Познавательно- исследовательский проект «Я и МОЙ МИР ».
по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Храмова Лидия Николаевна

Значение природы в жизни ребенка очень велико и многообразно, так как природа является источником материальных и культурных благ человека. Воспитательное значение природы трудно переоценить так как общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче и будит в нем лучшие чувства. Ребенок, знакомясь с  изменениями в природе в разное время года, приобретает знания необходимые для формирования таких качеств, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически  мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе , но и способствуют формированию у детей лучших черт характера , таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Проект  " Я и МОЙ МИР"-  помогает детям развивать повышенный интерес к  окружающему миру ; проведению демонстрационных опытов на занятиях, к самостоятельному экспериментированию. Для этого в уголке экспериментирования выставлен нужный для этого материал. Опыт, проводимый ребенком самостоятельно,  даёт возможность  выдвигать и проговаривать множество гипотез-догадок и предлагает ребенку предугадать ожидаемые результаты. Всё это положительно сказывается на умение ребенка делать соответствующие выводы, на развитии речи, аккуратности и четкости в выполнении отдельных операций. Познание детьми основ экологической культуры ,в основном ,зависит от воспитателя, от его экологической грамотности и эрудиции ,понимания важности воспитания в формировании личности ребенка, умении увлечь, их родителей

И увлекаться этими проблемами самой. Поэтому эколого-развивающая среда должна  не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагога.

Считаю эффективной  формой совместной деятельности детей и взрослых технологию – метод проекта, которая позволила решить мне данную проблему. При построении проекта учитывала следующие принципы:    

 1.)Последовательное распределение  программного материала с учётом возрастающей детской компетентности;

 2).Интеграция программных областей знаний: экология + развитие речи +  двигательная активность;

 3).Развивающий        характер    обучения, основанный на детской активности в  экспериментировании, решении проблемных ситуаций;

 4). Рациональное сочетание разных видов детской деятельности(согласно возрасту  интеллектуальные, двигательные,  эмоциональные нагрузки).

5). Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.

.6). Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;

7).Сотрудничество между детьми, педагогами     и родителями.

Актуальность проекта заключается в том, что традиционные и инновационные «экологические пространства" группы используются для культурно- коммуникативной,  оздоровительной, духовно –  эмоциональной, практически – действенной, опытно –  экспериментальной,  художественно – творческой, интеллектуально – познавательной деятельности  детей.

С учетом этого целями и задачами  данного проекта стали:

Цель-Формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста и способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.

Задачами работы по этой системе являются:

1.Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

2.Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

3.Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле.

4Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

5.Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

6. Расширение сознания и кругозора детей, раскрытие и развитие творческого потенциала.

7.Формировать в сознании детей реалистические представления об окружающей природе, умение ухода за растениями, основанное на экспериментах, воспитывать осознанное отношение к природе.

8.Развитие гуманизма и справедливости, предполагающих активную и действенную позицию ребенка по отношению к животным, предупреждать у детей бессердечное отношение к ним.

Познание детьми основ экологической культуры в основном зависит от воспитателя, от его экологической грамотности и эрудиции, понимания важности воспитания в формировании личности ребенка, умении увлечь детей, их родителей и увлекаться этими проблемами самой. Поэтому эколого-развивающая среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма каждого педагога и родителя. Поэтому участниками проекта являются:

1. Педагогический коллектив.2. Дети,  посещающие детский сад. 3. Семьи детей.4. Общественность.

Для реализации данного проекта, была проведена большая подготовительная работа:

1. Наблюдение за процессами, происходящими в природе .

 2.Рассматривание фотографий, иллюстраций  о  явлениях ,происходящих  в мире, беседы  по их содержанию.

 3. Чтение экологических сказок, рассказов; отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, скороговорок.

 4.Просмотр  мультимедийных презентаций по теме «Я и МОЙ МИР»».

5.Слушание звуков природы.

6.Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации.

7.Работа с библиотекой МДОУ.

 8.Выставки поделок, рисунков и аппликаций.

 Для того , чтобы эксперименты проводились качественно и результативно д , был правильно подобран учебный материал и оборудование. В группе был  создан уголок для проведения экспериментов ,где  дети могли , самостоятельно провести интересующий их опыт.                  

 Для качественного  проведения занятий и дальнейшего развития интереса детей к экспериментированию, был составлен план взаимодействия  с родителями: 

 1.  Проведение открытых занятий с детьми в ДОУ на темы « Природа род-ного края»,  « Воздух и его свойства», « Красота и гармония окружающего мира». Проведение экологической акции : «Спасаем нашу планету», «Береги воду» .

2.Создание экологической комнаты и экспериментальной лаборатории  для проведения экспериментов, изготовления кормушек, макетов  элементов природы « Вулкан» ,«Планетарий», «Солнечная система» и др; подбор  литературы .

3.   .Анкетирование родителей:  «Экологическое воспитание детей в семье» и « Ваше отношение  к красоте природы» и др.

4.  Создание творческих игр с вхождением в образ   персонажей и решением проблемных ситуаций.

5.   Посещение семьи.

6.   Педагогические беседы с родителями : « Помощь взрослого в проведении эксперимента в домашних условиях»,    « Развитие интереса детей к

окружающему миру» и др.              

 7. Тематические консультации.

 8.  Презентация продуктов совместного труда : участие детей в конкурсах поделок из природного материала и  в выставках рисунков на экологическую тему на республиканском и российском уровне.

 9. Проведение  «Круглого стола» с родителями на тему: «Наблюдение- основа чувственного познания природы»,  организация экскурсий  и

походов .

Работа над проектом дала положительные результаты:

1. Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса.

2.Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о мире, о нашей планете, о растительном и животном мире.

3.У детей сформировались конкретно-образные представления об окружающей действительности .

4.Расширился кругозор детей по темам  проекта.

5.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

6.Расширился и активизировался словарный запас детей.

7.Улучшилась мелкая моторика рук.

8.Проявилось активное . участие воспитанников и родителей по отношению сохранения природы для потомков.

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации экспериментирования в ДОУ, материалы проекта « Я и МОЙ МИР» были предложены для ознакомления и изучения, так же были проведены консультации, занятия мастер- классов, наблюдение за экспериментальной деятельностью детей в свободное время. На основе проведенной работы, можно сделать следующие выводы, что  дети могут ставить перед собой цели и задачи  данного опыта; решать определенные проблемы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности и осуществлять эксперимент, с дальнейшей фиксацией результата.

Из всего выше сказанного, можно сказать, что поощряя любознательность детей и обогащая их знания о мире, мы направляем их активную двигательную деятельность и продолжаем развивать детскую любознательность  в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_zhurnal_po_proektu.docx589.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Л.Н.Храмова    ,воспитатель 1 категории

                                      МДОУ «Детскийсад №99»

                               комбинированного вида

             г. Саранска.Мордовия.

Познавательно- исследовательский  проект «Я и МОЙ МИР ».

Значение природы в жизни ребенка очень велико и многообразно, так как природа является источником материальных и культурных благ человека. Воспитательное значение природы трудно переоценить так как общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче и будит в нем лучшие чувства. Ребенок, знакомясь с  изменениями в природе в разное время года, приобретает знания необходимые для формирования таких качеств, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически  мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе , но и способствуют формированию у детей лучших черт характера , таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

                                                                                                                                

Проект  " Я и МОЙ МИР"-  помогает детям развивать повышенный интерес к  окружающему миру ; проведению демонстрационных опытов на занятиях, к самостоятельному экспериментированию. Для этого в уголке экспериментирования выставлен нужный для этого материал. Опыт, проводимый ребенком самостоятельно,  даёт возможность  выдвигать и проговаривать множество гипотез-догадок и предлагает ребенку предугадать ожидаемые результаты. Всё это положительно сказывается на умение ребенка делать соответствующие выводы, на развитии речи, аккуратности и четкости в выполнении отдельных операций. Познание детьми основ экологической культуры ,в основном ,зависит от воспитателя, от его экологической грамотности и эрудиции ,понимания важности воспитания в формировании личности ребенка, умении увлечь, их родителей

И увлекаться этими проблемами самой.                                                                                                                       Поэтому эколого-развивающая среда должна  не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагога.

Считаю эффективной  формой совместной деятельности детей и взрослых технологию – метод проекта, которая позволила решить мне данную проблему. При построении проекта учитывала следующие принципы:   

 1.)Последовательное        распределение        программного материала с учётом возрастающей детской компетентности;

 2).Интеграция программных областей знаний: экология + развитие речи +  двигательная активность;

 3).Развивающий        характер        обучения, основанный на детской активности в  экспериментировании,        решении проблемных ситуаций;

 4). Рациональное сочетание разных видов детской деятельности(согласно возрасту        интеллектуальные, двигательные,  эмоциональные нагрузки).

5). Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.

.6). Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;

7).Сотрудничество между детьми, педагогами         и родителями.

Актуальность проекта заключается в том, что традиционные и инновационные «экологические пространства" группы используются для культурно- коммуникативной,  оздоровительной, духовно –  эмоциональной, практически – действенной, опытно –  экспериментальной,  художественно – творческой, интеллектуально – познавательной деятельности  детей.

С учетом этого целями и задачами  данного проекта стали: 

Цель-Формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста и способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.

Задачами работы по этой системе являются:

1.Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

2.Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

3.Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле.

4Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

5.Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

6. Расширение сознания и кругозора детей, раскрытие и развитие творческого потенциала.

7.Формировать в сознании детей реалистические представления об окружающей природе, умение ухода за растениями, основанное на экспериментах, воспитывать осознанное отношение к природе.

8.Развитие гуманизма и справедливости, предполагающих активную и действенную позицию ребенка по отношению к животным, предупреждать у детей бессердечное отношение к ним.

Познание детьми основ экологической культуры в основном зависит от воспитателя, от его экологической грамотности и эрудиции, понимания важности воспитания в формировании личности ребенка, умении увлечь детей, их родителей и увлекаться этими проблемами самой. Поэтому эколого-развивающая среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма каждого педагога и родителя. Поэтому участниками проекта являются:

1. Педагогический коллектив.2. Дети,  посещающие детский сад. 3. Семьи детей.4. Общественность.

Для реализации данного проекта, была проведена большая подготовительная работа:

1. Наблюдение за процессами, происходящими в природе .

 2.Рассматривание фотографий, иллюстраций  о  явлениях ,происходящих  в мире, беседы  по их содержанию.

 3. Чтение экологических сказок, рассказов; отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, скороговорок.

 4.Просмотр  мультимедийных презентаций по теме «Я и МОЙ МИР»».

5.Слушание звуков природы.

6.Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации.

7.Работа с библиотекой МДОУ.

 8.Выставки поделок, рисунков и аппликаций.

 Для того , чтобы эксперименты проводились качественно и результативно д , был правильно подобран учебный материал и оборудование. В группе был  создан уголок для проведения экспериментов ,где  дети могли , самостоятельно провести интересующий их опыт.

        

Для качественного  проведения занятий и дальнейшего развития интереса детей к экспериментированию, был составлен план взаимодействия  с родителями: 

 1.  Проведение открытых занятий с детьми в ДОУ на темы « Природа род-ного края»,  « Воздух и его свойства», « Красота и гармония окружающего мира». Проведение экологической акции : «Спасаем нашу планету», «Береги воду» .

2.Создание экологической комнаты и экспериментальной лаборатории  для проведения экспериментов, изготовления кормушек, макетов  элементов природы « Вулкан» ,«Планетарий», «Солнечная система» и др; подбор  литературы .

3.   .Анкетирование родителей:  «Экологическое воспитание детей в семье» и « Ваше отношение  к красоте природы» и др.

4.  Создание творческих игр с вхождением в образ   персонажей и решением проблемных ситуаций.

5.   Посещение семьи.

6.   Педагогические беседы с родителями : « Помощь взрослого в проведении эксперимента в домашних условиях»,    « Развитие интереса детей к

окружающему миру» и др.

                                 

 7. Тематические консультации.

 8.  Презентация продуктов совместного труда : участие детей в конкурсах поделок из природного материала и  в выставках рисунков на экологическую тему на республиканском и российском уровне.

 9. Проведение  «Круглого стола» с родителями на тему: «Наблюдение- основа чувственного познания природы»,  организация экскурсий  и

походов .

Работа над проектом дала положительные результаты:

1. Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса.

2.Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о мире, о нашей планете, о растительном и животном мире.

3.У детей сформировались конкретно-образные представления об окружающей действительности .

4.Расширился кругозор детей по темам  проекта.

5.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

6.Расширился и активизировался словарный запас детей.

7.Улучшилась мелкая моторика рук.

8.Проявилось активное . участие воспитанников и родителей по отношению сохранения природы для потомков.

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации экспериментирования в ДОУ, материалы проекта « Я и МОЙ МИР» были предложены для ознакомления и изучения, так же были проведены консультации, занятия мастер- классов, наблюдение за экспериментальной деятельностью детей в свободное время. На основе проведенной работы, можно сделать следующие выводы, что  дети могут ставить перед собой цели и задачи  данного опыта; решать определенные проблемы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности и осуществлять эксперимент, с дальнейшей фиксацией результата.

Из всего выше сказанного, можно сказать, что поощряя любознательность детей и обогащая их знания о мире, мы направляем их активную двигательную деятельность и продолжаем развивать детскую любознательность  в процессе экспериментирования.


                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...