Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интегрированное занятие по экологии. Повторение зимующих птиц, их описание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
по экологическому воспитанию
для детей старшего возраста
«Зимующие птицы»
Разработала Парфени Наталия Вячеславовна
Москва 2013
Зимующие птицы
Программное содержание. Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, местоимениями. Расширять словарный запас.
Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Плакат «Птичья столовая».
Ход занятия
- Вступление.
Воспитатель. Дети, кто мне скажет, какое сейчас время года? (Зима). Ребята, давайте вспомним, каких птиц мы видим в городе зимой? Давайте перечислим их (воробей, сорока, ворона, голубь…). А в лесу, каких птиц мы можем увидеть? (снегирь, синица, дятел, клест, свиристель).
Вот интересно, почему эти птицы не улетели в теплые края? Почему остались зимовать? ( Потому что им есть, что кушать, не боятся мороза).
Скажите, а как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетная).
- Основная часть.
Воспитатель. Дети, сейчас я вам загадаю загадки, а вы будете их отгадывать и на доску вешать правильные картинки. Вверху доски, где кружочек, мы выставим тех птиц, которые обитают в лесу, а внизу, где квадратик, выставим тех птиц, которые живут в городе.
- Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам гуляет, крохи собирает (Воробей)
- Эта птица непоседа
Одного с березой цвета
Кто это? (Сорока)
- Она маленькая птичка
И зовут ее … (Синичка)
- Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первый снегом на рябине, он появится опять (Снегирь)
- Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой, все равно ты будешь мой! (Дятел)
- Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым. Кле-кле-кле! Поет со свистом! (Клест)
- Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.
Видишь – кружат двадцать пар, и кричат: кар-кар-кар. (Ворона)
Воспитатель. Ребята, давайте опишем этих птиц.
Ребенок. Воробей – маленький, подвижный, с округлой головой, короткой шеей, овальное туловище, короткие и округлые крылья. Клюв тонкий, твердый к концу заостренный, короткие, но сильные ножки.
Воспитатель. Где же зимуют воробьи? (В щелях стен, под крышами домов, в скворечнике). Чем питаются? (Крошками, семенами). Где они пищу находят? ( Во дворах, в кормушках).
Ребенок. Дятел - вверх туловища – голова, шея, спина и крылья черные, а на голове и шее белые пятна, низ туловища белый, подхвостье и темя красные. У дятла крепкий, длинный клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее личинки, насекомых.
Воспитатель. Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет). А где проводит большую часть времени? (На дереве). Только дятел может уничтожить столько насекомых. Дятла считают санитаром леса.
Ребята, а теперь давайте сравним дятла и воробья. (Воробей маленький, дятел большой. У дятла клюв маленький, а у воробья короткий. Ножки у воробья короткие, а у дятла длинные. Также отличаются расцветкой).
Ребенок. Ворона – черная голова, крылья и хвост, остальное оперение черно-серое. Днем она промышляет в огороде, на свалках, а на ночь улетает в парк и ночует на деревьях.
Воспитатель. Клест – это необычная птица, давайте опишем ее.
Ребенок. Окраска оперения оранжево-красное, крылья и хвост буро-черные. Клюв у него скрещенный и изогнутый, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Воспитатель. А теперь давайте сравним ворону и клеста. (Различаются размерами, окраской, выводкой птенцов, клювом).
Проводится физ. минутка.
Широкая река (дети разводят руки в стороны)
Уснула подо льдом (складывают ладони «лодочкой» под щечками)
По узенькой тропинке мы к проруби идем. (Подвигаются вперед семенящими шагами)
Широкою дугою повис над речкой мост. (Выполняют наклоны в сторону)
На узеньких перилах сидит замерзший клест. (Попеременно: левую руку вытягивают вперед, правую отводят назад и наоборот)
По узенькой тропинке вернемся мы домой (Продвигаются вперед на носочках)
Польем мы горку снежную холодною водой. (Ритмично хлопают в ладоши)
3. Игровая часть
Воспитатель. Ребята, а теперь мы с вами поиграем. Закройте глазки, пока я считаю до пяти. Посмотрите на доску и скажите «Что лишнее? (Проводится игра «Что лишнее?»)
Игра «Скажи наоборот»
Все птицы разные. А) Снегирь малоподвижный, а синица …(юркая). Б) У воробья клюв короткий, а у дятла…(длинный). В) Синица маленькая, а ворона… (большая). Г) Синица высиживает птенцов летом, а клест…(зимой).
Игра «Подбор прилагательных»
А) Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)
Б) Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
В) Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)
Г) Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая)
Д) Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый)
Е) Про кого из зимующих птиц можно сказать мой…(клест, дятел, снегирь, воробей, голубь). А про кого моя… (ворона, синица, свиристель, сорока). А про кого мои…
Выставляем картину самолет.
Воспитатель. Ребята, у меня есть еще одна картинка. Что это? (Самолет). Давайте сравним самолет и птицу. Чем они отличаются? (Самолет – неживой, Птица – живая. Самолетом управляет пилот, а птица летает сама.)
А чем же они похожи? (Есть крылья, хвост и летают).
- Итог. Плакат «Птичья столовая»
Выставляем плакат «Птичья столовая»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой у меня есть плакат. Что вы видите? Правильно, птицы кушают, обедают в птичьей кормушке. Это можно сказать «Птичья столовая»
Дети, как и чем мы с вами можем помочь птицам зимой? (Подкормить)
Какую пользу приносят птицы людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды. Радуют нас песнями, украшают природу)
Ребята, мы с вами сегодня повторили зимующих птиц, а давайте вспомним некоторых перелетных птиц. (Жаворонок, ласточка, кукушка, скворец, грач…) Скажите, если не будет птиц, что может произойти в природе? (Исчезнут все деревья и кусты, а если не будет деревьев, то не будет кислорода и нам нечем будет дышать).
Ребята, все в природе взаимосвязано. Давайте вместе с вами сделаем пальчиками замочек и поднимем ручки вверх.
Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде и будете о них заботиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...