Формирование правовой грамотности и ответственности у дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Кирилина Марина Валентиновна

В данном материале предоставлены работы по формированию правовой грамотности и ответственноости у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirilina_m.v._-_kopiya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Цель:

- формировать правосознание детей

Задачи:

- закрепить знания детей об основных правах ребенка

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности

- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности ( за другого человека, начатое дело, данное слово)

- разъяснять общепринятые нормы и правила поведения

- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора

Оборудование и материалы:

- листы бумаги

- фломастеры и краски

- ножницы, клей, цветная бумага

Ход работы:

Воспитатель рассказывает о том, что узнали дети за прошедшее время и чему они научились. Говорит о том, что назрела необходимость формировать в детях активной жизненной позиции, побуждению к самосовершенствованию.  Повторяет те права, с которыми познакомились дети:

- право на имя, отчество и фамилию

- право ребенка жить и воспитываться в семье

- право на охрану здоровья

- право на защиту

- право на жилье и неприкосновенность жилища

- право на свободу

Затем педагог предлагает отобразить права детей в форме знаков.

После проведенного меропроиятия, демонстрируются детские работы.

Правовое воспитание дошкольников

 

Подготовила: Кирилина М.В.

«Формирование правовой компетентности дошкольников» - статья в социальной сети работников образования, 2012 год.

«Формирование правовой грамотности дошкольников» - методическая разработка в социальной сети работников образования, 2012 год.

«О правах и ответственностях» - статья на персональном сайте (narod.ru), 2012 год.

« Мои маленькие права » - статья во всероссийском журнале «Невский альманах», 5/2012 год.

« Формирование правовой грамотности дошкольников» - проведение мастер-класса на всероссийском круглом столе,  посвященному  «Реализации Основной образовательной программы дошкольного образования в свете федеральных государственных требований», 2012 год.

« Формирование у дошкольников основ правового воспитания » - выступление на региональном семинаре, посвященному «Аспектам нравственного воспитания в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования», 2012 год.

Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.год.

Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное./ Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

           

        По данной теме я работаю достаточно долго. Вопросы правового воспитания - считаю достаточно нужными, важными и своевременными. Сейчас правовая грамотность дошкольников достаточно актуальна. И на сегодняшний момент требуется максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Задачи

Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;

Сформировать модель единого культурного пространства « Ребенок – Семья – Социум»;

Воспитание будущего гражданина, активно участвующего в жизни общества, его полноправного члена.

Основополагающие документы

Международная конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989г.

Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.

Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.

Конституция РФ, 12.12.1993г.

Календарь правовых дат:

 

•21 век - Век ребёнка

•2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

•1 июня  - Международный день защиты детей

•4 июня – Международный день детей – жертв агрессии

•4 ноября -  День народного единства

•20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

•10 декабря День прав человека

•12 декабря – День Конституции Р Ф.

 

Международно-правовые акты по правам ребёнка:

•1924 г. – Женевская декларация прав ребенка

•1948 г.– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.

•1959 г.– Декларация прав ребёнка ( принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)

•1989 г.– Конвенция о правах ребёнка.

Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. Права человека – важнейшая  общечеловеческая ценность.

Организация Объединенных Наций провозгласила 2001—2010 гг. Международным десятилетием культуры, мира и ненасилия для детей Земли.

С наступлением XXI в., во всем мире проблема за щиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды  эксплуатации, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.

Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей Стране в системе дошкольного образования сделаны лишь пер вые шаги в этом направлении. Дошкольное детство — не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами

постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личности.

Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Отсюда назрела необходимость создания профессиональной разработки по формированию правового воспитания детей дошкольного  возраста». Основной целью которой, будет являться  — формирование правосознания ребенка. И важнейшими задачами поставленными в данной разработке будут представлены :

знакомство детей с основными документами по защите прав человека;

развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;

формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);

разъяснение общепринятых норм и правил поведения;

активизация словаря ребенка в связи с расширением его кругозора. Следовательно, при столь плодотворной работе и будут актуальны следующие результаты, как:

- повышение уровня правовой культуры родителей

- сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов

- активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей

- знакомство с понятиями: ответственность, достоинство, доброжелательность.

Дошкольник должен знать свои права и уметь уважать права других людей, поэтому воспитание правовой культуры необходимо с дошкольного возраста.

С детства нужно развивать уверенность в себе, самоуважение и

 уважение к другим.

Практическая ценность данной разработки является в том, что она дает возможность формирования активной жизненной позиции, побуждает желание к самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой грамотности дошкольников

В  данном материале прелагается вопрос о правовой грамотности дошкольников и защите прав ребенка. При этом вопрос об обязанностях поднимается достаточно на высокий уровень....

Проект " Маленький гражданин большого мира" Формирование правовой грамотности у старших дошкольников.

Формирование  у старших дошкольников знаний о своих правах и обязанностях....

Методическая разработка " Формирование элементарной правовой грамотности у дошкольников 6 лет"

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...

Презентация из опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста"

Презентация опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста черезреализацию проектов образовательной области" Речевое развитие"...