Детская поликлиника».
Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
Задачи:
- побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в поликлинике;
- продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;
- обеспечить развитие игры;
- учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
- развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;
- формировать навык речевого этикета;
- развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
Структуры | Общие методические приемы | Методиче6ские приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры. | Формировать умение обозначать свои роли – врач, медсестра, пациент, аптекарь, шофер, регистратор. Учить выполнять роли: Доктор – лечит, Пациент – принимает лекарство, Аптекарь – продает лекарства, Кассир – берет деньги, Шофер – развозит медикаменты, доставляет больных в стационар. |
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми | Создать условия для возникновения игры. Предварительно обсудить содержание игры Включать детей в ролевое взаимодействие. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры. | Создать заинтересовывающий момент. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить ролевые действия в конце игры. |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль. | Задать детям вопрос о том, что делают в поликлинике, какие специалисты работают в поликлинике (ЛОР, окулист, педиатр). С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль второстепенную роль. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей. |
Структура сюжета игры | Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий. | Из дома идут в больницу, из больницы – в аптеку за лекарством, а затем снова домой. Поощрять самостоятельность детей. |
Словарный минимум
Часть словаря | |
Профессии | Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель. |
Инструменты | Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер. |
Трудовые действия | Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализация. |
Качество труда | Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно. |
Построение ролевого диалога
Роли | Ролевые действия |
Регистратор | Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки. |
Врач | Ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на анализы. |
Медсестра | Помогает доктору в проведении осмотра, выписывает рецепт, делает уколы, обрабатывает раны, измеряет температуру, рост, взвешивает. |
Пациент | Приходит на прием к врачу, рассказывает о своих недомоганиях, приобретает лекарство, ставит горчичники, измеряет температуру, принимает лекарство. |
Аптекарь | Принимает рецепт, дает справку о дозе приема лекарства, выдает лекарство. |
Кассир | Принимает деньги от покупателя, выдает чек. |
Шофер | Привозит лекарство в аптеку, отвозит больного в стационар. |
Литература:
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.
Таблица взаимодействия ролей
Регистратор | Врач | Медсестра | Пациент | Аптекарь | Кассир | Шофер | |
Регистратор | Общаются, делятся опытом работы, выполняют совместную работу. | Делает запрос о количестве вызовов на дом, о количестве больных на приеме. | Просит помочь в разборе документации, поиске карточки. | Просит найти карточку, записывается на прием, вызывает врача на дом. | --- | --- | --- |
Врач | Записывает больных на прием, регистрирует вызов на дом. | Общаются, обсуждают новые методы лечения. | Помогает вести осмотр, выписывает рецепт, направления. | Рассказывает о недомоганиях получает указания по лечению. | --- | --- | --- |
Мед сестра | Помогает в разборе документации, помогает найти карточку. | Общаются, выполняют совместную работу. | Общаются, выполняют совместную работу. | Получает рецепт, ходит на уколы. | --- | --- | Отвозит больного в стационар |
Пациент | Выдает карточку, записывает на прием, выдает талоны, регистрирует вызов на дом, отвечает на телефонные звонки. | Ведет осмотр, выписывает лечение, дает рекомендации по уходу за больным, дает направления на анализы. | Делает уколы, обрабатывает раны, перебинтовывает, измеряет температуру, рост, вес. | Ожидают очереди, общаются. | Выдает лекарство, объясняет, как его нужно принимать. | Выдает чек, получает деньги. | Отвозит больного в стационар. |
Аптекарь | --- | --- | --- | Приносит рецепт, покупает лекарство, просит объяснить, как принимать лекарство. | Общаются, выполняют совместную работу. | Общаются. | Привозит лекарство. |
Кассир | --- | --- | --- | Платит деньги за лекарство. | Общаются. | Общаются, выполняют совместную работу. | Получает заработную плату. |
Шофер | --- | --- | --- | Шофер отвозит больного в стационар. | Принимает лекарство, расписывается в накладных, отправляет за новым лекарством. | Выдает заработную плату. | Общаются, выполняют совместную работу. |
Resource id #2652
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (младшая группа)
Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия;Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство ...
Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Развитие диалогической речи через сюжетно-ролевую игру...
Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста....
Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника" . Старший дошкольный возраст....
Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"...
Проект сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника»
Проект сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника»...