Формирование правовой грамотности и ответственности у дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
В данном материале предоставлены работы по формированию правовой грамотности и ответственноости у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirilina_m.v._-_kopiya.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Цель:
- формировать правосознание детей
Задачи:
- закрепить знания детей об основных правах ребенка
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности
- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности ( за другого человека, начатое дело, данное слово)
- разъяснять общепринятые нормы и правила поведения
- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора
Оборудование и материалы:
- листы бумаги
- фломастеры и краски
- ножницы, клей, цветная бумага
Ход работы:
Воспитатель рассказывает о том, что узнали дети за прошедшее время и чему они научились. Говорит о том, что назрела необходимость формировать в детях активной жизненной позиции, побуждению к самосовершенствованию. Повторяет те права, с которыми познакомились дети:
- право на имя, отчество и фамилию
- право ребенка жить и воспитываться в семье
- право на охрану здоровья
- право на защиту
- право на жилье и неприкосновенность жилища
- право на свободу
Затем педагог предлагает отобразить права детей в форме знаков.
После проведенного меропроиятия, демонстрируются детские работы.
Правовое воспитание дошкольников
Подготовила: Кирилина М.В.
«Формирование правовой компетентности дошкольников» - статья в социальной сети работников образования, 2012 год.
«Формирование правовой грамотности дошкольников» - методическая разработка в социальной сети работников образования, 2012 год.
«О правах и ответственностях» - статья на персональном сайте (narod.ru), 2012 год.
« Мои маленькие права » - статья во всероссийском журнале «Невский альманах», 5/2012 год.
« Формирование правовой грамотности дошкольников» - проведение мастер-класса на всероссийском круглом столе, посвященному «Реализации Основной образовательной программы дошкольного образования в свете федеральных государственных требований», 2012 год.
« Формирование у дошкольников основ правового воспитания » - выступление на региональном семинаре, посвященному «Аспектам нравственного воспитания в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования», 2012 год.
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.год.
Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное./ Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
По данной теме я работаю достаточно долго. Вопросы правового воспитания - считаю достаточно нужными, важными и своевременными. Сейчас правовая грамотность дошкольников достаточно актуальна. И на сегодняшний момент требуется максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи
Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
Сформировать модель единого культурного пространства « Ребенок – Семья – Социум»;
Воспитание будущего гражданина, активно участвующего в жизни общества, его полноправного члена.
Основополагающие документы
Международная конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989г.
Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.
Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.
Конституция РФ, 12.12.1993г.
Календарь правовых дат:
•21 век - Век ребёнка
•2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
•1 июня - Международный день защиты детей
•4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
•4 ноября - День народного единства
•20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
•10 декабря День прав человека
•12 декабря – День Конституции Р Ф.
Международно-правовые акты по правам ребёнка:
•1924 г. – Женевская декларация прав ребенка
•1948 г.– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.
•1959 г.– Декларация прав ребёнка ( принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)
•1989 г.– Конвенция о правах ребёнка.
Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. Права человека – важнейшая общечеловеческая ценность.
Организация Объединенных Наций провозгласила 2001—2010 гг. Международным десятилетием культуры, мира и ненасилия для детей Земли.
С наступлением XXI в., во всем мире проблема за щиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.
Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей Стране в системе дошкольного образования сделаны лишь пер вые шаги в этом направлении. Дошкольное детство — не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов.
В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами
постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личности.
Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Отсюда назрела необходимость создания профессиональной разработки по формированию правового воспитания детей дошкольного возраста». Основной целью которой, будет являться — формирование правосознания ребенка. И важнейшими задачами поставленными в данной разработке будут представлены :
знакомство детей с основными документами по защите прав человека;
развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
разъяснение общепринятых норм и правил поведения;
активизация словаря ребенка в связи с расширением его кругозора. Следовательно, при столь плодотворной работе и будут актуальны следующие результаты, как:
- повышение уровня правовой культуры родителей
- сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов
- активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей
- знакомство с понятиями: ответственность, достоинство, доброжелательность.
Дошкольник должен знать свои права и уметь уважать права других людей, поэтому воспитание правовой культуры необходимо с дошкольного возраста.
С детства нужно развивать уверенность в себе, самоуважение и
уважение к другим.
Практическая ценность данной разработки является в том, что она дает возможность формирования активной жизненной позиции, побуждает желание к самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовой грамотности дошкольников
В данном материале прелагается вопрос о правовой грамотности дошкольников и защите прав ребенка. При этом вопрос об обязанностях поднимается достаточно на высокий уровень....
Проект " Маленький гражданин большого мира" Формирование правовой грамотности у старших дошкольников.
Формирование у старших дошкольников знаний о своих правах и обязанностях....
Методическая разработка " Формирование элементарной правовой грамотности у дошкольников 6 лет"
Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку...
Правовая грамотность дошкольников в условиях ДОУ
правовая грамотность...
РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...
Презентация из опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста"
Презентация опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста черезреализацию проектов образовательной области" Речевое развитие"...
Выступление в рамках обучающего семинара «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников» Тема: «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольног
В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" по созданию развивающей ландшафтной среды на территории учреждения....