Занятие познавательного типа для детей старшего возраста
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме
Занятие Зрение как орган познания окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zrenie_kak_organ_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc | 1018.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 229» компенсационного вида
Тема занятия познавательного типа для детей старшего возраста:
«Зрение как орган познания окружающего мира»
Выполнила:
Мельник Т.А.
Новокузнецк
2013
Цель занятия: Обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста об органах чувств.
Задачи: Раскрыть значение органов зрения для познания окружающего мира.
Дать знания по охране зрения человека. Формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование. Воспитывать чуткое отношение к людям с физическими недостатками.
Материалы:
- подвязка для игры «Узнай на ощупь»;
- продукты для узнавания на вкус – апельсин, сахар;
- изображения орла и щуки;
- салфетки для каждого ребенка.
Ход занятия.
У детей на груди таблички с именами, у педагога такая же – перевернута или закрыта.
- Дети, давайте с вами познакомимся.
- Как мне удалось узнать ваши имена? (Прочитала на табличках).
- А вы умеете читать?
- Прочитайте, как меня зовут.
- Почему вы не можете прочитать? (Табличка перевернута).
- А сейчас можно прочитать? (Переворачивает табличку).
- Почему вы смогли прочитать?
- Чем мы видим?
- Сегодня я хочу поговорить с вами о глазах.
- Что такое глаза?
- Что мы видим глазами?
Вывод: с помощью глаз мы познаем мир.
- А можно ли познавать мир, не имея глаз?
Давайте проверим. Кому-то из вас я завяжу глаза. Вам нужно выполнить задание с завязанными глазами.
Педагог меняет местоположение, зовет детей по именам. Дети подходят к педагогу, ориентируясь на голос.
- Как вам удалось узнать, где я стою? (С помощью слуха).
- А сейчас поиграем в игру «Угадай-ка».
Одному из детей завязывают глаза, он должен узнать своего товарища на ощупь, не снимая повязки с глаз.
- Как тебе удалось узнать друга? (С помощью рук).
- Сядем за стол.
Девочки садятся напротив мальчиков, угощение лежит под салфетками, на середине столов (апельсин, наколотый на пластмассовую палочку).
Девочки закрывают глаза. Мальчики берут угощение и дают девочкам понюхать.
- Чем угощают вас мальчики?
- Как вам удалось узнать? (При помощи запаха).
- Предлагаю съесть апельсин.
- Сейчас мальчики закроют глаза, а девочки будут их угощать.
Педагог предлагает сначала понюхать, а потом, не открывая глаз, попробовать угощение.
- Чем вас угостили девочки? (Сахаром).
- Как вам удалось узнать? (Попробовали).
Вывод: только ли с помощью зрения человек познает мир? Нет. Человек может познавать мир с помощью рук, слуха, запаха, вкуса.
А какой из этих органов наиболее важный?
Ответы детей.
- Давайте послушаем загадку. Это животное. Его тело покрыто перьями. У него есть крылья. Высиживает птенцов из яиц.
Ответы детей.
- Сейчас ответ на загадку будет на картинке. (Показывает изображение орла).
- Почему вы не смогли отгадать загадку сразу?
Ответы детей.
- Сейчас следующая загадка. (Показывает изображение щуки).
- Почему вы так быстро отгадали эту загадку? (Увидели).
- Так права ли русская пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»?
- А есть ли такие люди, которым приходится познавать мир с помощью рук, вкуса, запаха, слуха? (Да, это люди с нарушением зрения).
- Как называют таких людей?
- Может ли незрячий человек видеть красивую картинку, смотреть фильм, читать книгу? (Для незрячих людей созданы специальные книги, которые они читают при помощи рук).
- Произошла беда, и человек стал незрячим, что он чувствует?
Ответы детей.
- Давайте закроем глаза, что вы видите? (Все исчезло). Встаньте с закрытыми глазами и походите. Что вы чувствуете?
- Как вы поведете себя при встрече с незрячим человеком?
Вывод: незрячим людям тяжело в жизни, потому что зрение – наиболее важный орган в познании мира.
- Только ли человеку нужно зрение?
- Для чего животным зрение?
- Есть ли животные, которые могут обходиться без зрения? (Крот).
- Как же он ориентируется в темноте? Добывает себе пищу?
Вывод: крот слепой, потому что живет под землей в полной темноте и видеть ему нечего. Он ориентируется с помощью слуха и обоняния, которые у него очень хорошо развиты. Крот за несколько метров слышит, как ползет червяк.
- Как вы думаете, у кого глаза зорче – у птиц или у водных животных?
- Давайте проверим. Вот корм для вашей щуки (показывает изображение мухи).
- Вам видно? Сейчас мы опускаем в воду и через слой воды рассматриваем корм.
- Когда корм видно лучше: в воздухе или в более плотной и темной воде на глубине? (В воде видно хуже).
- Вода плотная, она мешает глазам щуки рассматривать предметы.
- Может ли она рассмотреть предмет, который находится вдали?
- Нужны ли ей зоркие глаза?
Вывод: щука видит только вблизи, так как рассматривать дальние предметы ей мешают и плотность воды, и водные растения, и то, что вода бывает часто мутная.
- Обратите внимание: глаза рыбы расположены по бокам головы.
- Почему? (Помогает спасаться от врагов, рыба видит сразу три картинки: спереди, слева, справа).
- Вы слышали такое выражение «Глаз как у орла»?
- Почему так говорят? (Значит, у человека хорошее зрение).
- Действительно ли у орла хорошее зрение?
- Почему вы так решили? (Птицы видят корм с высоты, либо жертва очень маленькая – мошка).
- А еще глаза птиц могут настраиваться на близкие и дальние расстояния.
Вывод: зрение всех живых существ зависит от среды, в которой он живет.
Есть животные, которые обходятся без зрения, а есть те, которым оно просто необходимо.
- Что произойдет с этим животным, если оно потеряет зрение? (Оно погибнет, если ему не помочь).
- А у всех ли людей хорошее зрение?
- Какие приборы помогают человеку с плохим зрением?
- В результате чего может испортиться зрение?
- Я приготовила схемы – в эти рисунки с крестиком в углу. Что это означает? (Запрет на то, что может ухудшить зрение).
- Что обозначают остальные схемы? (То, что поможет нам сохранить хорошее зрение).
- Что нового вы узнали на занятии? С какими выражениями познакомились?
- О каких органах чувств вы бы еще хотели узнать подробнее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»
Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...
План конспект физкультурного занятия комбинированного типа для детей старшего возраста
Конспект физкультурного занятия со схемами и методическими указаниями....
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:· Сформировать ...
Конспект открытого занятия, познавательного развития, для детей старшего возраста с игровыми технологиями на тему: «Играем с Машей и Медведем».
Конспект занятия "Играем с Машей и Медведем"....
Тематическое занятие. Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на тему: «Страна, в которой мы живем. Природа России»
Закрепить знания детей о названии страны, ее природе, познакомиться с географической картой....
Конспект занятия по познавательному развитию Для детей старшего возраста
Памятники и исторические места Великой Отечественной войны»....
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Город мой, дорогой!"
Занятие по познавательному развитию познакомит детей и историей возникновения родного города, его названием. Воспитывать интерес к истории родногогорода и страны....